12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45711
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

                           "Мы - защитники природы"

t1605825639aa.pngВнеурочная деятельность учителя всегда интересна неожиданными темами, совместная с детворой работа над которыми приносит не только профессиональное удовольствие, но и эмоциональный позитив. Именно так произошло и в данной ситуации.

14 октября. Между окончанием уроков и заседанием объединения «Планета ЕСТЕНА», участники которого в этом учебном году пятиклассники и шестиклассники, проверяла рабочее состояние гальванических элементов – источников питания для лабораторных цепей. Некоторые из них оказались отработанными, и небольшой кучкой разместились на демонстрационном столе. Школьники, пришедшие на занятие, увидели батарейки и начали обсуждение их дальнейшей участи.

Проблема? Проблема актуальная, глобальная, имеющая эколого-социальное значение.

Возникшая дискуссия продолжилась на заседании объединения, здесь же появилась мысль: рассказать не только одноклассникам, но и всем лицеистам о необходимости утилизировать отработанные батарейки.

Ребята получили домашнее задание: подготовить предложения ко внеурочному занятию, получившему название «Мы - защитники природы».

21 октября. Внеурочное занятие «Подготовка к проведению акции»

Цель: разработка плана и проведение в лицее акции «Мы - защитники природы», приуроченной ко Дню защиты ….

В ходе подготовки к проведению акции осуществляется решение комплекса задач, среди которых

- образовательные: популярно-просветительская деятельность по разъяснению вреда, наносимого окружающей среде не утилизованными батарейками;

- воспитательные: формирование чувства ответственности за собственные действия, чувство патриотизма;

- развивающие: формирование личностных качеств школьника.

Форма деятельности: работа в малых группах. Учащиеся самостоятельно сформировали четыре группы, определили направления их познавательно-творческой деятельности:

- «Текстовики» - группа отбора информационного материала, необходимого для проведения акции в лицее;

- «Графики» - группа оформителей листовок, плакатов;

- «Поэты» - группа, придумывающая слоганы к акции;

- «Технари» - группа обеспечения и подготовки емкостей, места хранения отработанных гальванических элементов.

После моего краткого объяснения устройства и принципа работы батарейки-химического источника тока группы приступили к поиску ответов на вопросы, дискуссионному обсуждению, значит, присвоению, новой информации. Обсуждались вопросы:

1. Можно по маркировке на батарейках понять, что они не безопасны для окружающей среды и для человека? – Да, на них нанесен специальный знак: перечеркнутый мусорный контейнер. Знак указывает на запрет выбрасывать их в мусорные ёмкости.

2. Какие вредные вещества могут содержаться в отработанных гальванических элементах? - Они могут содержать разные количества соединений свинца и ртути, цинка и олова, кадмия и цинка. Одна из опасностей этих веществ–их накопление в организме человека, провоцирование различных заболеваний. [1]

3. Можно ли отнести отработанные батарейки к огнеопасным материалам? – Да. Если их сжигать, то выделяются газы – диоксины, отравляющие человека и окружающий его воздух. Нечаянное замыкание полюсов батарейки при контакте с ними может вызвать ожоги.

4. Как вредит экологии выброшенная на землю батарейка? – По многочисленным данным, подтвержденных измерениями, одна не утилизированная батарейка, загрязняет тяжелыми металлами и их соединениями до 20 квадратных метров поверхности. Плодородие почты снижается, зараженной травой питаются живые существа, нанося себе вред. Соединения вредных веществ через почву попадают в природные водоемы, цепочка отравлений продолжается. [2]

5. Можно ли обезопасить природу и нас от такого вредного воздействия? – Да. Для этого необходимо утилизировать, то есть отправлять собранные и правильно хранимые гальванические элементы на специальные перерабатывающие предприятия.

6. Куда будут сданы собранные в лицее отработанные батарейки? – Мы узнали, что недалеко от лицея, в магазине DNS, есть такой пункт приема. Оттуда собранные вами элементы питания отправятся на перерабатывающий завод фирмы «Мегаполисресурс» [3].

В результате работы творческих групп был отобран информационно-графический материал для бесед с учащимися первых – седьмых классов, сформулирована серия вопросов, актуализирующих необходимость специальной утилизации отработанных источников тока, появился девиз акции, определено место временного хранения собранных батареек.

Девиз акции: «Мир вокруг, он так прекрасен,

Чтоб не стал для нас опасен,

Ты природу защищай,

Батарейки здесь сдавай!»

28 октября. Начало акции в лицее «Мы – защитники природы»

Инициаторы акции провели в 32 учебных классах ( начальная школа, 5 -7 классы) пятиминутные агит-выступления, в ходе которых кратко рассказывали об опасности этих энергоустройств, отвечали на вопросы, называли места сбора элементов: кабинет физики, штаб воспитательной работы.

t1605825639ab.jpg


t1605825639ac.jpg

Планируемый период проведения акции 9 ноября –30 ноября.

Сегодня, 19 ноября, уже сдана для утилизации почти тысяча отработанных гальванических элементов.

t1605825639ad.jpg

Если ты природу любишь,

Ты планету не погубишь,

Птиц и рыб ей сохранишь,

На лужайке полежишь.

Сделать много может каждый,

Чтоб Земле стать безопасней,

Ты природу сохраняй,

Батарейки здесь сдавай!

Активность учащихся лицея во время начального этапа акции позволяет утверждать, что за время ее проведения будут достигнуты:

личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к самообразованию и саморазвитию;

- формирование коммуникативной компетентности в творческом общении и совместной работе в группе сверстников;

- обучение умению ставить цели и корректировать полученные промежуточные результаты;

метапредметные результаты:

- сформирован определенный уровень универсальных способностей активистов через их совместную познавательно-творческую деятельность;

- умение оценивать степень верности выбранного способа решения познавательной задачи, его осознанности.

​​​​​​​Список источников

1. Статья Вред батареек для окружающей среды https://batareykaa.ru/vred-batareek-dlya-okruzhayushhej-sredy-i-cheloveka/#i-2

2. Почему батарейки нельзя выбрасывать https://club.dns-shop.ru/blog/t-331-batareiki-i-akkumulyatoryi/30788-pochemu-batareiki-nelzya-vyibrasyivat/

3. Что происходит с выброшенной батарейкой https://recyclemag.ru/article/chto-proishodit-s-vybroshennoj-na-prirodu-batarejkoj

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 20.11.20 в 02:48 1Ответить Пожаловаться
Молодцы! Спасибо Вам, Любовь Ивановна, и детям за полезную акцию для природы!
Спицына Любовь Ивановна, 20.11.20 в 08:15 0Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, благодарю за теплые слова в адрес наших (с позиций освоения физики) малышей. Ребята активные, старательные, эта акция в лицее- их инициатива.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 20.11.20 в 08:33 0Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, как приятно читать, что есть активные ребята! Акция на самом деле отличная и полезная!
Спицына Любовь Ивановна, 20.11.20 в 09:39 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталия Алексеевна. Такие ребята - надежда и опора нашего поколения, и никак иначе.
Щукина Вера Александровна, 13.12.20 в 15:39 1Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю с победой.
Спицына Любовь Ивановна, 14.12.20 в 14:29 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Вера Александровна, за поздравление. Внимание коллег всегда очень приятно.
Захарова Елена Александровна, 29.01.21 в 23:05 0Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна честь Вам и хвала! Поздравляю Вас от всей души с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.