12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Левадняя Марина Алексндровна469
Россия, Краснодарский край, Ейск
3

Родительское собрание «Инновационные методы работы с родителями: Как поощрять и наказывать своих детей»

Методическая разработка родительского собрания

Тема: «Инновационные методы работы с родителями: Как поощрять и наказывать своих детей»

Пояснительная записка.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтерисованны в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у подростка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Совместная деятельность педагогов, родителей и подростков может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Целью данного родительского собрания является проведение диагностики взаимоотношений подростка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекция.

Родительское собрание позволяет решить следующие задачи:

- повысить педагогическую культуру родителей;

- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей;

- обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- предотвратить возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своим детям.

Форма проведения родительского собрания диалог – обсуждение с элементами игры.

Началом подготовительной работы стало исследование микроклимата в семьях студентов группы II курса. По результатам исследования определенны тема, форма и этапы родительского собрания.

На собрании использованы: самоанализ деятельности родителей, педагогическое просвещение членов родительского коллектива, коллективное творчество, игра, анализ коллективной деятельности.

Решение ситуационных задач в игровой форме позволяет каждому участнику собрания проникнуться проблемой, задуматься над ее решением и высказать свою точку зрения. При этом родитель из пассивного слушателя превращается в активного участника воспитательного процесса.

Используемая игра позволяет создать банк идей, на основании которых выносится коллективное решение.

Заключительной частью родительского собрания является разработка памятки с советами родителям.

Родительское собрание

«Как поощрять и наказывать своих детей»

Цели: 1. Способствовать формированию умения родителей воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2. Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: Родители, классный руководитель, психолог, студенты II курса.

Подготовка: Проводится анкетирование детей и родителей. Анкеты обрабатываются и на основе анализа формируются вопросы для обсуждения.

ТЕСТ для детей «Твои контакты с родителями»

(да - 2 балла, иногда - 1 балл, нет - 0 баллов)

-Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

-Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?

-Интересуешься ли ты работой своих родителей?

-Знают ли родители твоих друзей?

-Бывают ли твои друзья у тебя дома?

-Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?

-Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?

-Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?

-Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

-Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе тобой и твоими гостями?

-Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

-Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи и/или фильмы?

-Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?

-Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

-Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?

Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благопо­лучными.

От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

ТЕСТ для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

Я знаю, кто его/ее лучший друг:

совершенно точно,

приблизительно,

не знаю.

Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

делаю вид, что ничего не замечаю,

сразу же подробно обо всем расспрашиваю,

проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заго­ворит сам.

Как обо мне думают его/ее друзья?

положительно,

меня это не интересует,

не очень хорошо.

Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи?

отрицательно.

постараюсь узнать его/ее поближе,

все оставлю на его/ее усмотрение.

Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

запрещу дружить,

обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему само­му сделать вывод,

не обращу внимания.

Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

был,

не был,

не могу сказать.

Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

он плохо влияет на сына/дочь,

его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,

он не соответствует моим представлениям о друге.

Друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

в большинстве случаев могу,

это удается только иногда,

вообще не удается.

Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

всегда подробно,

не рассказывает совсем,

рассказывает только об отдельных случаях.

Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с Вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:

радуюсь,

категорически возражаю,

мне все равно.

Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1-5б, 2-3б, 3-0б, 4-2б, 5-0б, 6-5б 7-5б, 8-0б, 9-1б, 10-0б, 11-5б, 12-2б, 13-1б, 14-5б, 15-1б, 16-3б, 17-1б, 18-0б, 19-3б, 20-1б, 21-1б, 22-5б, 23-3б, 24-1б, 25-1б, 26-0б, 27-3б, 28-5б, 29-1б, 30-0б.

Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше балов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, какую роль в воспитании играют похвала и наказание. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. В последнее время отношения между детьми и родителями стали более сложными и напряженными. Связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи ценностей. Воспитывая детей, Вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаетесь найти выход из ситуации и найти подходящую для Вас и ваших детей систему воспитания.

Вместе с вами мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- наказывать ли детей?

- как и когда это делать?

- можно ли испортить человека похвалой?

- за что нужно хвалить ребенка?

