12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чегодаева Ольга Константиновна187
Россия, Нижегородская обл., г. Бор
5

Проект: «Знакомство детей с Керженским заповедником».

Управление народного образования

администрации городского округа города Бор



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»











Проект: «Знакомство детей с Керженским заповедником».















Выполнила: воспитатель

подготовительной группы

Чегодаева О.К.





2018г.

Введение

"Человек, в сущности, не думает о том, что

у него под ногами. Всегда мчится… и –

самое большое – взглянет, как прекрасны

облака у него над головой. И ни разу не

поглядит себе под ноги, не похвалит: " как

прекрасна почва".

Карел Чапек.


На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.


Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

Я думаю, что проблемы окружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного, что можно открывать вместе с детьми.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Любое воспитание будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – прежде всего воспитание сердца", - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

Поэтому мы решили познакомить детей с Керженским заповедником, его обитателями и растительностью.


Цель работы:

познакомить детей с заповедником нашей страны (Керженский заповедник).

Задачи:

- форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной при­роде;

- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы;

- воспитывать умения правильно вести себя в природе;

- воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.


Аннотация.

Проект посвящен формированию у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения к ней; знакомству детей с Керженским заповедником, его обитателями и растительностью; укреплению детско-родительских отношений.


Вид проекта: информационный.

Продолжительность: 23.01.17 – 28.01.17

Участники проекта: Чегодаева О.К., Павликова Г.М. – воспитатели подготовительной группы; дети, родители детей.

План работы

Для достижения поставленных задач мною был разработан план работы на неделю, где я наметила основные направления:

- знакомить с представителями живой и неживой природы;

- способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку как части природы;

- учить выполнять законы природы,

- показать, что это необходимо, как для здоровья человека, так и для здоровья природы;

- воспитывать чувства своего единства с окружающим миром, Вселенной;

- укрепить детско-родительские отношения.

План мероприятий

НОД

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная работа с родителями

«Познавательно-речевое развитие».

1. Для чего нужны растения на Земле?

2. Чтение сказок о животных.


«Художественно-эстетическое развитие».

1. Рисование «Животные заповедника».

2. Аппликация «Зимовье зверей».


«Социально-личностное развитие».

Безопасное поведение в природе.


«Физическое развитие».

Утренняя гимнастика

«Зарядка для хвоста»

«Какадурчик».


Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных;


Показ презентации.


Дидактические игры «Отгадай, где я живу».



Лото «Цветы», «Ягоды» «Животные».

Проект: «Заповедные места (Керженский заповедник)».


Для развития познавательных способностей у детей, в нашей группе создана развивающая среда и уголок природы.


Работа ведется по следующим направлениям.


В непосредственно образовательной деятельности:

- экскурсии и прогулки в природу;

- чтение книг и просмотр презентаций о природе и животных;

- проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Каждый малыш, словно маленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи, должен помочь ему совершить эти открытия.


В совместной деятельности вместе с детьми организуем:

- труд в природе и оказание помощи птицам и животным;

- изучаем загадочные явления природы.


В свободной деятельности рисование – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Работа с родителями.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней.

Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности. В своей работе использовала следующие формы работы с родителями:

1.Консультации для родителей:

«Экологическое воспитание детей в семье», «Экология и мы».

2.Анкета для родителей по экологии.

3.Фотоотчёт «Керженский заповедник».

Вывод

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по формированию экологического развития у детей позволила качественно изменить уровень знаний и умений детей. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей.

Этот проект способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Общение ребёнка с объектом природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формируя сострадание к живому существу, вызывает желание заботиться о нём, приносит радость и восхищение от взаимодействия с природой.

Считаю, что мой опыт работы может быть использован воспитателями детских садов для организации системы работы по формированию пространственных ориентировок у детей старшего возраста.

Думаю, что все знания полученные детьми в детском саду, пригодятся им в школе, и они будут выгодно отличаться от своих сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.

Литература


1.Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Программа развития».)

3.Кондратьева Н.Н. и др. «МЫ». Программа экологического образования детей.- СПб: «Детство-пресс», 2000.

4.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».– М. 1999.

5.Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии. Старший дошкольный возраст».- Педагогическое общество России, 2007.

Приложение

Анкета для родителей.

«Экологическое образование в семье».

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.


Консультация для родителей «Экология и мы».


«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –

Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.

А теперь мы в родные глядим небеса,

Через окна, седые от пыли...


В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливается неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?

Под будущим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями. Ученые не уверены в том, смогут ли дети в недалеком будущем купаться, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов.

И поэтому, основная задача родителей - это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.

Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают насекомых в коробочки, составляют букетики из цветов, обрывают бутоны растений для «угощения куклам»).

Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно к дикой: собирая ягоды, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы.

Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать червей.

Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.

Пути экологического воспитания дошкольников следующие: формировать элементарные представления о растениях и животных, как живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников связано с решением важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный» в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. В педагогическом аспекте, к сожалению, деление на «вредных» и «полезных» живых существ довольно распространено при ознакомлении детей с природой. Часто дошкольники относят к категории «вредных» те растения и тех животных, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например, дождевые черви.

Чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности животных, растений и их потребности.

С первых лет жизни ребенка, мы, взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у него представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому.


Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)


Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье».


Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.



Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 26.11.19 в 21:08 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный проект!!!

Отредактировано 26-11-2019 21:09

Ирина Анатольевна, 26.11.19 в 22:12 0Ответить Пожаловаться
Ольга Константиновна, сколько от Бора до Рустая добираться? Мы два раза выигрывали экскурсию, так и не собрались.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.