Проект «В гостях у капельки Капитошки». для детей разновозрастной группы 3-5 лет «Солнышко»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Проект «В гостях у капельки Капитошки».
для детей разновозрастной группы 3-5 лет «Солнышко»
Составил:
педагог Новикова Валентина Александровна
2025
Экопросветительский проект для детей дошкольного возраста 3 – 5 лет
Актуальность.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Это правда, что все мы,
Жить не сможем без воды!
Н. Рыжова.
В нашей жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. К воде необходимо относиться очень бережно, поэтому необходимо познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности. Наблюдая за детьми, мы заметили, что им интересна тема «воды», они с удовольствием играют с водой. Но они практически про воду ничего не знают. Их кругозор ограничен только тем, что воду пьют, в ней моются, купаются, стирают. С целью формирования знаний детей о воде, о важности воды, был разработан проект «Вода в нашей жизни» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Цель: повысить уровень представлений детей 3 – 5 лет о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать представления детей о значении воды в природе и жизни человека;
- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная)
Развивающие:
- Обогатить словарный запас детей.
- Развивать познавательные способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Развивать любознательность, память, внимание, наблюдательность;
- Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту окружающего мира;
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
- Воспитывать у детей, бережное отношение к воде.
Участники проекта: дети 3 – 5 лет, педагоги, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Ожидаемый результат:
- Имеют элементарные представления о воде и её свойствах
- Сформированы элементарные умения экспериментировать с водой.
- Проявляют бережное отношение к воде, природе. - Пополнена предметно-пространственная среды группы (пособия и дидактические
игры по теме проекта).
-Повышена компетентность у родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
Перспективы развития проекта:
Обогащать и обобщать знания детей о воде и её свойствах.
Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе (целевые прогулки). Подводить к пониманию «круговорот воды в природе».
Пополнять картотеку опытов о живой и неживой природе.
Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира.
Методы, используемые для реализации проекта:
Наглядные: - наблюдения
-рассматривание иллюстраций
- просмотр мультфильма «Капитошка»
Словесные: -художественная литература
- тематические беседы с детьми
Игровые:
- подвижные игры -дидактические игры
Практические методы: -организация продуктивной деятельности -целевые прогулки
-экспериментирование
Формы занятий: -групповые
-индивидуальные
Формы работы с родителями:
-Подготовить анкеты по теме проекта;
- Оформить информационные стенды, папки – передвижки с информацией по теме;
-Вызвать интерес у родителей к совместному творчеству с детьми;
-Предложить темы для наблюдения с детьми за живой и неживой природой:
«Мы по улице идём», «По дороге в детский сад»;
-Познакомить с играми и развлечениями.
-Подготовить консультации по теме проекта.
Продукт проектной деятельности:
1.Оформление коллажа «В гостях у Мойдодыра»,
2.Выставка поделок семейного творчества ««Мой друг - Капитошка»,
3.Стенгазета «История Капитошки или, что мы узнали о воде»
Итоговое мероприятие: Коллективная работа «Вода – всем нужна».
Этапы реализации проекта:
1 – этап проекта: подготовительный.
Создать необходимые условия для реализации проекта: познакомиться с методической литературой, художественной литературой, организовать развивающею среду в группе, разработать и подобрать наглядно - дидактического материал, иллюстраций разработать конспекты од.
Работа с родителями:
-Познакомить родителей с темой проекта, его целями и задачами.
- Анкеты для родителей по теме проекта.
- Рекомендации.
сентябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Беседа: «Для чего нужна вода» 2. Рассматривание иллюстраций «Вода вокруг нас» 3. Просмотр мультфильма «Капитошка». 5.Эксперементированиие «Вода и её свойства» 6. Наблюдение на прогулке: «Почему трава и листья на деревьях мокрые». 7.Художественно – эстетическое развитие рисование «Я под зонтиком иду» | Анкеты для родителей. Рекомендация «Формирование КГН - основа здорового образа жизни ребенка». Выставка творческих поделок «Мой друг – Капитошка» | 1.Подготовки иллюстраций для рассматривания по теме.
