Проект «Творчество забытого писателя-земляка. Евдокимов Н.Е»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п. Жигалово
Проект
«Творчество забытого писателя-земляка. Евдокимов Н.Е»
Автор: Кулина Анастасия
Руководитель: Фролова Нина Анатольевна,
педагог-библиотекарь
2020г
Актуальность темы заключается в том, что интерес к чтению среди моих ровесников очень низкий, через свой проект я попробую их привлечь к чтению путем знакомства с творчеством писателя-земляка.
Гипотеза:
Пропаганда творчества писателя-земляка способна повысить уровень читательской активности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: активизировать читательский интерес у подростков к литературе родного края.
ЗАДАЧИ:
Изучение биографии и творчества писателя
Провести анкетирование среди учеников
Познакомить с творчеством писателя-земляка Николая Евдокимова
Проиллюстрировать книгу
Представить работу
Объект исследования: обучающиеся 8-11 классов
Предмет исследования: уровень читательской активности
Методы работы:
А) интервью с братом писателя
Б) связь с людьми, которые знают Евдокимова Н.Е.
Г) анкетирование учащихся школ
Д) создание презентации, иллюстрирование книги.
Поиск информации
На одном из занятий кружка «Художественное слово» нам рассказали про писателей-земляков. И среди совсем незнакомых фамилий, например, таких как Ларионов, Хромовских, меня заинтересовала фамилия Николая Евдокимова.
Обратилась в библиотеки п. Жигалово за информацией о писателе и о книге, ответ был отрицательным, такой книге в фонде нет.
Но оказалось в Жигалово живёт брат писателя.
Договорившись о встрече, мы отправились к нему.
Фото1. Встреча с братом писателя Фото2. Брат писателя – интересный собеседник
Евгений Евгеньевич оказался очень интересным собеседником, с хорошим чувством юмора. Он рассказал о своей семье с очень богатой историей.
Его дед Прокопий Иванович был участником Первой Мировой войны.
Фото3. Евдокимов Прокопий Иванович Фото4. Николай Евдокимов
(второй справа)
19 сентября 1950 года в деревне Балыхта появился на свет будущий писатель – Николай Евгеньевич Евдокимов.
Фото5. Николай Евдокимов с братьями
Начальную школу оканчивал в Балыхте. А в 1963 переехали в Марково.
Фото6. Николай Евдокимов
Неуемный авантюрный характер Николая долго помнили учителя. После окончания 8 класса продолжил обучение в Речном училище. Любовь и уважение к природе Николая Евгеньевича проявлялась с малых лет, поэтому очень рано начал ходить в тайгу на охоту.
Фото7. Николай Евдокимов Фото8. У запруды
Он понимал язык тайги, а в журчании лесной реки ему слышались колыбельные его мамы.
В 1982 году мама, Ксения Прокопьевна, переезжает в Иркутск. Вскоре Николай Евгеньевич перебирается к маме.
Фото9. В кругу семьи
Он много путешествовал по России, жил в монастырях, очень любил бывать Туве. Но именно в Иркутске он впервые заявляет о себе, как о писателе. Здесь он познакомился с Валентином Распутиным, Александром Вампиловым, Владимиром Скифом.
Фото10. С Владимиром Скифом Фото11.
Я связалась с Владимиром Петровичем Скифом
Фото12. Владимир Петрович Скиф Фото13.Пакулов Глеб Иосифович
Именно Владимир Петрович познакомил начинающего писателя, Николая Евдокимова, с Пакуловым Глебом Иосифовичем (Русский советский прозаик, поэт. Член Союза писателей СССР), который говорил о Николае, как о человеке с которым интересно спорить, у него была какая-то необычность в словах и он умел отстаивать свое мнение, хоть и был несколько заносчив.
Сам Владимир Петрович вспоминает Николая Евдокимова, как талантливого писателя и много знающего человека. «…хорошо, что вспомнили его имя. Нужно возрождать такие имена!»
В разговоре с Евгением Евгеньевичем мы узнали, что Николаю Евдокимову помогал в издательстве книги , тогда еще молодой, Владимир Крупин . Я нашла его. Связь мы с ним поддерживали через работников Кильмезской библиотеки.
Фото14.Кильмезская библиотека
В.Н Крупин – православный писатель
Фото15. В.Н Крупин
С 1990 по 1992 год Владимир Николаевич Крупин — Главный редактор журнала «Москва».
С 1994 года преподаёт в Московской духовной академии; с 1998 по 2003 год — главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».
Многолетний председатель жюри фестиваля православного кино «Радонеж». Сопредседатель Союза Писателей России.
Владимир Николаевич рассказал мне, что помогал в издательстве книг многим начинающим авторам, в том числе Николаю Евдокимову оказывал поддержку в издательстве книги «Медвежий уголь».
