12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь2013
Россия, Нижегородская обл., д.Каменное
7

Проект «В мир математики через тайны природы»



МОУ «Каменская основная школа»


Альбом задач с экологическим содержанием


 


 

Работу выполнили обучающиеся 4класса

Руководитель: Л.Л. Капелина

 

2015 год

Введение

На уроках математики мы постоянно убеждаемся, что без этой науки прожить никак нельзя: ни дом построить, ни урожай вырастить, ни на Луну отправиться. Математика сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Она встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку.

«Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит»,- так говорил выдающийся русский учёный М.В. Ломоносов. Действительно математика развивает наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, смекалку.

Прежде чем выбрать тему исследовательской работы, мы провели анкетирование в начальных классах (Приложение 1). Выяснилось, что любимым предметом большинства ребят является окружающий мир, а математика на втором месте. Поэтому мы решили на основе природоведческого материала создать сборник задач с экологическим содержанием, чтоб повысить у ребят интерес к математике. Тем более что 2013 год - объявлен годом охраны окружающей среды. Решая задачи, можно открыть для себя удивительный мир природы. И очень надеемся, что работа над этим материалом доставит нам удовольствие, позволит с пользой провести время и проверить себя.

Мы выдвинули гипотезу: с помощью разнообразных математических заданий, можно одновременно познавать окружающую нас природу и учиться ее охранять

Тема проекта «В мир математики через тайны природы»

Цель работы: создать альбом задач с экологическим содержанием.

Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Составить модели заданий.

3.Обобщить данные, представить в форме презентации

Методы исследования: анкетирование, сбор информации

Основная часть

Работа над проектом продолжалась в феврале и марте 2013 года. Были тщательно проанализированы задания учебника «Математика». Недостаточность заданий экологического содержания побудило сделать подборку материалов экологической направленности. В ходе работы мы пришли к выводу, что можно подобрать задачи с элементами экологического содержания, но интереснее их придумывать самим. Но это дело оказалось достаточно трудным. В написании работы нам помогали:

-учитель начальных классов - Капелина Любовь Леонидовна

-наши родители

Практическая значимость: Это пособие можно будет использовать на уроках и внеклассных мероприятиях.

Этапы реализации проекта.

 

1 этап - поисковый

Задачи

В процессе анкетирования выявили интересы ребят, что обусловило выбор темы проекта

Определили условия, позволяющие создать математические задания с экологическим содержанием.

Мероприятия

Анкетирование, анализ литературы по теме.

Сроки

Февраль

 

2 этап –Планирование деятельности по реализации проекта.

Задачи

Запланировали формы работы, которые позволят создать дидактические материалы экологической направленности

Мероприятия

1) Поиск методической литературы с учётом проблемы

2) Поиск материалов в Интернете

3) Сортировка материала

4) Составление экологических задач

5) Составление сборника задач экологической направленности

6) Подготовка материалов к конкурсу

Результат

Определены направления работы по реализации проекта:

Подготовка дополнительных материалов, которые можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях.

Создание сборника дидактических материалов.

Участие в конкурсе.

Сроки

Февраль- март

 

3 этап – Реализация проекта

Задачи

  1. подготовить и провести запланированные мероприятия;

    представить разработанный материал на конкурсе «Я- исследователь»

Сроки

Март-апрель.


 

Заключение

Составляя задачи по математике, мы использовали полезные и интересные материалы из справочной литературы. В ходе выполнения этих заданий ребята получат дополнительные сведения о природе.

Составляя математические цепочки, мы заметили, что важным моментом является формулирование вопроса. И когда предложили ребятам решить эти задачи, то они сначала выдвигали предположение, а потом проверяли себя по конечному результату. Такие задания повышают интерес к математике, формируют вычислительные навыки.


 

В данной работе мы рассмотрели разные задания, которые делают математику интереснее и увлекательнее. Конечно, это малая часть различных упражнений, но если кому-то это покажется интересным, то мы будем очень рады.

Литература:

1.Гайдина .Л.И., Кочергина А.В. Учим математику с увлечением Изд. Москва «5 на знания» 2008

2.Справочник «Жизнь животных» том 6 под ред. В.Д.Ильичева, А.М.Михеева Изд. Москва Просвещение 1986г

3. Справочник «Жизнь животных» том 7 под ред. В.Е.Соколова Изд. Москва Просвещение 1986г

4.Журналы «Начальная школа» №2 2004г, №10 2007г., №2 2007г., №7 2010г.

http://facte.ru/pochemu-bobry-stroyat-plotiny.html #ixzz2Mh5rhLNI

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a2bc78a5c53b88521316c27_0.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/135424 /Метеориты

http://wikipedia.tomsk.ru/ru

/data/files/p1486483475.ppt (Презентация "В мир математики через тайны природы")Презентация "В мир математики через тайны природы"

Приложение 1

Анкета

1.Предмет, который тебе больше всего нравится:

- Математика- 3чел (25%)

-Русский язык- 0 чел.

-Литературное чтение – 2 чел (17%)

-Английский язык – 0 чел.