2.Уголок творчества для самостоятельной деятельности детей. |
октябрь
1. Беседа: «Вода - наша помощница». (моем посуду, игрушки, стираем одежду и тд) 2. Наблюдение «Как сохнет одежда». 3.Чтение А. Барто «Девочка чумазая» 4.Эксперементирование «Холодная, теплая, горячая» Удивительные свойства воды» 5.Художественно – эстетическое развитие рисование «Постираем» платочки. | 1.Рекомендации для родителей: «Мы по улице идём». 2.Формирование у детей представление об объектах и явлениях природы | 1.Подготовки иллюстраций для рассматривания по теме. 2. Создание условий в группе для проведения экспериментирования. 3.Уголок творчества: самостоятельная деятельность детей. 4.Целевая прогулка. |
ноябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Беседа: «Как и зачем беречь воду?» 2. Рассматривание иллюстраций «Ручеёк, реки» 3. Наблюдение на прогулке: почему трава и листья на деревьях мокрые. 4.Чтение стихов о сезонных природных явлениях (дождь). 5.Эксперементирование «Плавает - тонет». 6.Художественно – эстетическое развитие музыка «Тучка – злючка». | 1.Рекомендация «Прогулки в парке». 2.Творческий конкурс «Вода - всем нужна» | 1.Подготовки иллюстраций для рассматривания по теме. 2.Создание условий в группе для проведения экспериментирования. |
декабрь
1.Беседа: «Вода льётся из крана» 2. Наблюдение на прогулке: «Тучки – летучки». 3. Д/И «Нельзя – можно» 4. Экспериментирование «Разноцветная вода» 5. Художественно – эстетическое развитие аппликация «Снеговик» 6.Подвижная игра «Ходит капелька по кругу»
| 1.Рекомендации для родителей: «По дороге в детский сад». 2. «Подвижные игры зимой на прогулке». | 1.Подготовки иллюстраций для рассматривания по теме. 2.Создание условий в группе для проведения экспериментирования. |
январь
1.Беседа: «Где вы встречали воду?» 2. Экспериментирование: «Куда исчезает снег. Как снег становится водой?» 3. Наблюдение на прогулке за снегом, его свойством. 4. Прослушивание фонограмм: «Звуки воды в природе»; 5.Художественно – эстетическое развитие Аппликация «Снежинки - сестрички» 6.Подвижная игра «Где спрятался снеговик?» | 1.Рекомендации для родителей: «По дороге в детский сад». 2.Стенгазета «История Капитошки или, что мы узнали о воде» | 1. Подготовки иллюстраций для рассматривания по теме.
2.Целевая прогулка. |
Результаты диагностики детей на начало проектной деятельности:
№ п\п | ФИ ребёнка | Знает, что такое вода (жидкость),Для чего её используют | Знает где встречается вода в природе | Знает кто живет в воде | Знает свойства воды. Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.) | Знает почему и как надо беречь воду. | Итоговый показатель по каждому ребёнку (на начало проекта) |
1 | Борисова С. | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | ниже ср | ср |
2 | Лобанова В. | ср | ср | ср | ср | ср | ср |
3 | Меньшиков И. | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | ср |
4 | Ананьева А. | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | Ниже ср | ср |
5 | Рахманов А. | ср | ср | ср | ср | ср | ср |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
Сформированный уровень | Начало года | Конец года |
Высокий | 0% | % |
Средний | 10% | % |
Низкий | 90% | % |

Дальнейшее развитие проекта «Волшебница водица».
Проект рассчитан на дальнейшее развитие познавательно-исследовательских качеств у детей, проявление устойчивого интереса к экспериментированию, познанию природных явлений с помощью экспериментирования.
Приложение.
Анкета для родителей «Детское экспериментирование в семье».
Уважаемые родители! Данная анкета предлагает Вам выразить свое отношение к методам развивающего обучения, одним из которых является экспериментирование.
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телепередач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
(с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью) _______________________________________________________________
3. Как вы поддерживаете или будете поддерживать интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
а) проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
б) оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
в) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
г) другие методы (какие именно?) _________________________________________________________________
5. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок? _________________________________________________________________
6. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)? _________________________________________________________________
7. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?____________________________________________________________
Спасибо!
Анкета для детей.
1.Знают ли дети, что такое вода? (жидкость.)
2.Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране.)
3.Знают ли дети, для чего мы ее используем?
4.Всегда ли она одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)
5.Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).
6.Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.)
7.Знают ли дети, что растет в воде?
8.Знают ли дети, кто живет в воде?
