Проект урока географии в 9 классе на тему: «Численность и естественный прирост населения России»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
Проект урока географии в 9 классе
на тему: «Численность и естественный прирост населения России»
Разработала: учитель географии
Чугреева Евгения Анатольевна
п. Октябрьский 2014 год
Тема урока. Численность и естественный прирост населения России
Цели:
- познакомиться с численностью населения России
- определить причины, влияющие на изменение численности населения России.
Задачи:
- дать определения понятий «демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;
- развивать умения работать со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками.
Ресурсы: учебник, статистический материал, опорный конспект.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с ИКТ.
Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:
Эвристическая беседа
Частично-поисковый, исследовательский
Проблемный
Создание проблемной ситуации;
Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
Создание условий для развития познавательной активности учащихся,
Планируемый результат:
Знать\ понимать:
-основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;
-причины изменения численности России.
Уметь:
- анализировать информацию о населении России.
- рассчитывать естественный прирост населения России.
1. Организационный момент. Приветствие.
2. На слайде – фоторяд. Рябята как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
3. Объявление темы урока, целеполагание
Тема «Численность и естественный прирост населения России» (запись в рабочий лист)
Каковы цели нашего урока? (предположения учащихся, дополнения учителя)
Что мы узнаем (задачи):
Какова численность населения?
Какое место занимает Россия в мире по численности населения?
Динамика численности населения России в 20 веке.
Что такое «Демография», «Демографический кризис», «демографическая политика», «естественный прирост»
4. Актуализация знаний.
Скажите, пожалуйста, где можно найти данные о численности населения России? ( Энциклопедия, Интернет, Учебник, СМИ)
Ребята, как Вы думаете, зачем государство проводит перепись населения?
Чтобы узнать численность населения России (предполагаемый ответ учащихся).
Молодцы. Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.
5. Изучение нового материала:
Одним из первых о необходимости получения статистических данных в нашей стране задумался М.В.Ломоносов. В 1761 году он написал научный трактат «о сохранении и сбережении народа». Где выразил озабоченность в связи с высокой смертностью и малой продолжительностью жизни русских людей. Первая перепись в России была в 1897 году.
В каком году была последняя перепись населения нашей страны?
Последняя перепись в РФ проходила с 14 по 25 октября 2010 г – 143 млн чел.
Задание 1. Работа с информацией на слайде
Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения? ( Россия занимает 9 место в мире с населением 143 млн. чел.)
Какова площадь территории РФ? ( 17млн км)
Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения?
Вывод: (Огромная территория страны не соответствует малому количеству населения)
Какое важное событие произошло в марте 2014 г.? (присоединение Крыма и Севостополя). Т.е. возросла не только площадь нашей страны, но и ее численность.
По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2014г. составила 146,1 млн.человек, из них 2,3 млн.человек проживало в Крымском федеральном округе.
Заполните задание 1. в ваших рабочих листах
Проблемами населения занимается .. . Кто знает, какая наука? Это слово греческое Демография (от греч. Demos – народ, grapho – пишу) – наука о населении.
От чего же зависит численность населения?
Численность населения зависит от количества родившихся и умерших.
Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.
Рождаемость в России составляет 13.3 промилле, что означает 13.3 человек на одну тысячу человек (данные за 2014 год)
Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.
Смертность в России составляет 13.1 человек на 1000 человек. Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя. В среднем мужчины доживают до 61 года, женщины до 74 лет.
Разность между рождаемостью и смертностью, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения. ЕП. = Р-С. (ЕП +0,2 в России 2014)
Заполните в рабочих листах определение ЕП, Р, С
Работа по карте ЕП в регионах России (1 учащийся у доски комментирует карту).
Естественный прирост населения в различных регионах отличается. Большинство регионов отличается либо низкими показателями ЕП или убылью населения. Но в некоторых районах наблюдается довольно высокий ЕП. Это характерно для республик Северного Кавказа и некоторых национальных республик страны ( Ингушетия, Дагестан, Тыва) Самый низкий -10 промилле – в Центральном районе, самый высокий ЕП в республике Ингушетия ( +12).
Какова величина ЕП в Алтайском крае? (ЕП в Алтайском крае -0,7 промилле.)
Процессы рождаемости, смертности и естественного прироста образуют естественное движение или воспроизводство. Запись в рабочий лист понятия «Воспроизводство». Естественное движение вместе с механическим движением (миграциями) влияют на численность населения в стране. А численность населения находится в постоянном движении (динамике).
Задание 2. Анализ графика «Динамика численности населения России с 1990-2013 гг. и «Динамика численности населения Алтайского края 2000-2014 гг.»
Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить?
Почему в России снижалась численность населения?
Я предлагаю Вам самим решить данную проблему и провести заседание круглого стола по проблемам демографии. Вы готовы отправиться на поиски причин низкой численности населения в России?
Задание по группам.
Историки - нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории.
Демографы - раз уж речь у нас о проблемах демографии
Правительство - без него невозможно решать какие-то государственные дела.
Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим консультантом, если нужна помощь - поднимите руку. Договорились? Тогда за работу.
Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта. Выполнение 7-10 минут
На рубеже XIX-XX веков Д.И. Менделеев, исходя из состояния и прироста народонаселения на тот момент, сделал прогноз, согласно которому в конце XX века численность населения России должна была достигнуть как минимум 350 миллионов человек. Что же помешало осуществлению прогноза?
Выступление учащихся группы историков (заполнение таблицы в рабочих листах по ходу выступления).
Демографический кризис – резкое снижение численности населения
Слайд таблица, демографические кризисы. Остальные по ходу выступления заполняют таблицу «Демографические кризисы России» в рабочих листах
Демографические кризисы |
события |
Потери с учетом снижения рождаемости |
1 1914-1922 |
Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция |
12-18 млн.человек |
2 1933-1934 |
Голод, ссылки(репрессии) |
5-6.5 млн.человек |
3 1940-1946 |
Великая отечественная Война |
21-24 млн.человек |
4 1990- 2006 |
Социально-экономические, экологические |
5 млн человек |
Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически) Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн. человек – как в современной Японии! Такова оказалась для России цена войн и социальных потрясений.
Выступление группы демографы
Как то можно было бы этого избежать? Ведите здоровый образ жизни, чтобы нас было намного больше. России нужна здоровая нация. Берегите себя.
А давайте спросим у правительства, они занимаются проблемами снижения численности России. Да, есть даже концепция Демографический политики в России до 2025 года. Ребята с ней работали. Что Вы выяснили?
Выступление группы «Правительство».
Демографическая политика — комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. (запись в рабочий лист)
Итак, что у нас получилось? Мы нашли причины низкой численности населения в России?
Причины снижения численности населения
Войны, эпидемии, голод высокая смертность низкая рождаемость
Вывод: жить в мире, вести ЗОЖ, повышение рождаемости.
В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего, беречь людей главное богатство России.
Задание на слайде: По графику ознакомьтесь с прогнозами динамики численности населения. Какой из прогнозов кажется вам наиболее реальным, почему?
6. Закрепление материала:
1.Блиц-опрос:
Какова численность населения России?
Какое место среди стран мира занимает наша страна?
Разница между числом родившихся и числом умерших людей – это
Какой ЕП в Алтайском крае?
Резкое уменьшение численности населения называется –
Когда состоялась последняя перепись населения?
Как называется наука о населении?
Сколько человек проживает в Алтайском крае?
Какие меры предпринимает правительство и власти края для решения демографической проблемы?
Домашнее задание: § 5, понятия выучить,
творческий уровень: Естественный прирост населения в различных регионах отличается. Большинство регионов отличается либо низкими показателями ЕП или убылью населения (Европейская часть России). Но в некоторых районах наблюдается довольно высокий ЕП. Это характерно для республик Северного Кавказа и некоторых национальных республик страны ( Ингушетия, Дагестан, Тыва) Самый низкий -10 промилле – в Центральном районе, самый высокий ЕП в республике Ингушетия ( +12).
Используя дополнительные источники информации, выясните причины причины различия ЕП в регионах страны. Почему на фоне низкого ЕП выделяются некоторые регионы России, с чем это связано?
8. Рефлексия:
Удалось ли решить в ходе урока, поставленные задачи?
прочитав фразу, закончите её:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что …
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
10. Подведение итогов: оценивание деятельности на уроке.
Вот и завершился наш урок, мы заглянули из прошлого через настоящее в будущее. Урок был очень плодотворным, вам пришлось немало потрудиться. И труд ваш должен быть оценен (оценивание).
…Вся Русь — костер. Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Гудит, ревет… И трескается камень
И каждый факел — человек. М. Волошин.
Здесь будет файл: /data/edu/files/i1459318406.doc (Рабочий лист учащегося)
Здесь будет файл: /data/edu/files/i1459318433.doc (Задание группам)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1459318452.doc (Задание группам 2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/k1459318498.doc (документ - Концепция демографического развития)
Здесь будет файл: /data/edu/files/u1459318615.ppt (презентация Численность и ЕП населения России)
Ковалева Галина Валентиновна