12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казарина Юлия Сергеевна29
Россия, Костромская обл., Кострома
2

Проект урока по предмету Изобразительное искусство, 5 класс, тема урока Деревня – древний мир.

Проект урока по предмету Изобразительное искусство__________________, _____5__класс, 
тема урока ___Деревня – древний мир________________________________________





 Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

 Изобразительное искусство

Учитель

 Казарина Юлия Сергеевна

Образовательное учреждение

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы "Гимназия № 33"


Класс

 5

Тема четверти

 Древние корни народного искусства

Тема урока

 Деревня –древний мир

Художественно-педагогическая идея урока

 Чтобы по-настоящему насладиться древней архитектурой, необходим ум философа, впечатлительность художника и душа поэта.

Тип урока

 Урок открытия новых знаний

Цель урока

 Сформировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Костромы

Художественно-педагогические задачи

Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы на примере Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода»;

Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.


Основные термины и понятия

 Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Форма проведения

 коллективная, фронтальная

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Костромы, получат возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Костромы.


Материалы и инструменты

Листы бумаги А3

Альбомы, акварель, кисти (для индивидуальной работы)

Приемы и методы

 Объяснительно-иллюстративный

Ожидаемый результат

 Понимание детьми связи между человеком и его бытом. Понимать знаки и символы древней эпохи и внутреннего мира человека, способы выражения его мыслей и чувств в убранстве его дома.

Используемые современные педагогические технологии

 Системно-деятельностный подход

Технология развития критического мышления

УМК

 Программа - Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М.: Просвещение, 2014

ОГБУК Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода»

Формы организации учебной деятельности

 Фронтальная, групповая, индивидуальная, просмотр презентации, практическая работа в материале, домашнее задание.

Межпредметные связи

 Изобразительное искусство (живопись), литература, история.

Оборудование

 ПК учителя, медиа проектор, экран, раздаточный материал.

Интернет ресурсы

 : http://kostrsloboda.ru /

Методическая литература

 И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»

Методическое пособие для учителя по программе Б.М.Неменского 5 класс

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.      Предварительная подготовка

Коммуникативный метод

 Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

 Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок.

 Личностные: настраиваются на урок. Коммуникативные: используют способы конструктивного общения.

2.      Самоопределение к деятельности

 Групповая работа Презентация Слайд 1

 Читает стихотворение. На холмах, крутоярах, в селеньях, Украшая излучины рек, возвышались над миром творенья – Рукотворная радость навек… – Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, о народном жилище – избе.

 Слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению.

 Коммуникативные: самостоятельно определяют тему урока. Познавательные: формулируют свое мнение, позицию

3.      Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

 Презентация Слайд 2

 Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба». Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе. - Зачем людям дом? (отв.) - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из леса). - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? (отв.) Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до смерти.

 Отвечают на вопросы учителя. Объясняют смысл понятия «изба». Высказывают свои предположения

 Коммуникативные: Строить монологическое высказывание, владеть диалогической речью Личностные: приобретают устойчивый интерес к теме урока.

4.      Постановка учебных задач

 Фронтальная беседа, диалог, демонстрация наглядного изображения Презентация Слайд 3-4

 Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) - с землѐй, а подклеть (погреб)- с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены - растительным орнаментом. Окна избы- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо- «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге. -Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу. Дверь в избу была низкая, а порог высокий. -Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (отв.) Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.

 Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища.

 Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Личностные: действия нравственно-эстетического оценивания. Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия

5.      Организация взаимодействия

Фронтальная беседа. Презентация Слайд 5-8

 Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Какие элементы дома были украшены резьбой?

 Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Запоминают названия элементов избы. Отвечают на вопросы - Край кровли прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин вверху закрыт небольшим, свешивающимся полотенцем. Наличники – самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше назывался лоб). Здесь же бывает лобовая доска.

 Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Умение эффективно выбирать пути решения учебных задач

6.      Работа с предметным результатом (по отдельной программе)

 Фронтальная беседа. Презентация Слайд 9

 При помощи акварели или гуаши изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

 Выполняют творческое задание. Рисование избы. Применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщѐнность, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

 Познавательные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата.