9.Кому нужна вода?
10.Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Консультация для родителей
«ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ?»
*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. В основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр, потому что ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приведет к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
*Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
*Если возникает необходимость что-то запретить, обязательно объясняйте, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают самостоятельность и активность ребенка.
*С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Положительная оценка взрослого для него важнее всего.
*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Конспект од аппликация «Снежинки для Снегурушки».
Цель: закреплять умение детей передавать в аппликации образ «Зимы».
Интеграция оо:
«Социально коммуникативная, художественно – эстетическое аппликация.
Задачи:
-формировать и закреплять представление детей о временах года «зима»;
-закреплять приемы наклеивания;
-учить пользоваться ножницами.
-обогащать активный словарь, использовать в речи прилагательные;
-развивать связную речь;
-развивать мелкую моторику;
- воспитывать наблюдательность,
-познавательный интерес,
-самостоятельность,
-бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: бумага синего цвета, салфетки, клей-карандаш, игрушка – снеговик, снежки из синтепона.
Предварительная работа:
-целевая прогулка;
-д/и «Когда это бывает?»;
-беседа «Снежинки - сестрички»
Организационный момент.
Целевая прогулка.
Воспитатель читает стихотворение «Захрустела льдинка»
Захрустела льдинка,
А под ней вода.
Падает снежинка-
Легкая звезда,
А за ней вторая,
Третья-без конца…
Не видать сарая,
Не видать крыльца:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, когда мы гуляли на улице, то видели, как с неба падали белые ….?
Дети: Снежинки
Воспитатель: На что похожи снежинки?
Дети: На звездочки.
Воспитатель: Какого цвета снег? Где лежит снег?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. На улице выпало очень много снега, он укрыл деревья, кусты, качели, горку, всю землю белым ковром. На улице стало очень красиво! Теперь можно кататься на санках и играть в снежки. Давайте поиграем!
Проводится подвижная игра «Игра в снежки».
Дети метают снежки, сделанные из синтепона в цель.
Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится к нам в дверь. Вносит игрушку - снеговика.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это к нам в гости пришел?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Ребята, наш друг снеговик почему - то очень грустный. Надо спросить у снеговика почему он такой грустный? Может его кто - то обидел?
Воспитатель: Ребята, снеговик рассказал мне грустную историю. Его в гости пригласила Снегурушка. Он обрадовался и поспешил к ней в гости. Захватил для Снегурушки подарок – белоснежные снежинки, но по дороге все растерял! Что же делать? А, давайте поможем снеговику – приготовим подарок для Снегугушки.
Предполагаемые ответы детей.
Дети садятся за заранее подготовленные к аппликации столы. Рассматривают снежинки. Воспитатель предлагает детям украсить снежинками заготовки: шапочку, рукавички и шарфик для снегурочки.
Воспитатель объясняет, обращает внимание детей на последовательность работы с клеем. Показывает, как следует наклеивать снежинки на заготовки, помогает тем, кому требуется помощь.
Готовые работы дети показывают друг другу и снеговику.
Воспитатель: Снеговику очень понравились ваши подарки для Снегурушки. Он говорит вам всем спасибо! Ребята, снеговику пора уходить. Давайте скажем ему: «До свидания!» Дети прощаются со снеговиком.
Воспитатель: Мы сегодня с вами поиграли, помогли снеговику, Вы все молодцы!
КОНСПЕКТ ОД – АППЛИКАЦИЯ «СНЕГОВИК».
Цель: Учить детей разновозрастной группы составлять изображение из частей, правильно располагая их на листе аккуратно наклеивая.
Задачи:
- учить детей вырезать из квадрата трапецию путём срезания верхних углов. (получаем ведро и нижняя часть метлы);
- учить разрезать прямоугольник по диагонали (изготовление моркови для носа).
- упражнять в умение работать с ножницами и клеем;
- закрепить знания о времени года – зима, о зимних играх и забавах;
- закрепить понятия большой, средний, маленький, самый маленький, самый большой.
- воспитывать интерес к творческой деятельности, желание доводить начатое до конца.
-Развивать самостоятельность.
Раздаточный материал: Картинка, где дети строят снеговика, игрушка «Снеговик». Материал на каждого ребёнка - круги разных размеров белого цвета (5 шт.), 3 прямоугольника (красный, коричневый, оранжевый), коричневая полоска, лист формата А4 синих оттенков, чёрный карандаш, ножницы, клей, клеёнка, салфетка.
