Проект «Совершенствование системы работы с родителями через создание и внедрение моделей родительского образования»
КУДЫМКАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема инновационного проекта
«Совершенствование системы работы с родителями через создание и внедрение моделей родительского образования»
I. Сведения о проекте
1.1. Паспорт проекта
Наименование Проекта |
«Совершенствование системы работы с родителями через создание управленческой и содержательной моделей родительского образования взрослых и детей» |
Срок реализации Проекта |
2016-2019гг. |
Разработчики Проекта |
1. Администрация, педагогический коллектив МАОУ «Кувинская СОШ». 2. Родительский комитет. |
Основные исполнители Проекта |
Коллектив учащихся, их родителей, педагогов МАОУ «Кувинская СОШ» |
Цель Проекта |
Разработать и внедрить в образовательном учреждении управленческую и содержательную модели родительского образования взрослых и детей, способствующих инновационному развитию его образовательной среды, обеспечивающих формирование основ родительской культуры взрослых и детей. |
Задачи Проекта |
Организовать работу Школ: родительского актива, семейного уклада для уч-ся 1-11 классов, любящих родителей для родителей уч-ся 1-11кл, будущего первоклассника для детей и родителей будущих первоклассников. Обучить кураторов Школ в НКО ЧОУ «Академия родительского образования» г. Перми. Разработать мониторинг качества родительского образования. Формировать: Представление родителей и детей об истинном предназначении мужчины и женщины; о порядке организации жизни семьи; о принципах детско-родительских отношений в семье; потребность в изучении истории своего рода, семьи; знания о правах и обязанностях родителей и детей. Способствовать: - формированию семейных традиций в организации содержательного досуга; - повышению уровня активности родителей в жизни класса и школы. - формированию родительской культуры родителей. |
1.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
Состав учащихся школы не однороден: есть учащиеся, находящиеся в социально опасном положении (5человек), состоящие на внутришкольном учете (7 человек). Так же обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (4 учащихся).
Всего в школе обучаются дети из 150 семей, 90% из которых – малообеспеченные, 28% - неполные, 33,3% - многодетные, семей с опекаемыми детьми – 1,3%, семей, находящихся в СОП – 2%, семей, дети в которых состоят на учете в ОДН – 2%. Родителей с высшим образованием – 9%, без образования - 40%. Безработных родителей 28,2%, семей, в которых не работают оба родителя – 14%. В 3 семьях родители побывали в местах лишения свободы. Есть неблагополучные семьи, родители в которых злоупотребляют алкоголем.
Работа с семьями учащихся в школе традиционно ведётся по разным направлениям согласно подпрограмме «Семья».
Посещаемость родителями классных родительских собраний составляет 55%, общешкольных собраний – 35%.
Родители неохотно приходят на собрания, не проявляют активности в общешкольных мероприятиях, проявляют потребительское отношение к сфере образования вообще. В результате низок уровень общей родительской культуры, родители не стремятся получить ответы на возникающие в процессе воспитания вопросы, не задумываются о важных аспектах воспитания, что ведет к нарушению детско-родительских отношений и, как следствию, к не успешности детей.
Решение данной задачи возможно при совершенно новых подходах к развитию системы работы с родителями: создании управленческой и содержательной моделей родительского образования.
1.3. Основная идея Проекта
Основная идея проекта заключается в создании и реализации моделей родительского образования взрослых и детей (управленческой и содержательной), содержащих принципиально новые подходы к организации работы с родителями, позволяющих определить новую стратегическую линию работы руководителя и педагогического коллектива школы с родителями учащихся, которая позволит решить приоритетную задачу: повысить уровень родительской культуры.
1.4. Обоснование значимости Проекта для развития системы образования в Кудымкарском районе
Независимо от социально-экономического положения родителей, от социального и культурного статуса своих семей, дети имеют право на достойное воспитание, любовь, добрые взаимоотношения с родителями и другими членами семьи.
Актуальность проекта очевидна исходя из количества школ Кудымкарского района, находящихся в сложном социальном контексте. Через сетевое взаимодействие на уровне района, педагоги, работающие в сложном социальном контексте, могут и должны усовершенствовать работу с родителями учащихся.