6.

 Групповая работа Презентация Слайд 10

 - Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Красива земля русская своими полями, лесами, реками. Посмотрите, какой красивый пейзаж. Но мне кажется, чего-то не хватает? Чего же? - Совершенно верно. Давайте «заселим» наш пейзаж, наклеим готовые дома в это пространство. - Ну-ка поднимите, покажите, какие прекрасные дома у вас получились. - А вы заметили, что дома разные по размеру? - Какие дома мы наклеим в верхней части пейзажа? Большие или маленькие? Почему? - Правильно, то что дальше выглядит всегда меньше. - Посмотрите, что у нас получилось? - А почему «улица» называется «улицей» знаете? - Избы в селении выстраивались фасадом, то есть лицом, к дороге, и получалась? Что? - Теперь давайте наклеим те дома, которые побольше. Где мы их разместим?

 Создают коллективное панно, путем наклеивания декорированных домов в подготовленное пространство листа. - Не хватает домов. - Сначала мы наклеим маленькие дома, так как они дальше. Учащиеся выходят и наклеивают дома на общую композицию. - У нас получилась целая улица домов. - Дома располагаются лицом (фасадом) к дороге, отсюда и название «у дороги – лицо». У- лица. - Мы их наклеим в нижней части листа. Наклеивают оставшуюся часть домов.

 Регулятивные: Умение слушать и вступать в диалог. Интегрироваться в группу. Познавательные: приобретают начальные способы исследовательской деятельности.

7.      Рефлексия деятельности

 Коллективная деятельность

 Просит ребят продолжить фразу: Сегодня я узнал….

 Продолжают фразу и рассказывают, какие знания получили на уроке.

 Познавательные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы.

8.      Контроль и коррекция

 

 Учитель подводит итог мероприятия.

Оценивают свои работы с учетом предоставленных критерий.

Познавательные: Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Регулятивные Управление поведением партнѐра, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: Нравственно-этическая ориентация.







Приложения

Слайд 1 t1590645484aa.png

Слайд 2 t1590645484ab.png

Слайд 3 t1590645484ac.png

Слайд 4 t1590645484ad.png

Слайд 5 t1590645484ae.png

Слайд 6 t1590645484af.png

Слайд 7 t1590645484ag.png

Слайд 8 t1590645484ah.png

Слайд 9 t1590645484ai.png

Слайд 10 t1590645484aj.png



Образовательные ресурсы:

сайт Костромского историко-архитектурного музея http://www.kostromamuseum.ru/

http://www.eduportal44.ru/sites/Region44/_layouts/15/start.aspx#/SitePages/Домашняя.aspx

http://kostrsloboda.ru/ «Костромская слобода» — музей заповедник









Конспект урока

Цель:

Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;

Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Задачи:

Обучающие:

Создание учащимися композиции «Деревня»;

Обогащение словарного и понятийного запаса детей.

Учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие:

Совершенствовать конструктивные навыки;

Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.

Развитие творческого воображения;

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.

Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

Воспитание аккуратности, взаимопомощи.

Материалы и оборудование: 

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.

 Художественные принадлежности: краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.

Зрительный ряд:

Изображение дома,

фотографии природы, деревянных изб,

элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.

План урока:

Проверка готовности к уроку

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов

Ход урока:


I. Орг. Момент (1 мин)  

Я приглашаю вас сегодня сделать интересную работу, но, чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.

II. Актуализация и активизация знаний учащихся. (вводная беседа) 7 мин

-Начать сегодняшний урок мне хочется стихотворением:

От Оки до Двины и Онеги,
От московских до псковских дорог
Ладить лапти, ладьи и телеги
Мог любой на Руси мужичок.

В городах, деревнях - повсеместно -
Хоть парнишка, хоть вовсе малец,
Знал топор, долото и стамеску,
И работал с душой, удалец.