Предварительная работа:
- загадывание загадок о зиме, о снеговике;
- чтение стихотворений на тему «Снеговик», «Зимние забавы», «Зима»;
- постройка снеговика на участке;
- рассматривание альбома с картинками на тему «Зимние забавы»;
- рисование снеговика красками.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришёл гость, он прячется за дверью потому – что очень стесняется. Он попросил меня загадать вам про него загадку. Если вы отгадаете её, то он зайдёт к нам в группу. Вы умеете отгадывать загадки?
Дети: да
Воспитатель загадывает детям загадку.
Появился во дворе
Он в холодном январе.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали. Снеговик, заходи к нам в группу, мы тебя ждём (вносит в группу игрушку снеговика)
Снеговик «здоровается» с детьми. Воспитатель и дети здороваются со снеговиком.
Воспитатель: Ребята, а вы умеете лепить снеговиков?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, что необходимо для того, чтобы слепить снеговика?
Дети: снег, морковка, ведро, метла или веточки.
Воспитатель: Правильно, для того чтобы слепить снеговика нужен снег!
Воспитатель: А, вы знаете, как называется время года, когда на улице много снега.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Зимой на улице много снега. А, что ещё можно слепить из снега?
Дети: Снежный замок, ледяную горку, крепость, снежки и т.д.
Воспитатель: Зимой на улице очень красиво, и можно играть в интересные игры, кататься на санках, скатываться с горки. Но, надо помнить о том, что зимой на улице холодно и необходимо обязательно тепло одеваться и не забывать дома варежки.
Воспитатель: А, давайте поиграем!
Проводится музыкальная игра «Снеговик».
Воспитатель: Дети, посмотрите, наш снеговик загрустил.
(Обращается к снеговику). Снеговик, расскажи нам пожалуйста, почему ты загрустил? Ребята снеговик сказал мне, что ему очень грустно потому, что у него совсем нет друзей. Ребята во дворе, слепили его совсем одного и ему не с кем играть, а он очень хочет иметь много друзей - снеговиков.
Воспитатель: Ребята, как же помочь нашему гостю?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы предложили очень интересные идеи.
Воспитатель обращается к снеговику. Снеговик! Когда, мы пойдём гулять то обязательно слепим для тебя друзей - снеговиков. Ребята! А, давайте развеселим нашего снеговика сейчас! Мы можем сделать друзей для снеговика из бумаги.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята давайте внимательно посмотрим на нашего гостя. Скажите из чего состоит его туловище?
Дети: Из снежных комочков.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите внимательно, а комочки все одинакового размера?
Дети: Нет, они разного размера. Самый большой ком внизу, в середине поменьше, а на верху (для головы) самый маленький.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно заметили. А сколько всего комков нужно использовать посчитайте?
Дети: Три.
Воспитатель: Правильно. Есть ещё ручки у нашего снеговика. Ручки, это тоже, комочки только очень маленькие и они одинакового размера. Давайте возьмём кружочки и выложим заготовку снеговика на синих листах бумаги.
Дети занимают свои места и собирают картинку.
Воспитатель: Чего ещё не хватает нашему снеговику?
Дети: Морковки, ведёрка и метлы.
Воспитатель: Для морковки, выберите прямоугольник оранжевого цвета.
Воспитатель напоминает детям правила безопасной работы с ножницам, помогает вырезать из заготовки морковку.
Дети вырезают и размещают её на листе.
Воспитатель: А, ведёрко для снеговика вы какого цвета хотите сделать?
Ответы детей.
Воспитатель показывает и помогает детям вырезать ведёрко. Получившееся ведёрко, дети размещают на голове снеговика как шапочку.
Воспитатель: Осталось сделать метлу. Что вам пригодиться для её изготовления?
Дети: полоска и прямоугольник коричневого цвета.
Воспитатель: Правильно. Нижнюю часть метёлки, делаем так же, как и ведёрко (показывает на примере). Ребята разместите метёлку на листе.
Дети выполняют задание, воспитатель помогает, хвалит детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и подготовили всё для нашей аппликации. А пуговички на шубки и глазки с ротиком мы нарисуем карандашом.