Такие формы работы, как круглые столы, семинары, конференции, консультации, позволят школе поделиться опытом работы с коллегами школ района.
1.5. Ожидаемые результаты и эффекты Проекта
Результаты |
Эффекты |
Повышение квалификации учителей: курсы по родительскому образованию |
Профессиональная компетентность учителей, овладение новыми формами и методами работы с родителями, новыми технологиями |
Обмен опытом через сетевое взаимодействие в районе и регионе |
Консультирование и поддержка школ, создание методической копилки для работы школ в сложном социальном контексте |
Новая модель управления работой с родителями, согласованная с педагогическим коллективом и родительской общественностью |
Стимулирование педагогов, в том числе материальное в зависимости от конкретных результатов |
Повышение уровня активности родителей |
Повышение мотивации родителей учащихся к самосовершенствованию в роли родителей, формированию семейных традиций в организации содержательного досуга |
Развитие инструментов мониторинга качества родительского образования |
Возможность корректировки работы |
Организация работы Школ: родительского актива, семейного уклада для уч-ся, любящих родителей, будущего первоклассника |
Развитие рефлексивных умений родителей и детей, формирование представления: - об истинном предназначении мужчины и женщины; - о порядке организации жизни семьи; - о принципах детско-родительских отношений в семье; потребности: - в изучении истории своего рода, семьи; знания: - о правах и обязанностях родителей и детей. |
Основной результат: Создание и внедрение в образовательный процесс организационной и содержательной моделей внутришкольной системы родительского образования, способствующих инновационному развитию образовательной среды учреждения, обеспечивающих повышение уровня родительской культуры |
Повышение эффективности и результативности управленческой деятельности в системе работы с родителями; Повышение уровня родительской культуры; Повышение уровня активности родителей. |
Показатели планируемых результатов и эффектов при реализации Проекта
№ |
Количественные/качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач |
Единица измерения |
Базовое значение показателя |
Планируемое значение показателя по годам реализации |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
||||||
1 |
Посещение родителями занятий Школы любящих родителей |
Процент |
15% |
20% |
25% |
30% |
||
2 |
Количество родителей, задействованных в родительском образовании |
Процент |
17% |
30% |
40% |
50% |
||
3 |
Посещение родителями классных родительских собраний |
Процент |
45% |
55% |
65% |
75% |
||
4 |
Посещение родителями общешкольных родительских собраний |
Процент |
25% |
35% |
50% |
75% |
||
5 |
Доля родителей, принявших участие в семейных мероприятиях |
Процент |
40% |
60% |
75% |
90% |
||
6 |
Классные мероприятия, проведенные совместно с родителями |
Кол-во |
55 |
70 |
80 |
90 |
||
7 |
Педагоги, обученные технологиям родительского образования |
Кол-во |
20 |
23 |
25 |
30 |
||
8 |
Педагоги, принявшие участие в конкурсах методических разработок по родительскому образованию |
Кол-во |
5 |
10 |
15 |
20 |
||
9 |
Количество отцов, принявших участие в семейных мероприятиях |
Кол-во |
15 |
20 |
25 |
30 |
||
10 |
Охват учащихся родительским образованием |
Процент |
10 |
25 |
50 |
100 |
||
11 |
Наличие Дипломантов: «Новичок» - среди уч-ся 4 классов, «Знаток» – среди уч-ся 9 класса, «Отличник семейного образования» - среди уч-ся 11 класса |
Процент |
0 |
10 |
20 |
30 |
||
12 |
Ведение Портфолио семьи, участие в оформлении Семейных книг, исследовательских работ по изучению родословной |
Процент |
10 |
20 |
30 |
50 |
||
13 |
Наличие Дипломантов «Отличник семейного образования» |
Кол-во |
5 |
10 |
15 |
20 |
1.6. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
Критерии |
Показатели |
Результаты, касающиеся учащихся |
|
Уровень воспитанности |
Положительная динамика |
Охват учащихся уроками семейной любви и другими технологиями родительского образования |
100% |
Уровень сформированности основ родительской культуры у детей |
Положительная динамика. Наличие Дипломантов: «Новичок» - среди уч-ся 4 классов, «Знаток» – среди уч-ся 9 класса, «Отличник семейного образования» - среди уч-ся 11 класса |
Потребность в изучении истории своего рода, семьи |
Ведение Портфолио семьи, участие в оформлении Семейных книг, исследовательских работ по изучению родословной |
Результаты, касающиеся родителей |
|
Мотивация родителей к повышению собственного уровня родительской культуры |
Положительная динамика посещаемости родителей Школы любящих родителей, родительских собраний |
