Урок изобразительного искусства в 4 классе «Древние соборы»

4
0
Материал опубликован 8 February 2017 в группе

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе

Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна

Учебный предмет: изобразительное искусство 4 класс.

УМК (программы учебного курса): Л.А.Неменская «Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» 4 класс» учебник, изд. «Просвещение», Москва, 2010г.

Тема четверти: «Древние города нашей земли ». Урок 11 Тема урока: «Древние соборы». Дата проведения:

 

Цель

и задачи

Формирование ценностного и уважительного отношения к истории российской культуры и культуры других народов.

Образовательные:

- повторить и закрепить знания о древних городах России;

- познакомить с устройством храма.

Развивающие:

- развивать логическое мышление учащихся;

- обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

- развивать воображение, любовь к прекрасному

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся взаимопомощь и самостоятельность, любовь к русской культуре и архитектуре.

- способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства;

- воспитание аккуратности, дружелюбия.

Тип урока

формирование новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают устройство храма, умеют изображать внешний вид храма.

Личностные: признают собственные ошибки; умение слышать и слушать друг друга.

Метапредметные:

регулятивные: организуют самомопроверку выполненной работы;

познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета;

коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.

Технологии

Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные.

Зрительный ряд:

презентация, учебник Л. А. Неменская «Каждый народ художник» 4 класс.

Музыкальный ряд:

Народные инструменты, колокольный звон.

Литературный ряд:

Отрывок стихотворения М. Просянникова.

Материал:

Гуашь, акварель, кисть, альбом.

Задание:

Изображение собора.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Древние соборы», учебник, компьютер, фото.

Основные понятия

Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава.

Дидактическая структура занятия

Миницель (задачи) Этапов занятия

Методы и приемы Образовательные технологии

Форма деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

1.Организационный этап

(2 минуты)

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Вступительное слово учителя

Фронтальная

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовят необходимые инструменты и материалы к уроку.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы

2. Мотивация

(2 минуты)

Определить тему и задачу урока.

 

Фронтальная

Сегодня мы продолжаем наше путешествие в прошлое.

Посмотрите на подборку фотографий.

Как вы думаете что сегодня мы будем изучать и изображать?

Итак, урок начнём,

И разговор наш поведём

О соборах Древней Руси –

Гордости нашей страны.

Мы узнаем, составные части храмов, чем они отличаются.

Слушают учителя и эмоционально выражают свое отношение к увиденным фотографиям, изучаемой теме.

Определяют тему урока.

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3. Изучение нового материала (15 мин)

Знакомство с новыми понятиями. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме.

Словесно- иллю-

стративный

рассказ с элементами беседы по теме.

Просмотр презентации «Древние соборы».

Просмотр презентации «Народные праздники».

Просмотр презентации, работа с учебником стр. 55

Фронтальная

Как начиналось строительство каждого древнего поселения?

Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,

«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).

За крепостной стеной помещалось очень многое: храмы или соборы, колокольни, рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Какое жильё использовали древние славяне?

Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.

Конёк - это древнейший символ, связанный с жизнью крестьянина. На крыше, в домашней утвари, даже в игрушках у детей - везде использовался образ конька, горделивый, скачущий, статный.

Окна избы украшали резными наличниками или ставнями.

Чем мы должны завершить строительство нашего городища?

Для чего строили храмы в поселениях?

На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.

Храмархитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Посмотрите, а чем они отличаются между собой?

Башня Соловецкого монастыря Кижи

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

Взметнув старинные кресты

Над куполами, словно руки,

Она взирает с высоты

На красоту, ровняя звуки.

Как будто бы по лону вод

Она и в праздники, и в будни

Прекрасным лебедем плывёт

Навстречу восхищённым людям.

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

М. Просянников.

Посмотрите на эти соборы

Успенский собор (Москва)

В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари, русские воины, уходя в бой клялись не пощадить жизни для защиты Москвы и всей Руси.

Храм Василия Блаженного, или Покрова Божией Матери на Рву – такое полное название этого собора. История возникновения собора связана с именем Ивана Грозного. В походах на Казань царь терпел неудачи. Иван грозный дал себе такой обет, клятву. Если одержит победу над Казанским ханством, построит на Красной площади в Москве грандиозный храм. Слово своё он сдержал.

Мы увидели лишь несколько соборов. Более подробную информацию можно найти у нас в библиотеке, в интернете и т.д.

Слушают учителя и эмоционально выражают свое отношение к увиденным фотографиям, участвуют в беседе.

Во внешнем виде храмов выделяют основные части.

Читают и определяют части храма на схеме.

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от

неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение,

обобщение.

4. Творческая практическая деятельность

(20 мин)

Закрепление полученных знаний в практической деятельности.

Беседа; просмотр презентации.

Фронтальная,
индивидуальная

Задает вопросы по теме урока. Объясняет задание.

Приступим к выполнению творческой работы.

Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразим собор. Какие части необходимо изобразить обязательно?

Отвечают

на вопросы.

Выполняют творческую

Работу.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от

неверного;

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение,

обобщение. Метапредм. УУД:

Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личност. УУД:

сформированность познавательных интересов.

5. Динамическая пауза
(2 мин)

Способствовать сохранению и укреплению здоровья, обеспечить необходимую двигательную активность.

Физкульт -минутка

Фронтальная

Разучивает с детьми стихотворение и упражнения.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой (ходьба на месте) И любо мне, и весело.

Смотрю по сторонам, (повороты в стороны)

Голубеньким и беленьким

Я радуюсь цветам (наклоны вперёд)

Повторяют действия и слова за учителем

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(4мин)

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

Беседа, игра «Художник-зрители»

Фронтальная

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

- Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

- Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

- Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

- Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание:

Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Уборка рабочих мест.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации