Проект в старшей группе на тему «Поможем нашим пернатым друзьям»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
ПРОЕКТ
в старшей группе «Незабудка»
«Поможем нашим пернатым друзьям».
Воспитатели: Семкина О. М.
Лебедева О. В.
Актуальность.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году. Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, зимой птицы нуждаются в нашей помощи.
Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым друзьям. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о них, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой! » и «С каждого по зернышку», тем самым прививая детям, любовь ко всему живому.
Ежегодно в нашем детском саду проводится акция «Помоги птицам зимой», в которой принимают участие педагоги, специалисты, воспитанники и их родители. В ходе акции нами был разработан и реализован информационно-творческий проект «Поможем птицам перезимовать».
Цель проекта: оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности; пережить морозы и недостаток пищи.
Задачи проекта:
закрепить и пополнить знания детей о зимующих видах птиц, продолжить обогащать их словарный запас;
воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, природоохранное поведение;
развивать эмоциональную отзывчивость.
Задачи для педагогов:
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для наблюдения зимующих птиц в природе во время прогулки.
3. Повышение теоретического уровня и профессионализма.
4. Внедрение инновационной технологий, использование мультимедийной техники, новых методов работы по эколого-познавательной деятельности.
5. Самореализация.
6. Личностный и профессиональный рост.
Задачи для родителей: активное участие в жизни нашей группы; оказание помощи в организации и реализации проекта.
Продолжительность: среднесрочный (декабрь, январь, февраль)
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители старшей группы «Незабудка»
Тип проекта: познавательный, исследовательский и творческий.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу «Как птицам перезимовать?». Справиться с голодом в суровые
снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?
Сбор информации о зимующих птицах нашей области;
Накопление и оформление материала в группе (стихи, загадки, физминутки, подвижные, дидактические, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы, сказки).
II этап – основной
Организация деятельности в рамках проекта
Вид деятельности | Тема |
Сбор и систематизация информации | Рассмотрение иллюстраций с видами зимующих и перелетных птиц. Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений. «…улетели птичьи стаи» Т. Зайцева; «…Снегирь сидит на ветке» М.Пляцковский. Разучивание новых игр (подвижных, дидактических, пальчиковых). Систематизация имеющихся данных. |
Познавательное развитие | Наблюдение в природе. Прогулки на участках других групп с целью рассмотрения птичьих гнезд, скворечников, кормушек. Знакомство с новыми видами птиц, обитающими в наших краях. |
Физическое развитие | Знакомство и разучивание новых подвижных игр: «Гуси-лебеди»; «Перелет птиц» «Птицы в клетках» |
Речевое развитие | Беседа: «Птицы улетают в теплые края» «Птицы. Какую пользу они приносят людям. Роль в природе» «Как можно помочь зимующим птицам?» Развитие речи: рассказ на основе личных впечатлений: «Пернатые друзья». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: рисование по замыслу «Зимующие птицы». Лепка: «Красивые птички». Прослушивание музыки: «Пение птиц». |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Полетели, остались» «Птицы и животные» Наблюдения в природе: Наблюдение за птицами (через окно в спальне); «Наблюдение за вороньим гнездом на березе»; «Наблюдение за сорокой»; «Наблюдение и кормление голубей в парке» «Наблюдение за птицами, прилетающими на участок покормиться в кормушке» |
Работа с родителями.