Активность родителей в жизни класса, школы |
Положительная динамика участия родителей в классных и общешкольных мероприятиях |
Охват родителей будущих первоклассников семейным образованием |
100% родителей будущих первоклассников |
Охват отцов учащихся семейным образованием |
Положительная динамика |
Доля родителей из неблагополучных семей, посетивших занятия в Школе любящих родителей |
Положительная динамика |
Потребность в изучении истории своего рода, семьи |
Ведение Портфолио семьи, оформление Семейных книг, исследовательских работ по изучению родословной |
Уровень сформированности основ родительской культуры |
Положительная динамика. Наличие Дипломантов «Отличник семейного образования» |
Удовлетворенность работой школы с родителями |
Положительная динамика |
Результаты, касающиеся педагогов |
|
Мотивация педагогов к применению технологий родительского образования в образовательном процессе |
Увеличение количества педагогов, обученных технологиям родительского образования и применяющих данные технологии на практике |
Количество педагогов, обученных технологиям родительского образования |
Положительная динамика |
Применение технологий родительского образования |
100% обученных педагогов |
Количество педагогов – участников конкурсов методических разработок занятий с применением технологий родительского образования |
Положительная динамика |
Количество педагогов – участников конференций по родительскому образованию |
Положительная динамика |
Количество педагогов – участников районных и пр. семинаров по родительскому образованию |
Положительная динамика |
Результаты, касающиеся образовательного процесса в целом |
|
Организация образовательного процесса |
Использование современных технологий работы с родителями |
Наличие инструментов анализа и оценки образовательного процесса |
Мониторинг качества родительского образования |
Управление образовательным процессом |
Новая модель управления работой с родителями |
Положительный имидж школы в районе, крае |
Наличие районных, краевых благодарностей, грамот |
1.7. Описание основных мероприятий проекта
В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом президента РФ № 761 от 01.06.2012г, Региональной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом губернатора Пермского края № 60 от 24.05.2013г в Российской Федерации, Пермском крае, Программы развития школы на 2017-2020гг реализуются меры, направленные на развитие внутренних ресурсов семьи, семейного благополучия.
Целью создания в учреждении организационно – управленческой и содержательной моделей родительского образования является обеспечение необходимых условий для повышения уровня родительской культуры взрослых и детей.
В результате реализации Проекта будет обеспечено создание и внедрение в образовательный процесс организационной и содержательной моделей внутришкольной системы родительского образования, способствующих инновационному развитию образовательной среды учреждения, обеспечивающих повышение уровня родительской культуры
Сроки реализации Проекта: сентябрь 2016г. – май 2019 г.
I этап – подготовительный - сентябрь 2016г – август 2017г
Содержание деятельности:
Формирование комплекса показателей для оценки состояния системы работы с родителями. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы работы, дает общую оценку результативности ее деятельности.
обсуждение с педагогическим и родительским коллективом концептуальных подходов к родительскому образованию;
разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность школы по родительскому образованию;
проведение социометрических исследований;
определение перечня показателей, индикаторов к показателям и распределение показателей по блокам процесса и результата;
разработка методики подсчета значений индикаторов;
разработка форм сбора первичной информации;
проведение оценочных процедур;
сбор первичной информации;
обработка данных.
Методы деятельности:
метод диалогового общения;
анкетирование участников образовательного процесса;
сбор и анализ информации;
иллюстративно-показательный (построение графиков, таблиц);
анкетирование и опросы родительской общественности;
Прогнозируемые результаты:
наличие нормативной базы родительского образования;
наличие информации о социальном окружении школы;
наличие результатов мониторинговых исследований;
выявление проблем в работе с родителями;
наличие инструментария для мониторинга качества родительского образования;
установление и определение необходимых ресурсов и обеспечения ими для достижения целей в области родительского образования.