Проводится физминутка «Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
Воспитатель предлагает сделать снеговика из имеющихся форм, объясняет и показывает, как следует наклеивать кружки на лист бумаги, помогает тем, кому требуется помощь.
Готовые работы дети показываю друг другу и снеговику. Снеговик «радуется и благодарит детей». Дети приглашают снеговика на прогулку.
Беседа: «Где вы встречали воду».
Цели: формировать у детей представление о воде.
Задачи:
Формировать представления о воде и ее роли и значении в природе и жизни человека.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Наглядный материал:
Рисунок «Капитошки», аудиозаписи «Звуки природы» (шум капель, шум моря, шум дождя).
Воспитатель: Сегодня, я хочу вас познакомить с нашим удивительны гостем капелькой «Капитошкой». Капитошка живёт в тучке, во время дождя он пролился из тучки на землю вместе с другими капельками дождя и пришёл к нам в гости. Капитошка очень хочет узнать, знаете ли вы, что такое вода и для чего нужна она нужна?
Ответы детей.
Я и Капитошка, расскажем вам много нового и интересного о воде.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Капитошка принёс для вас необычную музыку, сейчас мы её послушаем, а вы скажите, что вы услышали.
Звучит фонограмма «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря».
Дети определяют, что они слышат.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой,
И помашем ей рукой!
Воспитатель: Дети, Капитошка хочет узнать, а вы знаете кому нужна вода?
Ответы детей.
Игра: «Кому нужна вода?»
На магнитной доске карточка с изображением воды, на столе – карточки растений, птиц, зверей, рыб, насекомых. Воспитатель ставит в центр картинку с изображением воды, и дети должны рассказать, кому из живых существ нужна вода.
Воспитатель. Вода, дети, имеет большое значение для жизни всего живого. Она нужна и насекомым и птицам, животным, растениям.
Воспитатель: А может ли человек жить без воды?
Ответы детей.
Воспитатель: Все живые существа не могут прожить без воды. Вода – это жизнь.
Чтение стихотворения о воде
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: Дети, Капитошке очень понравилось у нас в гостях, но ему пора уходить, его зовёт тучка. Ребята, а знаете, вы обязательно встретитесь с Капитошкой, на улице во время дождя! До свидания Капитошка! До новых встреч!
Конспект беседы в разновозрастной группе (3 – 5 лет)
«Вода - помощница» (использование в жизни человека)
Цель: формирование представлений о том, что вода необходима для жизни человека
Воспитатель . Отгадайте загадку:
Очень нам она нужна,
Без нее прожить нельзя.
Пью ее, ей мою руки,
Умываюсь рано утром.
В каждом доме есть всегда
В кране чистая...
Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна насекомым, птицам, животным, растениям. И конечно, человеку
А может ли человек жить без воды? (ответы детей)
Воспитатель: А для чего нам нужна вода? Где мы ее используем?
(Ответы детей).
(Воспитатель с детьми рассматривает сюжетные картинки)
- Вода нужна для приготовления пищи,
- ее пьют
- ею моют посуду, пол, стирают одежду,
- Умываются
- в воде моют овощи и фрукты, А, если не мыть овощи и фрукты, что будет? (ответы детей). Да, можно заболеть,
- водой поливают растения, чтобы вырастить урожай,
- в воде можно плавать, заниматься спортом.
- водой надо тушить пожар
Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой,
И помашем ей рукой!
Давайте поиграем. Игра «Правда – неправда» Если то, что я назову «Правда», вы хлопаете! Если «Неправда» - топаете!
-Вода нужна, чтобы готовть?
Вода нужна, чтобы шить одежду?
Вода нужна, чтобы чистить зубы?
Вода нужна, чтобы собирать листья?
Вода нужна, чтобы вырасти большим?
Вода нужна, чтобы смотреть телевизор?
Вода нужна, чтобы слушать музыку?
Воспитатель. Молодцы. Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы дружно отвечайте.
- Вода нужна малышам и малышкам, зачем?
(Чтобы купаться и плавать в реке)
Вода нужна пожарным, для чего?
(Чтобы пить, тушить пожар)
Вода нужна садовнику, для чего?
(Чтобы пить, и поливать растения, цветы)
Вода нужна повару, зачем?
(Чтобы готовить пищу).
Вода нужна фермеру, зачем?