Что нужно делать взрослым, что бы избежать конфликта в общении с ребенком? Быть мудрее и не провоцировать ребенка на грубость.

Психологи советуют родителям следующие

правила поведения:

- дайте свободу;

- никаких нотаций;

- идите на компромисс;

- уступает тот, кто умнее;

- не надо обижать;

- будьте тверды и последовательны.

способы выхода их конфликтной ситуации:

- прояснение конфликтной ситуации;

- сбор предложений;

- совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;

- детализация решения;

- выполнение решения, проверка.

Работа с родителями.

Следуя этим советам, рассмотрим конфликтные ситуации и пути выхода из них.

Ситуация 1.

Ребенок плохо учится в колледже. Родителей вызвали в колледж. После посещения колледжа состоялся разговор с ребенком.

Ситуация 2.

Ребенок возвращается поздно ночью.

Ситуация 3.

Вы услышали, что ваш ребенок в компании друзей выражается нецензурными словами

Сейчас я прошу Вас разделить лист бумаги на две части, в одной графе напишите слова, которыми вы хвалите детей, а в другой – какими ругаете.

Проанализируйте, в какой графе больше слов и сделайте для себя вывод. (Анализ результатов самообследования).

Данные, полученные в результате социологического опроса студентов колледжа, говорят о том, что большинство родителей в случае нежелательного поведения детей прибегают к чтению морали, окрикам, причем даже с использованием ненормативной лексики.

Какими же словами наказывают и поощряют своих детей родители нашей группы. (Результаты анонимного анкетирования студентов).

Дети не ангелы и поэтому из сложных ситуаций, в которые они ставят своих родителей, следует выходить с уважением к их и своему человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, проявляет глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Кроме того, он непрерывно ощущает страх, что сказывается губительно на его психике и развитии.

Словесное оскорбление - обидные замечания, грубые слова, ненормативная лексика не менее унизительны и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

К ненормативной лексике, особенно в последнее время, так привыкли, что многие не замечают и удивляются, что данные слова и выражения не приемлемы в жизни.

Корни появления нецензурных слов уходят в глубокую языческую древность. И в дохристианский период, люди с целью ограждения своих семей и себя от демонических злобных нападок вступали с ним в контакт, который мог быть двояким. Демона либо ублажали, либо пугали его и именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Таким образом, нецензурные слова являются средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остается. Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека, но самое большое несчастье в такой семье - это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше ребенок познает данный диалект, тем медленнее будет идти духовное и умственное развитие. Родители должны учесть, что при использовании таких слов, уничтожают в своем ребенке чувство стыда и зачастую являются мостом к последующим преступлениям. Кто-то может сказать, что сквернословить вынуждает их среда, воспитание, иногда их употребляют для «связки» слов, не вникая в их смысл. Одновременно из уст человека не может исходить благословение и проклятие, как из одного источника – соленая и сладкая вода.

«НАРОД» в переводе со славянского означает «Язык».

Язык народа – это то, что создает, характеризует и объединяет народ. Немецкий философ В. Гумбольт ставил формирование и развитие национального характера культуры и быта в прямую зависимость от языка народа. Поэтому от нашей небольшой слабости страдает вся наша жизнь: личная, семейная и государственная. Исходя, из этого можно сказать, наказание допустимо, но оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы хотим воспитать социально зрелую личность.

Поощрение является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Подросток, у которого формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении взрослых. Похвала способствует воспитанию у него веры в собственные силы. Поощрять надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то с каким старанием и прилежанием он выполняет эту работу.

Причина непослушания подростка кроется в его психике, и эти причины нужно знать:

борьба за внимание;

борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;

желание отомстить;

потеря веры в собственный успех.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается позитивное ощущение о себе. Необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне, чтобы не допускать его глубокого разочарования в окружающем мире. Для поддержания высокой самооценки используют следующие принципы :

  1. безусловно принимать его;

  1. слушать, сопереживать и знать о его потребностях;

  1. бывать вместе;

  1. не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам;

    помогать, когда просит;

    поддерживать успехи;

  1. делиться своими чувствами;

  1. конструктивно решать конфликты;

  1. использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Предлагаю Вам вновь посмотреть, как часто и какими высказываниями Вы хвалите и наказываете детей (результаты самоанализа родителей ).