II этап – реализация проекта – сентябрь 2017г – май 2019г
Содержание деятельности:
выполнение плана реализации изменений в работе с родителями;
текущий контроль за ходом проекта;
проектирование и реализация моделей родительского образования;
формирование нормативных, организационных, методических и критериальных основ.
Методы деятельности:
вербальные (индивидуальные и групповые):
консультации, беседы, педагогический совет, методическое совещание, работа проблемных групп;
исследовательский (изучение передового опыта педагогов);
использование управленческих технологий: технология наставничества, командообразования, проблемного анализа и планирования УВП, формирования и развития организационной культуры;
прогнозированный, эвристический, программированный, проблемно-поисковый, проектный;
иллюстративно-показательный (построение графиков, таблиц, изучение уровня родительской культуры);
технико-технологический (использование технических способов и устройств);
курсы повышения квалификации;
обмен опытом;
стимулирование учителей;
диагностика семейного благополучия;
портфолио учителя.
Прогнозируемые результаты:
реализация программы работы с родителями в соответствии с моделями родительского образования;
повышение педагогического мастерства учителей; проведение на базе школы районных семинаров; участие учителей в конкурсах районного, краевого и федерального уровня;
повышение родительской культуры;
внедрение эффективных педагогических технологий;
увеличение процента учебно-методических публикаций педагогами школы;
участие в профессиональных конкурсах, семинарах, вебинарах, педагогических конференциях;
совершенствование системы методического сопровождения педагогов по вопросам родительского образования;
повышение мотивации родителей к формированию родительской культуры;
выявление интересов, потребностей родителей, уровня их педагогической грамотности;
функционирование Школ для родителей;
популяризация достижений школы в СМИ;
увеличение числа родителей, обучающихся в Школах;
введение в практику проведение Дня семьи.
III этап – обобщающий – июнь-август 2019 года
Содержание деятельности:
анализ достигнутых результатов, определение перспектив и путей дальнейшего развития проекта;
анализ состояния качества родительского образования в образовательном учреждении;
сравнительный и проблемный анализ состояния системы родительского образования;
создание электронного пакета необходимых документов с графиками отчётов, формами отчётов, методическими рекомендациями, планами работы по различным направлениям;
управление мониторинговыми исследованиями;
выработка предложений, направленных на улучшение работы с родителями;
подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических советов, совещаний, семинаров, выставок и пр.;
подготовка к изданию информационных материалов о деятельности школы.
Методы деятельности:
сбор, сравнение, анализ, систематизация, обобщение результатов.
Прогнозируемые результаты:
повышение уровня воспитанности учащихся;
наличие положительной динамики родительской культуры;
наличие системы повышения квалификации педагогов;
функционирование уголка по родительскому образованию; специальной страницы на школьном сайте;
увеличение степени привлекательности школы для обучающихся и родителей, социальных партнеров.
1.8. Календарный план реализации проекта
Проект реализует организационно-управленческую модель (Приложение 1) и содержательную модель (Приложение 2) системы родительского образования взрослых и детей в МАОУ «Кувинская СОШ».
