Урок изобразительного искусства в 4 классе «Древние соборы»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе
Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна
Учебный предмет: изобразительное искусство 4 класс.
УМК (программы учебного курса): Л.А.Неменская «Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» 4 класс» учебник, изд. «Просвещение», Москва, 2010г.
Тема четверти: «Древние города нашей земли ». Урок 11 Тема урока: «Древние соборы». Дата проведения:
Цель и задачи |
Формирование ценностного и уважительного отношения к истории российской культуры и культуры других народов. Образовательные: - повторить и закрепить знания о древних городах России; - познакомить с устройством храма. Развивающие: - развивать логическое мышление учащихся; - обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией. - развивать воображение, любовь к прекрасному Воспитательные: - воспитывать у учащихся взаимопомощь и самостоятельность, любовь к русской культуре и архитектуре. - способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства; - воспитание аккуратности, дружелюбия. |
Тип урока |
формирование новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знают устройство храма, умеют изображать внешний вид храма. Личностные: признают собственные ошибки; умение слышать и слушать друг друга. Метапредметные: регулятивные: организуют самомопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения. |
Технологии |
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные. |
Зрительный ряд: |
презентация, учебник Л. А. Неменская «Каждый народ художник» 4 класс. |
Музыкальный ряд: |
Народные инструменты, колокольный звон. |
Литературный ряд: |
Отрывок стихотворения М. Просянникова. |
Материал: |
Гуашь, акварель, кисть, альбом. |
Задание: |
Изображение собора. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, компьютер. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация «Древние соборы», учебник, компьютер, фото. |
Основные понятия |
Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава. |
Дидактическая структура занятия |
Миницель (задачи) Этапов занятия |
Методы и приемы Образовательные технологии |
Форма деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
||||||
1.Организационный этап (2 минуты) |
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. |
Вступительное слово учителя |
Фронтальная |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Готовят необходимые инструменты и материалы к уроку. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация своего рабочего места Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы |
||||||
2. Мотивация (2 минуты) |
Определить тему и задачу урока. |
Фронтальная |
Сегодня мы продолжаем наше путешествие в прошлое. Посмотрите на подборку фотографий. Как вы думаете что сегодня мы будем изучать и изображать? Итак, урок начнём, И разговор наш поведём О соборах Древней Руси – Гордости нашей страны. Мы узнаем, составные части храмов, чем они отличаются. |
Слушают учителя и эмоционально выражают свое отношение к увиденным фотографиям, изучаемой теме. Определяют тему урока. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
|||||||
3. Изучение нового материала (15 мин) |
Знакомство с новыми понятиями. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме. |
Словесно- иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме. Просмотр презентации «Древние соборы». Просмотр презентации «Народные праздники». Просмотр презентации, работа с учебником стр. 55 |
Фронтальная |
Как начиналось строительство каждого древнего поселения? Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили», «огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки. Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста). За крепостной стеной помещалось очень многое: храмы или соборы, колокольни, рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы. Какое жильё использовали древние славяне? Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко. Конёк - это древнейший символ, связанный с жизнью крестьянина. На крыше, в домашней утвари, даже в игрушках у детей - везде использовался образ конька, горделивый, скачущий, статный. Окна избы украшали резными наличниками или ставнями. Чем мы должны завершить строительство нашего городища? Для чего строили храмы в поселениях? На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе. Храм – архитектурное сооружение. Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить. Посмотрите, а чем они отличаются между собой? Башня Соловецкого монастыря Кижи
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа. Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери. Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого. Цвет куполов зависит от материального состояния прихода. Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств. Взметнув старинные кресты Над куполами, словно руки, Она взирает с высоты На красоту, ровняя звуки. Как будто бы по лону вод Она и в праздники, и в будни Прекрасным лебедем плывёт Навстречу восхищённым людям. Худое слово с языка Здесь не слетит. Светлеют лица, И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться. М. Просянников. Посмотрите на эти соборы Успенский собор (Москва) В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари, русские воины, уходя в бой клялись не пощадить жизни для защиты Москвы и всей Руси. Храм Василия Блаженного, или Покрова Божией Матери на Рву – такое полное название этого собора. История возникновения собора связана с именем Ивана Грозного. В походах на Казань царь терпел неудачи. Иван грозный дал себе такой обет, клятву. Если одержит победу над Казанским ханством, построит на Красной площади в Москве грандиозный храм. Слово своё он сдержал. Мы увидели лишь несколько соборов. Более подробную информацию можно найти у нас в библиотеке, в интернете и т.д. |
Слушают учителя и эмоционально выражают свое отношение к увиденным фотографиям, участвуют в беседе. Во внешнем виде храмов выделяют основные части. Читают и определяют части храма на схеме. Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета. |
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
||||||
4. Творческая практическая деятельность (20 мин) |
Закрепление полученных знаний в практической деятельности. |
Беседа; просмотр презентации. |
Фронтальная, |
Задает вопросы по теме урока. Объясняет задание. – Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразим собор. Какие части необходимо изобразить обязательно? |
Отвечают на вопросы. Выполняют творческую Работу. |
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированность познавательных интересов. |
||||||
5. Динамическая пауза |
Способствовать сохранению и укреплению здоровья, обеспечить необходимую двигательную активность. |
Физкульт -минутка |
Фронтальная |
Разучивает с детьми стихотворение и упражнения. По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой (ходьба на месте) И любо мне, и весело. Смотрю по сторонам, (повороты в стороны) Голубеньким и беленьким Я радуюсь цветам (наклоны вперёд) |
Повторяют действия и слова за учителем |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч…. |
||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Способствовать организации самооценки работы обучающихся. |
Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.) Беседа, игра «Художник-зрители» |
Фронтальная |
Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами. - Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии? - Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия? - Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей? - Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия. Домашнее задание: |
Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы. Уборка рабочих мест. |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу. |