Проект «Юные защитники природы»
Проект
« Юные защитники природы»
Разработала:
Воспитатель
НЛ. Морозова
Балахна, 2021-22г.
Идея проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей.
Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Паспорт проекта
Автор проекта: воспитатель Н. Л. Морозова
Тип проекта: познавательно-творческий
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь- май)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители детей
Возраст детей: 5 – 6 лет
Методическое обеспечение: методическая литература, художественная литература, интернет источники.
Оборудование: демонстрационный материал, информационный материал, худ. литература, видео- материалы, образцы природного материала, ноутбук, интерактивная доска.
Формы и методы реализации:
Формы:
наблюдения;
беседы;
ситуативный разговор;
чтение художественной и познавательной литературы;
рассматривание фотографий и иллюстраций;
просмотр видео- материала;
подвижные игры;
творческие и практические занятия;
консультации для родителей.
Методы:
Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, загадки.
Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, просмотр видео- материала.
Практические: Продуктивная деятельность, творческая и игровая деятельность.
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры.
Предполагаемый результат: Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности. Формирование ответственного, бережного поведения, любви и заботы к природе нашего края.
Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задача направленные на воспитанников:
развитие познавательного интереса к миру природы;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
развитие чувства эмпатии к объектам природы;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи направленные на родителей:
расширить кругозор родителей о
обратить внимание родителей на значимость экологического воспитания у дошкольников в современном обществе.
Задачи направленные на педагогов:
вызвать интерес к изучению и внедрению в свою практическую деятельность темы «Экология и экологическое воспитание дошкольников»
Ожидаемый результат: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Формирование у дошкольника системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
II этап – организационно - практический
III этап – заключительный
Первый этап – подготовительный (информационно-накопительный)
Сбор информационного материала,
видео- материала, подготовка необходимой худ. литературы по теме проекта,
планирование деятельности,
информирование родителей
привлечение их к реализации проекта.
Второй этап- организационно-практический
реализация проекта согласно планирования
Третий этап- заключительный
подведение итогов деятельности по проекту
анализ деятельности
План мероприятий по реализации проекта
| Работа с детьми | ||||
| Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физическое развитие |
| Дидактическая игра «Что в корзину мы берем?» Дидактическая игра «Вершки - корешки» | Беседа «Дары осени» Беседа «Польза витаминов для человека» Чтение. Сладков «Осень на пороге» Разучивание стихов по картинке про осень (мнемокарта) | Рисование «Корзина в овощами» | Игровая ситуация «Что соберу я о огороде повару на обед » Игровая ситуация «Сварю компот» | Подвижная игра «Дерево- пенечек» Игра - соревнование «Кто быстрее соберет овощи и фрукты в корзину» |
| Дидактическая игра «Воздух- земля-вода» Экспериментально- познавательная деятельность «Сбор природного материала» | Беседа «Грибы в лесу» Чтение. И Токмакова «Деревья» Бесед с просмотром презентации «Как изменилась жизнь осенью в лесу» | Прослушивание муз. произведения Вивальди «Осень» Танец с произвольными движениями «Листопад» | Игровая ситуация «Магазин продуктов» | Подвижная игра с мячом «Воздух- земля-вода» Игра - соревнование «Съедобное- несъедобное» |
| Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Просмотр иллюстраций перелетных и зимующих птиц. | Беседа «правила поведения в лесу» Беседа «Экологические знаки» Чтение. Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес» | Рассматривание альбома (гербария) Рисование «Экологические знаки» | Просмотр видео- материала «Берегите лес» Мастер-класс «Поделки из природного материала» | Подвижная игра «Заяц и лиса» Соревнование «Кто быстрее уберет мусор в лесу» |
| Дидактическая игра «Природа и человек» Презентация «Из чего делают бумагу?» | Беседа «Что создано природой, а что сделано человеком?» Чтение Рассказ М.М. Пришвин «Еж» | Лепка из пластилина «Зайка и лиса» | Игровая ситуация «Врач для животных» | Подвижная игра «Живое- неживое» Игра- соревнование «Собери по корзинкам» |
| Экспериментально- познавательная деятельность «Свойства воды» | Беседа «Елочка просит защиты» М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Презентация «Ёлочка – хозяйка леса» | Аппликация (работа с бумагой) «Новогоднее украшение» | Мастер-класс (кормушка) | Подвижная игра «Заморожу» |
| Дидактическая игра «Выбери нужное» Дидактическая игра «Где снежинки» | Чтение худ. литературы Н. Сладков «Медведь и солнце» Подборка и разучивание стихов «Покормите птиц зимой» | Рисование «Снежный лес» | Кормление птиц. Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей» | Подвижная игра «Передай другу» |
| Экспериментально- познавательная деятельность «Вода – в природе». | Рассматривание альбома- гербария Составление рассказа по картинке «Что за чем идет» | Прослушивание муз. произведения П. Чайковский «вальс цветов» | Мини- огород (посадка лука) практическая деятельность | Муз. подвижная игра «Ручеек» |
| Просмотр видео- материала «Берегите воду» Дидактическая игра | Беседа «Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе» | Рисование «Мы рисуем природу» | Посещение «Лесная аптека» первоцветы | Игра- соревнование «Третий лишний» |
| Экспериментально- познавательная деятельность «Семечко- росток- цветок» | Чтение худ. литературы | Прослушивание муз. произведения Вивальди «Весна» | Практическая деятельность Уход за цветочной клумбой | Муз. подвижная игра «Карусель» |
Взаимодействие с родителями | |||||
| Привлечение родителей к сбору природного материала для создания гербария Предоставление фото- отчета в ходе реализации проекта Консультация (папка- передвижка) родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Привлечение родителей к озеленению и благоустройству территории детского сада (лесная аптека, зеленая грядка) |
Продукт проекта: оформление гербария, озеленение и благоустройство территории детского сада.
Вывод: Проект способствует формированию человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Формирует у дошкольника систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
Список используемой литературы:
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М. Гончарова. – Ростов н/Д: Феникс,2008.
Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981
Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997Детям о природе» М.В. Лувич