Этапы проекта |
Мероприятия проекта |
Сроки или период |
Отв-ые |
I этап – подготовительный сентябрь 2016г – август 2017г |
Создание координационного совета проекта (творческой группы педагогов) |
сентябрь 2016г |
Директор школы |
Разработка Положения о родительском образовании в МАОУ «Кувинская СОШ» |
До мая 2017г |
Директор школы |
|
Сбор данных по будущим первоклассникам и их семьям |
сентябрь 2016г. |
Зам. директора по УВР |
|
Обновление социального паспорта школы |
сентябрь 2016г. |
Социальный педагог |
|
Педагогический совет по теме «Единые подходы в организации родительского образования взрослых и детей в ОУ» |
Март 2017г. |
Директор школы |
|
Заседание Родительского комитета школы по теме «Единые подходы в организации родительского образования взрослых и детей в ОУ» |
Март 2017г. |
Зам. директора по ВР |
|
Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности работой школы по направлению «Работа с родителями». |
Январь 2017 г. |
Зам. директора по ВР |
|
Совещание при директоре на тему: Повышение уровня родительской культуры в рамках проекта «Управленческая и содержательная модели родительского образования в школе» |
Апрель 2017г. |
Директор школы |
|
Разработка мониторинга качества родительского образования взрослых и детей |
Апрель 2017г. |
Зам. директора по ВР |
|
Сбор данных о численности педагогов, обученных технологиям родительского образования |
Январь 2017г. |
Рук-ль ШМО по родительскому образованию |
|
Сбор данных об уровне активности родителей на уровне класса, школы |
Январь 2017г. |
Зам. директора по ВР |
|
Анализ уровня сформированности основ родительской культуры у детей и их родителей |
Май 2017 г |
Зам. директора по ВР |
|
II этап – реализация проекта август 2017 г – май 2020 г |
Разработка организационно-управленческой и содержательной моделей родительского образования |
Июнь 2017г |
Зам. директора по ВР |
Прохождение курсов повышения квалификации по родительскому образованию педагогов |
Июнь-декабрь 2017г |
Зам. директора по ВР |
|
Составление планов работы Школ: семейного уклада для уч-ся 1-11 классов; родительского актива для родителей уч-ся 1-11 классов; любящих родителей для родителей уч-ся 1-11 классов; будущего первоклассника для будущих первоклассников и их родителей |
Август 2017г |
Руководители (директора) Школ |
|
Функционирование Школ |
Сентябрь 2017г-май 2020г |
Руководители (директора) Школ |
|
Изучение родословных через организацию конкурсов, участие в конференциях, конкурсах исследовательских работ |
Сентябрь 2017г-май 2020г |
Педагоги |
|
Участие педагогов в конкурсах методических разработок, семинарах и конференциях районного и пр. уровня по родительскому образованию |
Сентябрь 2017г-май 2020г |
Зам. директора по ВР |
|
Трансляция опыта родительского образования в школьных, районных СМИ, в том числе на официальном сайте школы |
ежемесячно |
Рук-ль кружка «Юный корреспондент» |
|
Разработка и оформление уголка по родительскому образованию |
До декабря 2017г |
Зам. директора по ВР |
|
Организация и проведение (создание традиции) Дня семьи |
8 июня ежегодно |
Зам. директора по ВР |
|
Проведение районного методического объединения на базе школы по родительскому образованию |
ежегодно |
Зам. директора по ВР |
|
III этап –обобщающий Июнь-август 2019 года |
Анализ уровня педагогического мастерства в сравнении с предыдущим периодом |
Июнь 2019г |
Зам. директора по ВР |
Анализ достижений обучающимися и родителями положительных показателей в сравнении с предыдущим периодом |
Май 2019г |
Зам. директора по ВР |
|
Анализ достигнутых результатов, определение перспектив и путей дальнейшего развития проекта |
Май-июнь 2019г |
Педагоги |
|
Сравнительный и проблемный анализ состояния системы родительского образования в школе |
Май-июнь 2019г |
Зам. директора по ВР |
|
Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности работой школы по направлению «Работа с родителями» |
Июнь 2019г |
Зам. директора по ВР |
|
Выпуск сборников методических разработок «Уроки для любящих родителей», «Уроки семейного уклада для детей». |
ежегодно |
Зам. директора по ВР |
|
Подготовка предложений в программу развития школы по дальнейшему развитию проекта |
май 2019г. |
Педагоги |
|
Педагогический совет «Аналитический отчет по реализации проекта» |
Июнь 2019г |
Директор школы |
|
Обобщение опыта по родительскому образованию. Подготовка самоанализов. |
2019г |
Педагоги |
-
Ресурсное обеспечение проекта
-
-
Нормативное обеспечение проекта
-
№ |
Наименование нормативного правового акта |
Основные положения |
1 |
Конституция РФ |
Гарантирует государственную поддержку материнства, детства, семьи |
2 |
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование |
3 |