(чтобы поливать огород, поить животных)
Воспитатель. Молодцы, правильно.
-Ребята, вы хотите подружиться с водой? Что для этого можно сделать?
Мы не можем ее обнять, предложить ей конфету. Зато мы можем беречь воду, не загрязнять ее, не засорять реки и озера, закрывать плотно кран, чтобы вода не текла зря.
Ребята, вам понравился наш сегодняшний разговор? О чем мы говорили?
Конспект «Вода льется из крана».
Цели: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: стаканчик.
Ход:
1 Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Ребята, а где у нас в группе живет вода? (Высказывания детей.) Давайте проверим.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Мы пришли в умывальную комнату, а воды нет. Что надо сделать, чтобы была вода? (Открыть кран.)
- Правильно, вода в доме живет в этом кране. Когда кран открываем, то мы выпускаем из него воду.
Воспитатель просит ребенка открыть кран.
- Что вы видите? (Льется вода.)
Вывод. Вода из крана льется, течет, бежит струйкой вниз.
- Давайте наберем воду в стаканчик.
Ребенок помогает воспитателю налить в стаканчик воды.
- Посмотрите и скажите, какую воду мы налили в стакан? (Чистую.)
- Ребята, посмотрите на меня через стакан с водой, вы меня видите? (Ответы детей.)
- Я вас тоже вижу.
Вывод. Вода в стакане чистая и прозрачная.
- Подойдите к раковине, откройте воду и подставьте под неё свои руки. Вы их видите? (Ответы детей.)
- Почему вы их видите, какая вода льется из крана? (Чистая, прозрачная.)
Вывод. Да, вода чистая и прозрачная, сквозь воду видны руки и мыло.
- Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? (Грязная.)
- Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь с рук? (Вода и мыло.)
- Нужна ли нам вода? Кому нужна вода? (Взрослым, детям…)
Вывод. Вода течёт из крана. Она чистая, прозрачная. Вода смывает грязь. Вода нужна всем, воду надо беречь. Кран не надо открывать сильно. Дома расскажите родителям, бабушкам и дедушкам о том, что воду надо беречь.
3. Итог занятия.
Воспитатель. Где живет вода в доме? (В кране.)
- Что происходит с водой, когда открываем кран? (Она льется.)
- Можем ли мы видеть руки сквозь воду? (Да. Вода чистая и прозрачная.)
- Что смывает грязь с наших рук? (Вода и мыло.)
- Как нужно относится к воде? (Бережно.)
Конспект прогулки для детей разновозрастной группы 3 – 5 лет. «Почему, трава и листья бывают мокрыми». Цель - формирование первичных естественно – научных представлений (Осень. Признаки осени). Устанавливать взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы.
Ход прогулки Воспитатель приглашает детей на прогулку по территории детского сада. По дороге он обращает внимание детей на то, что стало прохладно, хотя и светит яркое солнце, дует ветер, по небу плывут тяжелые облака. Дети отвечают на вопрос педагога, почему они стали одеваться теплее, одевались летом. Придя, на участок, педагог собирает вокруг себя детей и читает стихотворение.
Воспитатель. «Листопад».
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна. (В. Нирович) Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев, потому что наступила осень. Какого они цвета? Дети. Листочки красные, желтые. Воспитатель. Какие еще листочки? Какого они размера? Какой формы? Дети. Листочки большие и маленькие, круглые и треугольные. Воспитатель. Вот этот листик овальный, а этот листик – резной. Воспитатель показывает детям лист березы и лист клёна. Воспитатель. Поднимите головы вверх. Посмотрите на листочки. Что они делают? Дети. Листочки дрожат на ветках, опадают, летят, кружатся, ложатся на траву. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: Игра «Желтый лист»
Кружит, кружит, кружит, кружит
В луже желтый лист.
Он совсем уже простужен,
Но красив и чист.
Ночью льдом подёрнет лужу,
Листик в ней замрёт.
Будет он смотреть наружу,
Ждать, что снег пойдёт. Дети, образовав круг, кружатся на носочках, руки на поясе.
Кружат в противоположную сторону.
Приседают, руки опускают вниз.
Сидя раскачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель. Летом было много листочков на деревьях, а теперь листочки пожелтели, покраснели и опадают. Много листочков лежит на траве, на дорожках. Давайте каждый возьмет по листочку.