Вид деятельности | Тема |
Консультация | «Совместная деятельность детей и родителей» «Птицы – наши пернатые друзья» |
Беседа | «Прогулки в парки нашего города» |
Практические задания | Подготовка и сбор фотографий для составления фотоколлажа «Мы любим птиц» Создание среды на участке для подкормки птиц зимой (кормушек). |
План проекта
Мероприятие |
Развитие речи: Составление рассказа на основе личных впечатлений «Пернатые друзья». Цель: учить детей описывать внешний вид птиц. Рассказать, как о них можно заботиться. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Птичий год. Зима», «Зима у нас», «Линька, ночевка, отлет». Наблюдение: Наблюдение за птицами (через окно в спальне); Наблюдение за вороньим гнездом на березе; Наблюдение за сорокой; Наблюдение и кормление голубей в парке Наблюдение за птицами, прилетающими на участок покормиться в кормушке Беседа: «Птицы улетают в теплые края» «Птицы. Какую пользу они приносят людям. Роль в природе» «Как можно помочь зимующим птицам?» Ознакомление с окружающим миром: «Куда улетают птицы?», Изготовление съедобных кормушек. Цель: учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц, насекомых. Подвести к пониманию того: что часть птиц улетает в теплые края; как можно облегчить проживание птиц в зимний период. Приучать связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. |
Музыка: Прослушивание звуков пения птиц. Знакомство с песней «Снегири» муз. Китанов А.Р., сл. Парусова Н.П. Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль». |
Физическое развитие: Подвижные игры: «Гуси-гуси» «Птичка в клетке» |
Лепка: «Красивые птички». Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к своей работе. Закреплять приемы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творческое воображение. Рисование: по замыслу «Зимующие птицы». Цель: Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы. |
III этап – заключительный
Презентация материалов проекта:
Организация фотоколлажа «Мы любим птиц».
Развешивание кормушек на участке.
Презентация проекта.
4 ЭТАП.
Ожидаемые результаты проекта.
Дети
Научились бережно относиться к птицам и ухаживать за ними в холодное время года.
Сформировались знания о перелетных и зимующих птицах.
Пополнился словарный запас новыми терминами.
Педагоги:
Осуществили и реализовали цели проекта.
Пополнили педагогический опыт.
Родителей:
Улучшилась взаимосвязь родителей с детьми.
Повысился интерес и участие в жизни группы.
Получение положительных эмоций от проекта.
Заключение.
В ходе реализации проекта «Поможем нашим пернатым друзьям», мы наблюдали за жизнью птиц в холодное время года, особенностями их поведения у кормушки, пением птиц, фотографировали, снимали видео, записывали свои впечатления, делились ими с родителями воспитанников. Нами было отмечены некоторые особенности при изготовлении кормушек и подборе корма для птиц:
1. Кормушка должна изготавливаться по следующим критериям: безопасность для птиц, добротность, красота, оригинальность исполнения.
Основные условия для любой из кормушек - обеспечить легкий доступ птицам к корму и защитить его от осадков и ветра.
2. В зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма – от этого зависит и видовой состав пернатых гостей. В качестве универсального корма используются дробленые семечки, сухари, пшено, овес, сало. Птиц нельзя кормить солеными сухарями и чипсами, жареными семечками, соленым салом, ржаным хлебом иначе это может привести даже к гибели птиц. Рекомендуем вам пополнять кормушку утром и после обеда, и делать это лучше в определенные часы, тогда птицы привыкнут, и будут с нетерпением ждать вас в своей зимней столовой.
Родители и дети ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. В ходе акции было изготовлено и развешено на территории детского сада большое количество кормушек для птиц из различного материала (фанера, картонные коробки, потолочная плитка, пластиковые бутылки и др.). Так же дети совместно с воспитателями изготавливали съедобные кормушки в детском саду из теста, пищевого клея, семян.
После того, как кормушки были изготовлены, дети презентовали их, рассказывая, из какого материала кормушка изготовлена и для каких птиц предназначена. Затем кормушки были развешены на территории ДОУ.
Таким образом, дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
В ходе проведения проекта, дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года.
Но и с приходом первых весенних деньков наша зимняя столовая будет продолжать работать до апреля, пока появится первая зелень.
Список использованной литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.
3. Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. Учитель, 2015
4. Кравченко И.В. , Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.- сост. Н.Н.Гладышева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2016.
6. Шорыгина Т.А. Серия “Знакомство с окружающим миром. Развитие речи”: “Птицы. Какие они?” Москва 2003
7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет. Сада /Сост. З.Я.Рез., Л.М. Гурович,
8. Ресурсы интернета
Смоленск
2022
Потамошнева Наталья Алексеевна