Информационная карта проекта
Проект «Тайна птичьего мира».
Автор проекта: воспитатель Сошникова А.В., Сухинина С.С
Участники проекта: воспитанники старшей группы №1
Место реализации проекта: группа №1
Тип проекта:
по ведущему методу: информационно- познавательный
по характеру содержания проекта: ребенок и природа.
по характеру контактов: внутри одной группы.
по количеству участников: групповой.
по продолжительности краткосрочный, 1 недели (23.11 – 27.11)
по характеру участия ребенка в проекте: как субъект созидания проекта от зарождения до получения результата.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
Задачи:
· Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
· Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
· Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
· Учить правильному поведению в природной среде.
· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
· Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
· Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
Актуальность проекта.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» |
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с дошкольного возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
Рождение проблемы.
С наступлением осени наши воспитанники стали подмечать, что некоторые из представителей птичьего мира исчезли, а другие наоборот появились, новые и незнакомые птицы. Ребята, спросили: почему одни птицы могут у нас зимовать, а другие нет? И почему птицы вообще перелетают? Мы как педагоги поддержали детскую инициативу и любознательность, начали задавать проблемные вопросы: знают ли дети какие птицы называются «перелетными», «оседлыми». По нарастающим вопросам детей увидели их заинтересованность жизнью птиц. Мы записали вопросы, на которые они хотели найти ответы. А потом спросили каким образом можно узнать эту информацию. Дети предположили, что можно найти информацию в интернете, почитать в газетах, журналах, книгах, спросит у взрослого т.д.
Затем в форме проекта решили узнать интересующую информацию.
Проблема:
Какие птицы называются перелетными и какие птицы – оседлые.
Виды деятельности:
Познавательная, игровая, художественно - творческая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Обеспечение проекта:
- материалы для проведения бесед;
-материалы со стихами загадками, рассказами;
-иллюстрации с изображением птиц Красной книги
- разрезные картинки;
- художественные произведения;
- раскраски с изображением птиц,
-пластилин,
-средства ТСО, ИКТ;
- аудиозаписи песен.
Предполагаемый результат:
У детей сформируются:
· Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
· Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
· Сознание важности природоохранных мероприятий.
· Навыки правильного поведения в природной среде.
· Эстетическое отношение к окружающей действительности.
· Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
· Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
Продукт проектной деятельности: журнал «Перелетные и оседлые птицы Волгоградской области».
Этапы проектной деятельности
1 этап (подготовительный):
- определение актуальной значимости проекта;
-определение знаний детей о птицах
-постановка целей и задач;
-подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала для реализации проекта;
- организация и оснащение предметно пространственной развивающей среды в группе.
Деятельности педагога:
- Знакомство с представителями птичьего мира обитающими в Волгоградской области.
- Подготовка НОД «О тех, кто летает» (приложение1)
-Разучивание стихотворений о птицах Волгоградской области.
- Организация выставки детских книг «Наши птицы».
- Работа с родителями:
Консультация на тему: «Экологическое воспитание дошкольников». «Что можно рассказать детям о птицах».
Буклет на тему: «Как сделать кормушки для птиц».
- Подготовка к выставке совместных работ «Кормушки для птиц», в рамках акции «Покормите птиц зимой».
Анкетирование родителей на тему: «Птицы нашего края».
Оформление стенда с информацией о птицах, которые обитают в Волгоградской области.
Деятельность детей
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Волгоградской области.
-Рассматривание карты Волгоградской области.
-Утренняя гимнастики «Мы веселые птички».
- Пальчиковые игры «Аист длинноногий», «Стая птиц»», «Птички невелички»
-Физ.минутка «Перелетные птицы».
-Продуктивная деятельность: лепка «Птички- синички», рисование «Кормушка для птиц»,
Конструирование «Голубь».
Реализация проекта проходила через разные виды деятельности.
2 этап (основной)
Познавательно - исследовательская деятельность:
НОД с использованием ИКТ:
-«Тайны птичьего мира», «Перелетные птицы», «Птицы Волгоградской области».
Беседы:
- «Как узнать птиц?», «Птицы, живущие рядом», «Как мы можем помочь птицам?».
ФЭМП на тему: «Птицам помогаем, математику закрепляем».
- Просмотр познавательного фильма «Заповедники Волгоградской области».
- Проблемная ситуация «Что может произойти, если не оберегать птиц?».
-Игровая образовательная ситуации «Птицы- птички».
-Дидактические игры:
- «Угадай по описанию», «Собери картинку птицы», «Сосчитай птиц».
- Прогулки по территории детского сада, наблюдение во время прогулки за птицами
Коммуникативная деятельность:
- Чтение рассказов про птиц: М.Горький «Воробьишко», Л.Н.Толстой «Лебеди», «Птичка». А.Яшин «Покормите птиц», В Бианки «Синичкин календарь».
-Составление описательного рассказа о птицах по моделям.
-Рассматривание картины «Пестрый дятел».
- Отгадывание загадок про птиц, которые обитают в Волгоградской области.
- Разучивание считалок и скороговорок, пословиц о птицах.
-Дидактические игры: «Запрещается- разрешается», «Птицы- рыбы- звери», «Пищевая цепочка», «Сложи целое яйцо из частей»
Художественно- творческая деятельность
- Рисование «Кормушка для птиц».
-Раскраски «Птицы».
Лепка:
-«Птички- синички».
-«Сорока-белобока».
Конструирование из бумаги
- «Голубь».
-Выставка детских работ по рисованию, лепке;
-Акция «Покормите птиц зимой».
Театрализованная деятельность
-Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
- Имитация голосов птиц.
Двигательная деятельность
- Подвижные игры «Гуленьки», «Птицы в гнездышках», «Птички», «Птицелов», Народная игра «Что за птица».
3 этап (заключительный)
- Оформление результата продукта проекта: журнал «Перелетные и оседлые птицы Волгоградской».
- презентация продукта проекта в группах детского сада (гр.№12).
-Дети приняли участие в интеллектуальной викторине «Пернатые друзья» в рамках экологического праздника «Синичкин календарь». Приказ №112 от 12.11.2020.
Итог проекта: дети познакомились с перелетными и оседлыми птицами Волгоградской области, их внешним видом, их повадками. Научились изображать птиц разными способами. Пришли к выводу что необходимо заботиться о птицах и обо всем живом и быть другом природы.
Перспектива: Знакомить детей с другими видами птиц, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.