Проект в 1 младшей группе «Матрешки-крошки»
ПРОЕКТ в 1 младшей группе
«МАТРЕШКИ-КРОШКИ»
Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
· формировать представления о русской народной игрушке;
· вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
· познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
· развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
Вид проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 2 недели (с 23.10.2017г. по 03.11..2017г.)
Участники: дети 1 младшей группы «Колобок», воспитатели, родители.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки», гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, соленое тесто, салфетки, поднос.
Предполагаемый результат:
· Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
· Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
· Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Подготовительный этап:
· Подбор методической литературы по теме;
· Подбор материала, дидактических, подвижных игр;
· Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций;
Основной этап:
Непосредственно образовательная деятельность
Задачи приоритетной области:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Формировать представления о русской народной игрушке.
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой, привлечь внимание детей к игрушке, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать цвета, правильно называть их. Развивать эстетическое восприятия.
Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
Развивать познавательные способности.
Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
Задачи образовательных областей;
Речевое развитие:
Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы.
Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов; деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная, ладошки, румяные щкчки; обогащать словарный запас детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.
Художественно-эстетическое развитие
Закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги;
воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.
Физическое развитие
Подвижные игры, утренняя гимнастика
Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения; менять движения с изменением содержания песни; выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.
Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать активность. Воспитывать умение работать в группе, сообща. самостоятельность, активность.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познавательное развитие
«В гости к нам пришла матрешка»
Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»
Конструктивная деятельность
«Домик для матрешки»
Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.
Речевое развитие
«Матрешки» (Л. Олифирова)
Чтение «Матрешка» (В. Орлов)
Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)
Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)
Приучить детей слушать произведение.
Чтение стихов, потешек «Матрешки»
Познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Знакомимся с матрешками».
Дидактическая игра «Разложи матрешек»
Игра «Веселый хоровод с матрешкой»
Настольная игра «Найди парные матрешки»
Пазлы «Сложи матрешку»
Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»
Дидактическая игра «Матрешка – коробочка»
Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»
Игра «Цветные матрешки с карманами»
Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку.
Продолжать развивать умение понимать слова «большая – маленькая».
Развивать игровую деятельность детей.
Умение находить одинаковые матрешки.
Упражнять детей составления целого предмета из двух частей.
Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.
Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.
Физическое развитие
Подвижные игры
«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».
Пальчиковые игры
«Матрешки»
Развивать умение детей согласовывать детей со словами. Вызывать чувство радости от совместных действий. Совершенствовать ходьбу, бег. Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»
Лепка «Угощаем матрешек».
Заключительный этап:
· Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;
· Выставка «Матрешки - крошки».
Продукт проекта:
· Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»;
· Пазлы «Сложи матрешку»;
· Дидактическая игра «Разложи матрешек»;
· Дидактическая игра «Найди парные матрешки»;
· Дидактическое пособие «Цветные матрешки с карманами»;
· Театр «Матрешки – платочки»;
· Развивающая игра «Матрешка – коробочка»;
· Дидактическое пособие «Матрешка с цветочками»;
· Альбом «Матрешки».
Взаимодействие с родителями:
· Консультация «Матрешка-сказка»;
· Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;
· Интересный гость «Игры с матрешкой»;
· Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
· Развлечение «Веселые матрешки»;
· Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».
В результате проведенной работы было отмечено:
· Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
· Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
· На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
· Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;
· 70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение к проекту:
· Консультация для родителей «Матрешка – сказка» - приложение 1;
· Комплекс утренней гимнастики «Матрешки» - приложение 2;
· Конспект занятия «В гости к нам пришла матрешка» - приложение 3;
· Конспект занятия «Украсим матрешкам сарафаны» - приложение 4;
· Конспект занятия «Домик для матрешек» - приложение 5;
· Конспект занятия «Угощаем матрешек» - приложение 6;
· Развлечение «Веселые матрешки» - приложение 7;
· Пальчиковые игры на тему «Матрешки» - приложение 8;
· Загадки на тему «Матрешки» - приложение 9;
· Стихи на тему «Матрешки» - приложение 10;
· Картотека игр с матрешками – приложение 11;
· Буклет для родителей «В какие игры можно играть с матрешками» - приложение 12;
· Фотографии – приложение 13;
· Результаты диагностики воспитанников – приложение 14.
Список литературы:
1. Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
10. Сайт интернета.