Проект «Тайна птичьего мира»

2
0
Материал опубликован 21 August 2021 в группе

Информационная карта проекта

Проект «Тайна птичьего мира».

Автор проекта: воспитатель Сошникова А.В., Сухинина С.С

Участники проекта: воспитанники старшей группы №1

Место реализации проекта: группа №1

Тип проекта:

по ведущему методу: информационно- познавательный

по характеру содержания проекта: ребенок и природа.

по характеру контактов: внутри одной группы.

по количеству участников: групповой.

по продолжительности краткосрочный, 1 недели (23.11 – 27.11)

по характеру участия ребенка в проекте: как субъект созидания проекта от зарождения до получения результата.  

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

Задачи:

·         Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.

·         Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).

·         Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.

·         Учить правильному поведению в природной среде.

·         Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

·         Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.

·         Повысить уровень экологической культуры личности родителей.

Актуальность проекта.

«Так и живут бок о бок птицы и люди,

часто не обращая внимания друг на друга,

иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу

как члены одной большой семьи.

Кто из них кому больше нужен – человек

птицам или птицы человеку?..

Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)

 

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с дошкольного возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.​​​​​​​

Рождение проблемы.

С наступлением осени наши воспитанники стали подмечать, что некоторые из представителей птичьего мира исчезли, а другие наоборот появились, новые и незнакомые птицы. Ребята, спросили: почему одни птицы могут у нас зимовать, а другие нет? И почему птицы вообще перелетают? Мы как педагоги поддержали детскую инициативу и любознательность, начали задавать проблемные вопросы: знают ли дети какие птицы называются «перелетными», «оседлыми». По нарастающим вопросам детей увидели их заинтересованность жизнью птиц. Мы записали вопросы, на которые они хотели найти ответы. А потом спросили каким образом можно узнать эту информацию. Дети предположили, что можно найти информацию в интернете, почитать в газетах, журналах, книгах, спросит у взрослого  т.д.

Затем в форме проекта решили узнать интересующую информацию.

Проблема:

Какие птицы называются перелетными и какие птицы – оседлые.

Виды деятельности:

 Познавательная, игровая, художественно - творческая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.

Обеспечение проекта:

- материалы для проведения бесед;

-материалы со стихами загадками, рассказами;

-иллюстрации с изображением птиц Красной книги

- разрезные картинки;

- художественные произведения;

- раскраски с изображением птиц,

-пластилин,

-средства ТСО, ИКТ;

- аудиозаписи песен.

Предполагаемый результат:

У детей сформируются:

·         Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.

·         Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.

·         Сознание важности природоохранных мероприятий.

·         Навыки правильного поведения в природной среде.

·         Эстетическое отношение к окружающей действительности.

·         Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.

·         Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

Продукт проектной деятельности: журнал «Перелетные и оседлые птицы Волгоградской области».                             

Этапы проектной деятельности

1 этап (подготовительный):

- определение актуальной значимости проекта;

-определение знаний детей о птицах

-постановка целей и задач;

-подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала для реализации проекта;

- организация и оснащение предметно пространственной развивающей среды в группе.

Деятельности педагога:

-  Знакомство с представителями птичьего мира обитающими в Волгоградской области.

- Подготовка НОД «О тех, кто летает» (приложение1)

-Разучивание стихотворений о птицах Волгоградской области.

- Организация выставки детских книг «Наши птицы».

- Работа с родителями:

 Консультация на тему: «Экологическое воспитание дошкольников». «Что можно рассказать детям о птицах».

Буклет на тему: «Как сделать кормушки для птиц».

- Подготовка к выставке совместных работ «Кормушки для птиц», в рамках акции «Покормите птиц зимой».

Анкетирование родителей на тему: «Птицы нашего края».

Оформление стенда с информацией о птицах, которые обитают в Волгоградской области.

Деятельность детей

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Волгоградской области.

-Рассматривание карты Волгоградской области.

-Утренняя гимнастики «Мы веселые птички».

- Пальчиковые игры «Аист длинноногий», «Стая птиц»», «Птички невелички»

-Физ.минутка «Перелетные птицы».

-Продуктивная деятельность: лепка «Птички- синички», рисование «Кормушка для птиц»,

Конструирование «Голубь».

Реализация проекта проходила через разные виды деятельности.

2 этап (основной)

Познавательно - исследовательская деятельность:

НОД с использованием ИКТ:

-«Тайны птичьего мира», «Перелетные птицы», «Птицы Волгоградской области».

Беседы:

- «Как узнать птиц?», «Птицы, живущие рядом», «Как мы можем помочь птицам?».

ФЭМП на тему: «Птицам помогаем, математику закрепляем».

- Просмотр познавательного фильма «Заповедники Волгоградской области».

- Проблемная ситуация «Что может произойти, если не оберегать птиц?».

 -Игровая образовательная ситуации «Птицы- птички».

-Дидактические игры:

- «Угадай по описанию», «Собери картинку птицы», «Сосчитай птиц».

- Прогулки по территории детского сада, наблюдение во время прогулки за птицами

Коммуникативная деятельность:

Чтение рассказов про птиц: М.Горький «Воробьишко», Л.Н.Толстой «Лебеди», «Птичка». А.Яшин «Покормите птиц», В Бианки «Синичкин календарь».

-Составление описательного рассказа о птицах по моделям.

-Рассматривание картины «Пестрый дятел».

- Отгадывание загадок про птиц, которые  обитают в Волгоградской области.

- Разучивание считалок и скороговорок, пословиц о птицах.

-Дидактические игры: «Запрещается- разрешается», «Птицы- рыбы- звери», «Пищевая цепочка», «Сложи целое яйцо из частей»

Художественно- творческая деятельность

- Рисование «Кормушка для птиц».

-Раскраски «Птицы».

Лепка:

-«Птички- синички».

-«Сорока-белобока».

Конструирование из бумаги

- «Голубь».

-Выставка детских работ по рисованию, лепке;

-Акция «Покормите птиц зимой».

Театрализованная деятельность

-Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.

- Имитация голосов птиц.

Двигательная  деятельность

- Подвижные игры «Гуленьки», «Птицы в гнездышках», «Птички», «Птицелов», Народная игра «Что за птица».

3 этап (заключительный)

Оформление результата продукта проекта: журнал «Перелетные и оседлые птицы Волгоградской».                             

- презентация продукта проекта в группах детского сада (гр.№12).

-Дети приняли участие в интеллектуальной викторине «Пернатые друзья» в рамках экологического праздника «Синичкин календарь». Приказ №112 от 12.11.2020.

Итог проекта: дети познакомились с перелетными и оседлыми птицами Волгоградской области, их внешним видом, их повадками. Научились изображать птиц разными способами. Пришли к выводу что необходимо заботиться о птицах и обо всем живом и быть другом природы.

Перспектива: Знакомить детей с другими видами птиц, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.

Комментарии
Комментариев пока нет.