Указ президента РФ от 01.06.2012г № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг» |
Определяет основные проблемы и ключевые принципы деятельности в сфере детства, семейную политику детствосбережения в РФ |
4 |
Закон Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» |
Определяет особенности построения и деятельности системы образования в Пермском крае, регулирует иные отношения в сфере образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пермского края. |
5 |
Указ губернатора Пермского края от 24.05.2013г № 60 «Региональная стратегия действий в интересах детей в Пермском крае на 2013-2017гг» |
Определяет основные проблемы и ключевые принципы деятельности в сфере детства, семейную политику детствосбережения в Пермском крае |
6 |
Стратегия развития воспитания в РФ 2015-2025г. |
Определяет систему деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания |
7 |
Программа развития МАОУ «Кувинская СОШ» на 2017-2020 гг. |
Проектирует этапы развития школы, обеспечивает целенаправленность ее деятельности за счет четкого определения целей, ценностей, ориентированных на социальный заказ государства и местного социума, выделяет особенности организации учебно-воспитательного процесса |
8 |
Положение о системе оценки качества образования в МАОУ «Кувинская СОШ» |
Определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования |
9 |
Положение «О внутришкольном контроле» |
Регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией |
10 |
Положение «О временной творческой группе педагогов» |
Регламентирует деятельность творческой группы педагогов, которая является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединяющим учителей по решению определенных задач в образовательном процессе |
11 |
Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования» |
Регламентирует работу внеурочной деятельности – специально организованной для обучающихся 1-6 классов, представляющую собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении |
-
-
Финансовое обеспечение проекта
-
№ п/п |
Направления |
Год |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1 |
Изготовление уголка по родительскому образованию |
2017 |
Бюджетные средства |
30,0 |
2 |
Поощрение обучающихся, педагогов и родителей |
2017-2020 |
Субвенции, Бюджетные средства |
25,0 |
3 |
Оплата курсов повышения квалификации, командировок |
2017-2020 |
Бюджетные средства |
30,0 |
4 |
Выпуск сборников методических разработок по родительскому образованию |
2017-2020 |
Бюджетные средства |
20,0 |
1.9.4. Основные риски проекта и пути их минимизации
Основные риски проекта
№ п/п |
Основные риски проекта |
Пути их минимизации |
1 |
Инертность группы педагогов |
Убеждение в необходимости перемен, их популяризация и стимулирование. Обучение на курсах повышения квалификации по данной тематике |
2 |
Недостаточная активность родителей |
Стимулирование родителей к участию в школьных мероприятиях через публикации в СМИ |
3 |
Недостаточность финансирования |
Привлечение внебюджетных средств |
1.9.5. Предложения по распространению и внедрению проекта в массовую практику
1. В результате работы над проектом в школе будет внедрена оптимальная модель родительского образования, механизмы реализации модели, методические рекомендации, нормативные документы для школ, работающих в сложном социальном контексте.
2. Проведение конференции, семинаров на базе школы по теме «Родительское образование» на муниципальном и краевом уровнях позволят распространить опыт, которым воспользуются другие образовательные учреждения.
3. Оформление результатов проекта в виде сборников методических разработок, публикаций в СМИ так же позволит распространить опыт по родительскому образованию.
4. На уровне школ муниципального района в программу развития будет включена проектная линия «Родительское образование», что позволит сделать работу с родителями целенаправленной и в системе.
5. В программе развития муниципального района появится раздел «Развитие родительского образования».
Приложение 1
Содержательная модель
системы родительского образования взрослых и детей
в МАОУ «Кувинская СОШ»
Кудымкарского муниципального района Пермского края
Цель: формирование основ родительской культуры взрослых и детей
Задачи:
Формировать представление:
- об истинном предназначении мужчины и женщины;
- о порядке организации жизни семьи;
- о принципах детско-родительских отношений в семье;
потребность:
- в изучении истории своего рода, семьи;
знания:
- о правах и обязанностях родителей и детей.
Способствовать:
- формированию семейных традиций в организации содержательного досуга;
- повышению уровня активности родителей в жизни класса и школы.
Воспитание родительской культуры молодых родителей.