-Окружающий мир – 7 чел (58%)

2.Математика, по-твоему

-Скучный предмет – 2 чел.

-Интересный предмет-10 чел

3.Что нужно, чтоб на уроках математики было интереснее?

-Использование компьютера- 9чел.

-Разнообразные занимательные задания- 6 чел

-Другое______________-0

4. Считаешь ли ты, что можно прожить без математики?

-Да-2 чел.

-Нет -10чел.

 

Приложение 2

Познавательные математические цепочки

Из чего состоят метеориты?

А.Из металла-180

В.Из камня -480


 

:2 х6 -120 :60 х18 х5

?

80

 

 

 

:5 +27 Х2 -38 :6 х60

?

 

Энциклопедические сведения

Метеориты

— каменные или железные массы, которые падают на Землю из небесного пространства, причем обыкновенно наблюдаются особые световые и звуковые явления.

Ответ: Оба утверждения верны


2. Почему животные впадают в зимнюю спячку?

А.Спасаются от холода -120

Б. Не хватает пищи -126

В.Устают за лето, отдыхают -136


:17 х15 :20 х70 :2 :5 х6

?

68

 

Энциклопедические сведения

Животные, впадающие в спячку, чаще всего употребляют растительную пищу и запасов на зиму не делают. С приходом зимы растительная пища пропадает. Но животные накапливают за теплое время года жир в своем теле. Так что, когда они долгое время не могут найти себе еду, то заползают в свои норы и засыпают. Они проводят так всю зиму, питаясь запасенным жиром.

Настоящая спячка чем – то похожа на смерть и не имеет ничего общего с обыкновенным сном. Когда животное находится в зимней спячке, его жизненная активность падает практически до нуля. Пищевые запасы, накопленные в теле, расходуют очень-очень медленно.

Ответ: Не хватает пищи

3.Кто из животных является хорошим строителем?

А) Выдра – 6000

Б) Бобр – 6059

:14 х 1000 -1 -400 +60 -600

?

98

 

Энциклопедические сведения

Бобры — это большие грызуны, которые хорошо приспособлены к длительному пребыванию под водой и весьма неуклюжи на суше. Бобры знамениты своим непревзойдённым инженерным мастерством, а точнее умение строить плотины. Но зачем им это нужно?

Оказывается, бобры ведут активный образ жизни в воде не только летом, но и зимой. Для этого бобрам и нужны водоёмы, достаточно глубокие, чтобы зимой вода в них не промерзала до самого дна. Но, к сожалению, такие глубокие реки попадаются животным далеко не всегда. Вот и приходится им, чтобы увеличить или поддержать глубину водоёма, строить запруды (плотины), поднимающие уровень воды.

Ответ: Бобр


 

Может ли паук запутаться в своей паутине?

А) Нет -400

Б) Да - 420

:100 х17 -210 х3 + 30

2000

?

 


Паук так же легко может запутаться в своей паутине, как и мухи. Почему этого не происходит? Когда паук плетет свою паутину, он делает не только липкие нити, в которых запутывается жертва, но и несколько «безопасных» нитей, дотрагиваясь до которых, не прилипнешь. Паук знает, которые нити не липкие, и избегает опасности, Помогает в этом прекрасное чувство осязания

Ответ: Да


Текстовые задачи

Какое расстояние пролетит стриж за 4 часа, если его скорость равна 160 км/ ч?

Ученые подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезает за 10 мин? За 1 час? За 1 год?

На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51дерево?

«Приемные родители» кукушонка в сутки кормят 300 раз. Сколько раз нужно слетать за кормом, чтоб птенец был сытым в течении 2 недель?

В марте за сутки лось проходит примерно 900 метров в поисках пищи, а кабан в 5 раз больше. Какое расстояние проходит кабан? (Вырази в км и м)

Одна бабочка яблоневой плодожорки откладывает 150 яиц. Сколько яблок испортят гусеницы, которые выведутся из этих яиц, если каждая гусеница испортит по 2 яблока?

Длина синего кита 33 метра, а высота этажа дома 3 м. В окно какого этажа мог бы заглянуть синий кит?

Кустик черники растёт 300 лет, а плодоносит только 5 лет. Во сколько раз больше кустик черники растёт, чем плодоносит?

Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?

Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если  гуляя по лугу, мы сорвём для букета 56 цветков?

Хищные птицы, уничтожая множество грызунов, сохраняют значительную часть урожая зерновых культур. Они сдерживают массовое размножение грызунов, спасая нас от страшных эпидемий. Уничтожая больных и раненых животных, они выполняют обязанности санитаров лесов и полей. На земном шаре распространено около 270 видов хищных птиц, а на территории России на 218 видов меньше. Сколько видов хищных птиц встречается в России?

Одна полевка, по подсчетам  экологов, уничтожает  за лето  1 кг зерна, а  сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает за лето одна сова?


 

Ребусы

 

40 А


 

С 3 Ж

 

 

 

 

 

В данном простом ребусе зашифровано ну очень медленное существо.

Санитар леса

Это животное обитает в наших лесах, масса тела достигает 600 кг.

 

Опубликовано в группе «Предметные кружки и факультативные занятия»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.