А посмотрите, какая лужа у нас на дорожке
Проводится игра «Разноцветные кораблики»
Воспитатель. Опустите свои листочки в лужу. Посмотрите, как они плавают. На что похожи листики?
Дети. На разноцветные кораблики.
Воспитатель. Как вы думаете, почему листики не тонут?
Дети. Листики лёгкие.
Воспитатель. Правильно, листики легче воды, поэтому они не тонут в воде, а плавают по её поверхности. Соберём букет из самых красивых разноцветных листьев, а потом нарисуем его.
Дети вместе с педагогом собирают букет.
Воспитатель. А почему и дорожки, и трава, и листочки мокрые?
Дети. Утром шёл дождь.
Воспитатель. Верно, осенью часто идут дожди. Они уже не такие тёплые, как летом. Иногда дождь может идти, моросить весь день. Давайте поиграем в игру, которая называется «Дождь».
Подвижная игра «Дождь»
Дождь по лужам звонко скачет,
Целый день сегодня плачет,
Наклонил цветы и травы,
Стали полными канавы,
Намочил он всё подряд.
Ну-ка, дождь, пятнай ребят. Дети двигаются по кругу поскоками, руки на поясе.
В центре круга стоит ребёнок «дождь».
Встают лицом в круг, выполняют наклон вперёд.
Поднимают руки, тянутся вверх.
Бегут по кругу. На слово «ребят» разбегаются. «Дождь» пытается запятнать как можно больше детей. Дети пытаются убежать на веранду, где пятнать уже нельзя.
Воспитатель обращает внимание детей на траву.
Воспитатель. Давайте рассмотрим травку под деревьями. Какого она цвета?
Дети. Она зелёная, и жёлтая.
Воспитатель. Правильно. Летом травка была зелёной и сочной, а осеньюона желтеет и засыхает.
Дети рассматривают траву. А посмотрите, трава мокрая или сухая? А почему трава мокрая? (прошел дождь)
Воспитатель. Да, правильно. Давайте вспомним, что вы узнали об осени на сегодняшней прогулке.
Дети. Осенью становится холодно, солнышко светит, но почти не греет. Люди одеваются теплее. Идут дожди, желтеют и опадают с деревьев листья, трава желтеет и засыхает.
Воспитатель. Молодцы. Вы перечислили много признаков осени.
Дети вместе с педагогом возвращаются в детский сад.
Конспект образовательной деятельности по рисованию для разновозрастной группы (ОВЗ) детского сада на тему: «Я под дождиком иду»
Цель:
Создание образа дождя при помощи пипеток.
Задачи:
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик;
воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.
Обучающая: учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.
Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления природы.
Развивающая: развивать воображение;
развивать мелкую моторику;
Материал:
Белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Гуашь, влажные салфетки. Подставки для кистей, мольберт, зонт, картинки с изображением дождливой погоды.
Методические приемы: Словесный, практический, наглядный.
Предварительная работа: Чтение потешек и стихов о дожде.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел. Угадайте!
(Включает запись звука дождя).
Как вы думаете, на что похож это звук? (На шум дождя).
А дождь это, что? (Капли воды).Правильно, к нам в гости пришла капелька. Ее зовут Капитошка. Она хочет, чтобы ребята нарисовали ее друзей – Капитошек.
Ребята, а откуда берется дождик? Отгадайте загадку:
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ... (тучки).
Правильно, это – туча. Посмотрите, на картинке, какая погода изображена? Почему вы так думаете? Какого цвета бывают тучи? (Чёрные, синие, а облака - белые).
Что из тучи падает на землю? (Дождь, град, снег).
Где может идти дождь? (На улице). А чтобы не намокнуть под дождем, что надо взять на прогулку? (зонтик)Сначала мы нарисуем тучу восковыми мелками. (Показ воспитателем приёма рисования восковыми мелками тучи).
Воспитатель: Из моей тучки сейчас пойдёт дождь. Я нарисую его тоже восковыми мелками. На что похожи капельки? (на короткие черточки, палочки)
Какого дождик цвета? .
Посмотрите, как я рисую дождь.(Показ воспитателя приёма рисования дождя короткими штрихами по всей поверхности листа).А теперь я нарисую небо. Для этого я закрашу весь лист бумаги синей краской. (показ)
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(И. Токмакова)
(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).
