12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лимарова Анна97
Россия, Астраханская обл., с.Черный Яр
5

Проект «Волшебная фасоль» Краткосрочный, групповой, исследовательско - игровой

ГСКУ СО АО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный»





Проект

«Волшебная фасоль»

Краткосрочный, групповой, исследовательско - игровой

для детейII группы



























Проект подготовила и реализовала:

Лимарова А.С.



2019г.



Актуальность проекта: Сложная структура дефекта характеризуется сочетанием двух или более психофизических нарушений у одного ребенка, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Для таких детей характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Внимание детей крайне трудно привлечь, дети часто отвлекаются им трудно сосредоточиться на каком-либо задании.

Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Значительные отклонения обнаруживаются у детей со сложной структурой дефекта в области сенсорики. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы анализаторов — от физиологического приема внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные точки) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом.

Так же у детей данной категории отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Кроме того, характерными свойствами этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения проявляются при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. У одних детей  двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости. У других детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев, часто дети не соизмеряют усилий, действуя с предметами: они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них.

Развитие ощущений и восприятия ребенка — необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.

Чтобы заинтересовать ребенка со сложной структурой дефекта   и помочь ему развить определенные навыки, приходится придумывать что- то новое, что-то особенно привлекательное, для этого очень подходит сыпучий материал. Сухой пальчиковый бассейн, наполненный фасолью.

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная, песком, солью).

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Разнообразные игры и упражнения с ним увлекательны. Наиболее полноценно ребёнком усваивается то, что затронуло его эмоционально, было ему интересно. Обеспечивая положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность, игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние их нервной системы. Занимаясь с пальчиковым бассейном, дети чувствуют себя комфортно. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.

Сама по себе возможность погрузить свои руки в ёмкость с фасолью, горохом, крупой, песком, разноцветными шариками очень заманчива для ребёнка, вызывает у него восторг. Такие действия не нуждаются в инструкции. Играя самостоятельно, выполняя несложные движения (перебирая, сжимая в кулачках, перетирая насыпанные предметы между ладошками, закапывая руки и др.), ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Такие простые упражнения, как раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «пройтись», «поскользить» ладошками (кулачками) по поверхности бассейна, выполняя движения в разных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри, «поиграть» по поверхности, как на пианино или на клавиатуре компьютера, имеют колоссальное значение для развития психики ребёнка. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и пальчиковой моторики ребёнок учится прислушиваться к себе и своим ощущениям.

Игры с пальчиковыми бассейнами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из них желательно предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка

(или освоенный ранее). В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать материал.


Вид проекта: Краткосрочный

Тип проекта: исследовательско - игровой

Участники проекта: - дети II группы (8 человек);

- воспитатель: Лимарова А.С.

Сроки проведения: 1 месяц: 7.11.19-28.11.19гг.

Оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с фасолью, пустая пластиковая бутылка, ложка, пиала, мелкие игрушки, камушки, макароны.

Цель: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.

Задачи проекта:

формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;

развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений; функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук; эмоционального общения.

обогащение пассивного словаря.


Сухие бассейны полифункциональны, так как воздействуют на детскую ладошку в нескольких направлениях.

1. Массажный эффект. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухомбассейне»способствует:

нормализации мышечного тонуса;

стимуляции тактильных ощущений;

увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

2. Релаксирующий эффект. Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Действительно, занимаясь с «пальчиковым бассейном», дети с различными нарушениями в развитии всегда чувствуют себя комфортно, с желанием проявляют творческую активность.

3. Снятие мышечного напряжения

Ожидаемые результаты: 

овладение детьми новыми знаниями, умениями и навыками (формирование навыка подражания, действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);

развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей, наибольшей точности тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;

расширение пассивного словаря, развитие эмоционального общения.


Работа с детьми:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап:

- определение темы проекта;

- подбор упражнений в соответствии со способностями детей.

2 этап:

Содержание деятельности:


Дата

Содержание деятельности

Цель

7.11

Самомассаж: «Фасоль», «Тесто», «Повар», «Колобок».

Игровая деятельность: «Пальцы играют», «Где наши ручки?»

Развитие координации мелких мышц руки, эмоционального общения, расширение пассивного словаря.

14.11

Рисование (на поднос насыпать фасоль и с помощью пальцев рисовать).

Развитие  у детей воображения, внимания, памяти, усидчивости мышления; зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тонких движений пальцев рук, тактильные ощущения; обучение  работать по образцу.


21.11

Перекладывание:

Собрать крупу в бутылочку с узким горлышком. Задание можно усложнить, предложив ребенку поработать как правой рукой, так и левой.

Предложить ребенку пересыпать крупу из одной пиалы в другую с помощью ложки.

Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.


Развивать мелкую моторику и мышление, внимание и концентрацию на предмете, зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения, расширение пассивного словаря.

28.11

Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки, ракушки, разноцветные камушки.

Игра «Золушка».

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений; знакомство с принципом разделения; расширение пассивного словаря.


3 этап:

Создание презентации.












Заключение.

Основная цель представленных в данном проекте коррекционно-развивающих упражнений – это развитие тонкой моторики рук и их функциональных возможностей, координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, эмоционально-личностное и познавательное развитие детей. В качестве дополнительного побочного эффекта можно выделить: развитие усидчивости и произвольности психических процессов, эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных упражнений и манипуляций с сыпучими материалами. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса.

Вывод:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы о положительной реакции и эмоциональном отклике детей на занятия с сухим пальчиковым бассейном. Большинство детей проявляли желание и интерес играть в данные игры. Одни проявляли большую самостоятельность, а другим требовалась помощь, играя по принципу «рука в руке». Не все дети справлялись с предложенными заданиями, возникали некоторые трудности.

Со всеми детьми проводились индивидуальные занятия. Продолжительность времени, затраченная на каждого ребенка, была разная. Кому-то хватало и 5 минут, а кому-то было мало и часа. Ведь сама по себе возможность погрузить руки в емкость с фасолью, вызывала у детей восторг, положительную реакцию и эмоциональный отклик на занятия с сухим бассейном.

В процессе реализации проекта и судя по заинтересованности детей, я пришла к выводу, что буду продолжать работу с сухим пальчиковым бассейном. Но в качестве наполнителя использовать не только фасоль, но и другие наполнители.








СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

https://urok.1sept.ru/статьи/639131/

https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5477

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/05/sukhoy-palchikovyy-basseyn

https://uchitelya.com/pedagogika/129076-igrovoy-trening-palchikovye-igry-nashe-vse-v-sredney.html

https://www.maam.ru/detskijsad/suhoi-palchikovyi-basein.html

https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovyi-basein-840052.html

https://www.i-igrushki.ru/archive/sukhoy-palchikovyy-basseyn.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Пальцы играют»

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.


«Где наши ручки?» 

Педагог предлагает ребёнку спрятать обе руки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!»


«Повар» 

Ребёнок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелке«Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши.»


«Солим щи» 

Ребёнок выполняет перетирающие движениятремя (пятью) пальцами

«Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши.»


«Фасоль»
На дне «бассейна» спрятать мелкие игрушки. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.


В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, 
Мы их достанем без затей.


«Колобок»
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».


Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок. 
Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

«Зарядка»
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».


Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать. 
А потом они в тетрадке ...

Будут буковки писать.


«Тесто»
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.


Месим, месим тесто,

Есть в печи место. 
Будут-будут из печи

Булочки и калачи.































Опубликовано


Комментарии (1)

Панов Егор Игоревич, 12.08.20 в 06:21 0Ответить Пожаловаться
Интересно, познавательно, полезно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.