Итогом нашего общения после длительной переписки с работниками библиотеки стало письмо от Владимира Крупина.
"Дорогие Нина Анатольевна и Анастасия! В наше время очень падает интерес к литературе. Это прискорбно, ибо читающая Россия всегда находила духовные силы прежде всего в приобщении к словесному наследию. Интернет может служить справочником, информационными источником, средством общения, но он никогда не сможет заменить книгу. Она означает путь от сердца к сердцу, единению души писателя с душой читателя. И то, что вы занимаетесь исследованием творчества Николая Евдокимова — честь вам и хвала. Счастлив писатель, который обрёл таких читателей. Именно они продлевают его жизнь. Даже если её физические сроки истекли.
Кланяюсь. Сердечно ваш Владимир Крупин."
Фото16. С дочерью Фото17. С братом Евгением
Познакомившись с такими интересными людьми, мне захотелось поделиться этой информацией с одноклассниками.
Так и оформилась идея моего проекта
Прежде чем начать работу я решила выяснить, а знают ли учащиеся моей, а также Жигаловской школы №1, о существовании писателя-земляка, его творчестве и увлечены ли они литературой.
Я предложила ребятам ответить на несколько вопросов анкеты.
Результаты, прямо скажем, нерадостные.
Всего в опросе участвовало 34 человека (с 8по 11 классы)
Фото18. Анкетирование: 11 класс Жигаловской СОШ№1 Фото19.Участники анкетирования учащиеся Тутурской СШ
Результаты опроса:
1.Любите ли вы читать? (20 -«да» и 14 - «нет»)
2.Какую книгу вы прочитали за последнее время? (16 обучающихся читают произведения только школьной программы; 10 человек читают, книги по своим интересам и оставшиеся 8 вовсе не читают)
Исходя из того, что учащиеся школ плохо знают творчество своих земляков и мало читают, я убедилась в необходимости своего проекта
Следующим шагом было мое выступление в классе о биографии Николая Евгеньевича, и презентация повести «Медвежий угол».
Фото20.Выступление перед одноклассниками
В книге «Медвежий угол» рассказывается о жизни моих сверстников в послевоенное время в такой же деревне, как и моя.
Повесть написана простым языком, понятным современному подростку. В повести, к своему удивлению, я встретила поговорку, которую мы изучали на театральном кружке.
Ушел Прокоп, кипит укроп.
Пришел Прокоп, кипит укроп.
Как без Прокопа кипит укроп,
Так при Прокопе кипит укроп
Прочитав книгу, я поняла, что в ней присутствуют все жанры русского фольклора. Они, несомненно, украшают повесть
Куплеты из русских народных песен, прибаутки, частушки:
По гладенькой дорожке, по гладенькой дорожке, По кочкам, по кочкам… По ухабам, по ухабам… В яму бух…. | Моя теща невежливая. На медведе-то не езживала, На козе-то не боранивала, Решетом воды не нашивала |
На охоту мил ходил Лису рыжую убил, А с моей фигурою Надо чернобурую | Как схватил медведь корову за рога. Я теперь тебе, подруга, не слуга!.. |
Даже заговоры, например, от испуга. «Бык бодучий, встретит тебя волк едучий, попробуй-ка воды, отведи моего парнишку от беды» |
И со взгляда современного подростка на повесть, могу сказать, что она вызовет больше интереса у читателя, если иллюстрации будут цветными.
Следующим этапом моей работы было иллюстрирование повести «Медвежий угол»
Рис.1 Кролик Рис.2 Луг
Рис.4 Охотник Рис.6 Сохатёнок
Рис.6 Филин Рис.7 На охоту
Рис.8 Медведь Рис.9 Печь
После того, как иллюстрации были готовы, мы отправились печатать книгу уже с моими рисунками.
Творческий путь писателя был недолгим. Из опубликованных – 2 произведения. Это рассказ «Тонкая нить» в журнале «Сибирь» и повесть «Медвежий угол». Также у него много рукописных произведений, которые бережно хранятся в семье Евдокимова Евгения Евгеньевича.
Считаю, работа была проведена не зря.
В результате своего исследования пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину.
А какое богатое литературное наследие оставил нам писатель-земляк. Считаю, что именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Думаем, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.
Хочется верить, что знакомство с писателем позволит сблизить современное поколение к литературному богатству родного края, «краю зеленой страны».
Теперь этот материал можно использовать на уроках литературы, краеведения, на классных часах, посвященных родному краю.
Используемая литература:
Личные воспоминания брата писателя Евдокимова Е.Е.
Личные воспоминания Скиф В.П.
Личные воспоминания Пакулова Г.И.
Личные воспоминания Крупина В.Н
Евдокимов Н.Е. Медвежий угол:Повесть.-М.: Дет.лит.,1991
Евдокимов Н. Рассказы//Сибирь.-1988.-73 с.