Воспитатель:
А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.
(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Во время работы детей звучит запись звука дождя).
Умницы. Вот и закончился дождь. А пока капельки высыхают, выходите ко мне, и поиграем в игру.
Динамическая игра «Дождик»
Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
(Воспроизводится запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя).
Воспитатель:
Закончилась игра, и высохли ваши капельки дождя. Какой сказочный, необычный дождик получился у вас!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки). Капитошке тоже очень понравилось, как вы нарисовали её друзей! И она хочет рассказать своим подружкам о том, какие вы все молодцы и как красиво умеете рисовать! Давайте попрощаемся с Капитошкой и пригласим её ещё приходить к нам в гости.
Художественно – эстетическое развитие. Предметно-декоративное рисование в разновозрастной группе (ОВЗ)
Тема: «Я платочки постираю».
Задачи: Учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы (платочки и полотенца). Вызывать интерес к украшению нарисованных предметов и созданию композиции на основе линейного рисунка (белье сушиться на веревочке). Развивать наглядно-образное мышление. Развивать эстетическое восприятие.
Материалы: кукла в кукольном уголке, тазик, платочки и полотенца, цветные карандаши.
Ход занятия: 1. Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами пойдем в гости к кукле Кате. Заводит детей в группу, там за игрушечным столом сидит кукла. На столе у куклы постелена салфетка, на салфетке стоит игрушечная чашка с «чаем», кукла «пьет чай». Возле стола валяются вещи: платочки, полотенце, салфетки.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, Катя пьет чай, а нас не приглашает. Как бы, нечаянно кукла проливает чай.
Воспитатель: Катя, ты запачкала салфетку и почему у тебя здесь валяются вещи. Поднимает вещи, рассматривает: - Катя, они у тебя то же грязные. Ты что Катя не знаешь, что грязное белье надо стирать и вообще за вещами нужно ухаживать? Ребята, давайте, расскажем Кате, как нужно ухаживать за вещами.
Беседа с детьми о необходимости ухода за одеждой:
Воспитатель рассказывает, дети активно включаются в беседу. Если одежда запачкалась ее нужно: стирать, сушить, гладить. Средства ухода: стиральная машинка, тазик для стирки, утюг для глажки, веревка с прищепками для сушки.
Игра «Большая стирка»: После беседы воспитатель предлагает детям, помочь кукле постирать салфетки. Имитация стирки. Воспитатель наливает в тазик воображаемую воду и насыпает порошок. Дети имитируя «стирают» салфетки, вешают на заранее протянутую веревку. Во время стирки воспитатель читает детям стихотворение:
«В тазик я налью водички».
В тазик я налью водички, Чтоб платочек постирать. Пусть я ростом невеличка, Буду маме помогать,
Постираю я сама! Я работы не боюсь, И сама себе я нравлюсь, И сама собой горжусь!»
Воспитатель: - Ребята, теперь Катя знает, как ухаживать за вещами и когда салфетки высохнут, сама погладит их утюгом.
Физ. минутка под музыку «Стирка»:
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и размяться:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем маме помогать,
Мы белье сперва потрем,
Прополощем, отожмем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вот и кончили стирать. Рисование платочков и полотенец:
Воспитатель спрашивает детей, чем платочек и полотенце отличаются, что длиннее? Для наглядного сравнения прикладывает платочек к полотенцу. Предлагает нарисовать в воздухе сначала платочек, а потом полотенца.
Затем, показывает листы бумаги, на которых нарисованы простым карандашом прерывистыми линиями (штриховкой): веревка, а на веревке полотенце и салфетка. Просит обвести пальчиком по линиям, комментирует: бежит-бежит пальчик, остановился – уголок, бежит-бежит дальше, остановился – уголок и т. д. Затем предлагает детям взять карандаши и обвести пунктирные линии. Спрашивает детей, что у них получилось? Дети отвечают. Далее, предлагает украсить платочки и полотенца – нарисовать карандашами узоры по своему желанию. Дети украшают, воспитатель помогают.
Рефлексия: Ребята, какие красивые полотенца и платочки мы с вами нарисовали, молодцы. Давайте мы наши рисунки развесим, пусть все любуются нашими платочками и полотенцами. Оформление выставки рисунков «Большая стирка».