Коллективный поиск путей решения проблемы.

Проведем с вами игру «Как поощрять и наказывать своих детей», которая позволит нам найти коллективно пути решения этой проблемы. Игра проводится в группах по пять человек.

Проведение игры.

Формируется проблема.

Создаются игровые группы.

Каждая группа получает игровую карточку и в течении 5 минут записывают идеи в колонку.

Карточки передаются по игровому столу, и каждый участник в своей графе записывает 2 способа решения проблемы.

Карточка возвращается хозяину.

Карточка участника игры

Проблема: «Как поощрять и наказывать своих детей?»

п/п

Пути решения проблемы

Идеи по решению проблемы

1

2

3

4

5

1

Наказание

         
         

2

Поощрение

         
         

3

Другое

         

Финал

Предложить каждой группе проанализировать все и подготовить краткое выступление с наиболее интересными идеями.

Собирают карточки, и создается творческая группа по обобщению полученных идей и созданию программы действия.

Решением родительского собрания является памятка с советами родителей о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Список литературы

  1. И. Кадман, М. Гилат Воспитание без насилия // Классный руководитель № 4, 2000.

    А. С. Спиваковская Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.

    Т. Н. Колегаева Доброе слово, что ясный день // Классный руководитель № 2, 2006.

    Л. В. Шлаузер Педагогика семейных отношений // Классный руководитель № 6, 2004.

Анализ воспитательного мероприятия

1.Общие сведения.

Дата посещения: 27.10.2007

Группа: А-22

Классный руководитель Т.И. Машина

Форма мероприятия: Тематическое родительское собрание

Тема: «Как поощрять и наказывать своих детей»

Цель посещения: определение целесообразности и эффективности использования элементов игры при проведении родительских собраний

2.Организация мероприятия.

Педагогическая целесообразность:

Запланированное мероприятие соответствует уровню общей культуры родительского коллектива.

Общественная активность:

На предварительно проведённом классном часе студенты заинтересованно изучали анкеты и делились своими мнениями на заданную тему. Ненормативная лексика не вызывает у них чувства отвращения и отторжения, но при этом высказывается обида на недостаток позитивной оценки в семье. Родители приняли активное участие в обсуждении проблемы.

Подготовленность:

Классный руководитель ответственно подошёл к подготовке родительского собрания. Проанализировав сложившуюся ситуацию в группе, выбрал тему родительского собрания, использовал комплекс форм и методов для активизации работы родителей.

3. Содержание мероприятия.

Интеллектуальный фон:

Мероприятие направлено на формирование основных принципов семейного воспитания с учётом индивидуальных особенностей подростков и социального статуса семьи. На основе диагностики классным руководителем при поддержке психолога проведено психолого-педагогическое просвещение родителей, предусмотрены индивидуальные консультации, собеседования.

Эмоциональный фон:

Родительское собрание прошло в доброжелательной творческой атмосфере. Игра позволила снять сдерживающее эмоциональное напряжение родителей. Проблема поощрения и наказания подростков вызвала всеобщий интерес.

Эстетический фон:

Родительское собрание проводилось в читальном зале библиотеки, оформлена выставка книг на заданную тему, выставка творческих работ студентов «Твой выбор», посвящённая выборам в Государственную думу, коллаж «Каким я вижу своё будущее».

4. Организация среды воспитания.

Родители получили консультацию психолога по исследуемой проблеме, обменялись мнениями, работая в команде, приняли решение.

5. Качество педагогических условий.

При проведении родительского собрания, педагог, используя анонимную анкету студентов и полученную в процессе индивидуальной работы информацию, тактично, не нарушая прав и свободы выбора родителей, провёл конструктивный диалог и завершил работу игрой, позволившей родителям самим найти пути решения проблемы.

6. Итоги воспитательного мероприятия.

Мероприятие достигло поставленной цели, показав эффективность и целесообразность использования активных методов при проведении родительских собраний.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.