Содержание:
Повышение уровня активности родителей в жизни класса и школы
Знание прав и обязанностей родителями и детьми
Наличие семейных традиций в организации содержательного досуга
Наличие потребности в изучении истории своего рода, семьи
Представление о принципах детско-родительских отношений в семье
Представление о порядке организации жизни семьи
Представление об истинном предназначении мужчины и женщины
Результат
Семейная газета
Календарь для родителей и детей
Интернет- урок
Проект
Консультация
Книга добрых слов
Конкурсы
Индивидуальная книга доброты
Письма родителям, детям
Карта развития семьи
Портфолио семьи
Родовая книга
Тренинг
Спецкурс
Консультация
Практикум ,семинары
Конкурсы
Конференция
Заповеди, кодексы
Толковый словарь
Дискуссия
Круглый стол
Лекция
Родительские чтения
Урок семейной любви
Индивидуальные
Групповые
Формы обучения
Основы семейного уклада
Основы женской и мужской культуры
Основы семейно-го воспита-ния
Основы знаний истории рода, семьи
Основы содержа-тельного досуга, ЗОЖ
Основы правовых знаний родителей и детей
Основы взаимо-действия семьи и ОУ
День родительского образования
Очно-заочные формы (самообразование)
Организационно-управленческая модель
системы родительского образования взрослых и детей
в МАОУ «Кувинская СОШ»
Кудымкарского муниципального района Пермского края
Цель: Создание условий для формирования системы родительского образования
Задачи:
Организовать работу Школ: родительского актива, семейного уклада для уч-ся 1-11 классов, любящих родителей для родителей уч-ся 1-4, 5-9, 10-11кл, будущего первоклассника для детей и родителей будущих первоклассников.
Обучить кураторов Школ в НКО НОУ «Академия родительского образования» г. Перми.
Разработать мониторинг качества родительского образования.
Условия для функционирования системы родительского образования
Взаимодействие школы и семьи строится на основе взаимоуважения, доверия, персональной и коллективной ответственности родителей и учителей.
Единые подходы в организации родительского образования взрослых и детей в ОУ
Информационная открытость деятельности Школ
Поощрение родителей и семей по результатам работы Школ
Определение миссии семьи, педагогического коллектива
Соглашение между педагогическим коллективом и Управляющим Советом ОУ
Нормативно-правовая база
Внесение изменений в Устав ОУ
Разработка Положений о работе «Школ»
Куратор (Зам. дир. по ВР
Школа родительского актива
Руководитель родительского образования (руководитель школьного методического объединения классных руководителей
Куратор (учитель нач. классов)
Школа семейного уклада для уч-ся 1-11 классов
Организационно-управленческая структура
Куратор (учитель словесности)
Школа любящих родителей для родителей уч-ся 1-4, 5-9, 10-11кл
Школа будущего первоклассника для детей и родителей будущих первоклассников
Куратор (учитель нач. классов))
Самообразование
Методические пособия (фильмы, сценарии, разработки, комплексы раздаточных материалов, памятки, литература, рекомендации и т.д.)
Методическое обеспечение
Программы, планы работы «Школ»
Кабинет для работы родительского актива
Работа школьного методического объединения классных руководителей
Подбор и обучение педагогических кадров
Обучение кураторов «Школ» в НКО НОУ «Академия родительского образования» г. Перми
Аттестат особого образца отличникам «Школы»
Школа родительского актива
Аттестат родительского образования
Диплом «Новичок» для уч-ся 4 кл
Школа семейного уклада для уч-ся 1-11 классов
Диплом «Знаток» для уч-ся 9 кл
Диплом «Отличник семейного образования» для уч-ся 11 кл
Формы стимулирования обучающихся и родителей
Школа любящих родителей для родителей уч-ся 1-11 кл
Диплом «Новичок»
Диплом «Знаток»
Диплом «Отличник семейного образования»
Школа будущего первоклассника для детей и родителей будущих первоклассников
Сертификат о готовности быть первоклассником
Сертификат о готовности быть родителем первоклассника
Мониторинг образовательного процесса в «Школах»
Презентации работы «Школ» в течение года
Выпускные экзамены в «Школах» для родителей и детей в различных формах
Циклограмма работы Школ
День родителя – 1 раз в год (май).
Школа семейного уклада - 1 раз в четверть.
Школа родительского актива – 1 раз в четверть.
Школа любящих родителей для родителей уч-ся 1-11 кл - 1 раз в месяц.
Школа будущего первоклассника для детей (1 раз в неделю по субботам) и родителей будущих первоклассников – 1 раз в месяц.