Проектная деятельность как метод повышения мотивации учащихся при изучении физики
Проектная деятельность как метод повышения мотивации учащихся при изучении физики
Г.М. Нечкина
учитель физики МБОУ Николаевская СШ
Часто, общаясь с незнакомыми людьми, я слышу такую фразу: «Вы учительница физики, а я физику в школе не любила!». Становится обидно за МОЮ науку, что же в ней такого, за что её не любят? Возможно, признаний в любви физике было бы больше, если бы каждый человек понимал значимость этой науки, её необходимость. Если вдуматься, физика нужна всем: токарю и пахарю, врачу и космонавту, клоуну и инженеру. Физика – это не только серьёзные книги и сложные приборы, физика - это и удивительно простые опыты, показанные в кругу друзей, это игрушки – самоделки, которые вы можете сделать своими руками, это занимательные фокусы и интересные исследования того или иного физического явления. Физика помогает нам объяснить многие загадочные процессы, происходящие в природе. Её открытия делают жизнь человека более комфортной и интересной. Фотоаппарат, радио, кино, телевидение, магнитофон, телефон и компьютер – малая толика того, что дала человеку физика. Её не надо зубрить, её надо понимать!
Чтобы выяснить, понимают ли мои ученики физику, в течение учебного года я провожу промежуточные тестирование. При составлении тестов использую конторольно-измерительные материалы по физике для 7 класса (составитель Н.И. Зорин – М.: ВАКО, 2011). В конце учебного года, проводя итоговое тестирование или итоговую контрольную работу, я обратила внимание на то, что текущий материал ребята знают неплохо, а тот, который мы изучали в начале или даже в середине учебного года, они вспоминали с трудом. А ведь физика 7 класса – это фундамент, на котором строится изучение многих других разделов.
Я поставила перед собой задачу: вовлечь ребят в такую деятельность, при выполнении которой можно было бы быстро повторить все основные законы и понятия. Решить поставленную задачу мне помог метод проектов. Цель использования данной методики – повышение мотивации в изучении одного из сложнейших предметов в школе. На основе Стандарта полного среднего образования, стоит задача: овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели.
С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И. Перельман рекомендовал один из приемов - рассматривать примеры, взятые из повседневной жизни. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе и, главное, в реальной жизни.
Теперь, освобождаясь от потребительского отношения, ребятам надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально мы их не учим. «Умеет учить тот, кто учит интересно» - эти слова выдающегося физика А.Эйнштейна должен помнить каждый учитель.
Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (возраст 13-15 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. В этом возрасте он хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, остается ребенком и по-прежнему любит играть. Понимая это, я решила устроить выставку… выставку любимых игрушек, которая переросла в урок-проект «Физика и игрушки» с творческим названием: «Кто игрушки собирает, тот ведь с физикой играет!»
Что тогда началось! Ребята стали приносить игрушки в школу. Каждый хотел поместить на выставку свою игрушку. Ребята приносили механические и инерционные игрушки, игрушки, в которых один вид энергии переходит в другой, звуковые и гироскопические игрушки, а также игрушки, действие которых можно было объяснить законами плавания тел. На выставке можно было разместить игрушки только тогда, когда ребята объясняли принцип их действия, применяя уже изученные законы.
Наш урок начался с того, что мы с ребятами обсудили следующие вопросы: какие бывают игрушки? Что общего между разными на вид игрушками? Как физика помогает объяснить их устройство и принцип действия, не ломая и не разбирая игрушку? Какие физические законы и явления мы можем применить для объяснения действия той или иной игрушки? Мы рассмотрели те игрушки, принцип действия которых уже понятен семиклассникам и повторили все основные законы, которые изучили за весь учебный год.
При подготовке к уроку-проекту ребята разбились на группы. Каждая группа решала свои задачи. Группа «Самоделкины» изготовила интересную игрушку – «плавающий подсвечник». Ребята зажгли плавающую свечу - её вес постепенно уменьшался, и объём погружённой в воду части свечи становился всё меньше и меньше. Но равенство между весом свечи и выталкивающей силой не нарушилось! Группа ребят «Строители» склеили модель знаменитого корабля «Титаник», и вместе с ними мы повторили законы плавания тел. Группа «Исследователи» рассказала нам о свойствах звука, продемонстрировала камертон – прибор для настройки музыкальных инструментов - и даже спела нам песню под гитару.
Группа «Циркачи» демонстрировала игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести. Они выяснили, почему игрушка Ванька-встанька никогда не ложится.
В процессе выступления групп мы поиграли в маятник Максвелла: закручивая нить и поднимая палочку, мы сообщаем ей потенциальную энергию, которая при падении переходит в кинетическую энергию, а затем снова в потенциальную. Поводили за ручки огромную куклу, вспоминая явление инерции. Послушали звуковые игрушки, хотя тему «Звук» еще не изучали. Попробовали установить юлу вертикально. Это нам не удалось, но когда заставили волчок быстро вращаться, то он сразу стал устойчивым. Это свойство широко используют в цирке. Бросая в воздух ножи или шары, жонглёр придаёт им вращение вокруг продольной оси. Благодаря этому предметы приобретают устойчивость, и это «помогает» артисту показывать эффектные номера. Это свойство ребята проверили на уроке физкультуры. Чтобы волейбольный мяч двигался строго в желаемом направлении, они сообщали ему вращение.
А затем мы изготовили свои игрушки: модели самолета и подводной лодки, большие и маленькие кубики. Пусть они были простые, но изготавливая их, мы снова повторили основные законы и понятия физики. Наш учебный проект перерос в социальный! Все игрушки, которые мы сделали сами, и многие из тех, что ребята принесли из дома, мы подарили детскому саду!
В конце учебного года я провела тест. Итоги превзошли все мои ожидаемые результаты: с тестом мои семиклассники справились на 100 %!
Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний!
Литература
1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.