Были русские избы нарядны,
А ладони умельцев - грубы.
Украшались любовно фасады
Кружевами тончайшей резьбы.

У окошек Авдотьи и Фёклы
Вышивали и пряли порой.
И сверкали в наличниках стёкла
Словно девичьи очи весной.

Пятистенка, родная избушка,
Ты - праматерь часовен, церквей,
Что от пят и до самой макушки
Вырастали совсем без гвоздей!

На холмах, крутоярах, в селеньях,
Украшая излучины рек,
Возвышались над миром творенья -
Рукотворная радость навек.

Белый свет, он с избою прекрасней,
За порогом расступится тьма.
Словом, что ни деревня, то праздник -
Золотые из сосен дома!( Анна Токарева)
– Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, о народном жилище – избе.

-Где у нас в Костроме можно увидеть традиционное жилище – избу? (Музей-заповедник «Костромская слобода».) (Слайд 1.)


III. Изложение нового материала.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. (Слайд 2.)

Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью. Располагались избы всегда лицом к дороге. (Слайд 4)

  Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе.

- Зачем людям дом? (отв.)

- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из леса). - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? (отв.)

Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до смерти.

Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами.

Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) - с землёй, а подклеть (погреб)- с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены - растительным орнаментом. Окна - глаза на лице дома, связь с внешним миром. Им предавалось очень большое символическое значение. (Слайд 5)

На фасадной стене прорубалось одно красное окно - окно большого размера, которое прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями - косяками “косящие” или “красные” (красивые). (Слайд 8)

Волоковые окна прорезали в двух смежных бревнах и по высоте 30-40 см. Они закрывались дощечками.

На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.

Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге. (Слайд 3)

-Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу. Дверь в избу была низкая, а порог высокий.

-Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (отв.) Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.

 Давайте познакомимся с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

Какие элементы дома были украшены резьбой? (отв.)

Край кровли прикрывают узорные доски – причелины. (Слайд 6)

Стык причелин вверху закрыт небольшим, свешивающимся полотенцем. (Слайд 7) Наличники – самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше назывался лоб). Здесь же бывает лобовая доска.

IV. Самостоятельная работа.

Сейчас мы с вами попробуем создать образ русской деревни. Каждый из вас изготовит отдельную избу, а позже мы выполним общую коллективную композицию. Работу вести будем по следующему плану:

При помощи акварели или гуаши изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

 - Жизнь человека всегда была связана с природой родного края. Красива земля русская своими полями, лесами, реками. Посмотрите, какой красивый пейзаж. Но мне кажется, чего-то не хватает? Чего же? - Совершенно верно. Давайте «заселим» наш пейзаж, наклеим готовые дома в это пространство.

- Ну-ка поднимите, покажите, какие прекрасные дома у вас получились.

- А вы заметили, что дома разные по размеру? - Какие дома мы наклеим в верхней части пейзажа? Большие или маленькие? Почему? (отв.)

- Правильно, то что дальше выглядит всегда меньше.

- Посмотрите, что у нас получилось?

- А почему «улица» называется «улицей» знаете? (Слайд 9-10)

- Избы в селении выстраивались фасадом, то есть лицом, к дороге, и получалась? Что? (отв.)

- Теперь давайте наклеим те дома, которые побольше. Где мы их разместим? (отв.)

V. Рефлексия.

- Теперь, когда наша коллективная композиция готова, посмотрите на нее внимательно, какие впечатления вызывает у вас образ нашей деревни?

-Что вам хотелось показать в своей работе?

-Что больше всего нравится в работе?

Просит ребят продолжить фразу: Сегодня я узнал….


VI. Итог урока.

Сегодня вы многому научились и многого достигли.

В своих индивидуальных работах вы сумели воссоздать образ русской деревянной избы, а в коллективной композиции показали самобытность русской деревни.  Пусть не у всех работа прошла гладко, были недочеты, но мы вместе будем стараться не допускать ошибки в будущих заданиях.

А теперь давайте оценим нашу общую работу дружескими аплодисментами.

Спасибо за внимание!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.