Методическая разработка урока географии на тему «Миграции населения» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38
Красноармейского района Волгограда»
400096,г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50,а.
Тел. 65-23-09 ИНН 3448015799
Методическая разработка
урока в 9 классе на тему:
« Миграции населения»
Выполнила
учитель географии
МОУ СШ №38
Злых Светлана Юрьевна
Технологическая карта.
Тема урока |
Миграции населения комбинированный |
|||
Планируемые образовательные результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Овладеют знаниями о миграциях населения, причинах и видах миграций. Определят влияние миграций на естественное движение населения, выявят исторические потоки миграций. Применят приобретенные знания для решения учебной проблемы и определения сальдо миграции. |
Совершенствуют умения анализировать тексты, диаграммы, схемы, таблицы. Развивают навыки смыслового чтения и работы с информацией. Умеют оперировать ранее полученными знаниями, определяют цель, проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели, развивают умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. |
Продолжить развивать у учащихся умение работать в группах, умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Воспитывать толерантность. Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. |
||
Решаемые учебные проблемы |
Старая Сарепта – немецкое поселение в России. |
|||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Миграции, причины миграций, виды миграций, миграционный прирост, миграционные потоки |
|||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютер, мультимедийная доска. |
|||
Образовательные интернет-ресурсы |
(http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистки) Материалы с сайта РЕШУ ОГЭ https://ege.sdamgia.ru/ |
|||
Используемые технологии (методики): |
технология применения опорных схем, «мозговой штурм», проблемное обучение. |
|||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||
ЭТАП Организационный Задачи этапа: |
||||
Деятельность учителя Здравствуйте, рада вас видеть, присаживайтесь |
Деятельность обучающихся Стоя приветствуют учителя, садятся на свои места. |
|||
ЭТАП Актуализация и контроль знаний Задачи этапа: проверить уровень усвоения знаний по теме « Размещение населения» |
||||
Деятельность учителя Предлагает учащимся выполнить тестовые задания и заполнить карточки для ответов (приложение 1) |
Деятельность обучающихся Учащиеся выполняют тест по вариантам, заполняют карточки для ответов. |
|||
ЭТАП Актуализация знаний и создание проблемной ситуации Задачи этапа: актуализировать субъектный опыт учащихся |
||||
Деятельность учителя Учитель предлагает учащимся посмотреть на экран (Слайд 1). Задает вопросы: «Что объединяет эти фотографии?» (изображение миграция птиц, миграция животных, миграция людей) Тема нашего урока «Миграции населения» (Слайд 2) |
Деятельность обучающихся Учащиеся выдвигают разные версии (перелет птиц, переход быков, переезд людей, миграции птиц, беженцы). Все эти фото объединяет перемещение птиц, людей, животных в другие места жительства. Определяют тему, выявив слово – «миграции». Записывают тему в тетрадь «Миграции населения». |
|||
ЭТАП Целеполагания |
||||
Деятельность учителя Вступая в диалог с учащимися, подводит их к формулировке целей исследования (Слайд 3).
|
Деятельность обучающихся В ходе диалога, учащиеся, формулируют следующие цели: Дать понятие « миграция» Причины миграций Виды миграций Последствия миграций |
|||
ЭТАП планирования. Задачи этапа: • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; |
||||
Деятельность учителя Беседует с учащимися Какими источниками информации мы пользуемся для решения поставленных задач? |
Деятельность обучающихся Отвечают на вопрос: «Для решения задач мы будем использовать учебник (§ 11), интернет, карты в атласе». |
|||
ЭТАП "Открытие" нового знания. Задачи этапа: стимулирование творческой активности учащихся; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме; |
||||
Деятельность учителя Предлагает начать работу с изучения текста учебника, для решения первой цели (дать понятие « миграции») «Мозговой штурм» (причины миграций). Помогает обобщить и сгруппировать предложенные учащимися варианты (слайд 5). Предлагает проанализировать схему в учебнике (стр.72 рис. 25), проводит беседу, поясняет части. Предлагает ответить на вопросы: « Какой вид миграции влияет на численность населения в стране? На какие показатели еще влияет внешняя миграция?» Предлагает составить формулу миграционного прироста (слайд 8).
|
Деятельность обучающихся Работают с текстом учебника (§ 11), выделяют и записывают в тетрадь понятие « миграции» (слайд 4) «Мозговой штурм», учащиеся предлагают разные версии причин миграции людей. Группируют причины, выполняют схему в тетради « Причины миграций» (слайд 5). Анализируют схему на рис. 25, высказывают свои версии и в тетради выполняют схему « Виды миграций (по времени)» ( слайд 6), схему « Виды миграций (по масштабу)» ( слайд 7). Отвечают на вопрос. Анализируют рис.26 на стр. 73( внешняя миграция, влияет на возрастной и национальный состав), делают выводы. Определяют формулу миграционного прироста (слайд 8). |
|||
ЭТАП Применение нового знания. Задачи этапа: использование новых знаний на практике. |
||||
Деятельность учителя Практическая работа. Предлагает определить как повлияла внешняя миграция на численность населения России в 2017 году, для этого используем данные из интернета (http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистки) (слайд 8). Организует групповую работу по определению миграционных потоков в истории России. Предлагает изученный материал оформить в таблицу (слайд 9) Используя краеведческие знания, предлагает решить ранее поставленную учебную проблему. |
Деятельность обучающихся Практическая работа со статистическими данными сайта Федеральной службы государственной статистики, вычисление миграционного прироста за 2017 год. Делают выводы по результатам практической работы. Каждая группа (по вариантам) изучает разделы в учебнике: «Направления внутренних миграций в России», «Внешние миграции». Заполняют таблицу и представляют результаты работы. Решают учебную проблему и вписывают в таблицу полученные выводы (слайд 10). |
|||
ЭТАП Рефлексия Задачи этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока |
||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и цели урока, определить, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть и несколько видов одновременно. Зачитывает текст (приложение 2) Подводит итог работы и оценивает вклад каждого ученика. |
Деятельность обучающихся Внимательно слушают текст, анализируют, отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы по достижению целей. Оценивают урок и свои достижения. |
|||
9 ЭТАП Домашнее задание |
||||
Домашнее задание. (§ 11), практическое задание на стр. 76 (устно), объяснить понятия: «беженец», «вынужденный переселенец», «репатриация», «депортация» (слайд 10). |
Деятельность обучающихся Записывают домашнее задание, уточняют детали. |
Приложение 1
DOCX / 679.34 Кб
Приложение 2
DOCX / 13.65 Кб
Пояснительная записка
DOCX / 12.31 Кб
Презентация МИГРАЦИИ
PPTX / 1.47 Мб