Статья «Проектная работа как эффективное средство повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе»
Зеленина Наталья Петровна,
учитель английского языка, 1 квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балаганская средняя общеобразовательная школа №1
Иркутская область, Балаганск
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Статья «Проектная работа как эффективное средство повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе» обобщает особенности создания условий для работы над проектом в школе. Проектная работа помогает учащимся стать успешными, нацеливает на конкретный результат. Школьники работают с информацией, развивают творчество, обеспечивается формирование совокупности универсальных учебных действий.
В настоящее время с введением ФГОС особое внимание уделяется изучению иностранных языков.
Главная цель учителя английского языка – создание условий для развития у обучающихся способности к межкультурной коммуникации, а также использование английского языка как инструмента общения в будущем. Это можно осуществить, только побуждая школьников к самостоятельному овладению языком, через поддержание интереса обучающихся к изучению предмета.
Чтобы достичь нужных результатов, учитель проявляет своё творчество, использует различные методы, технологии. Также на каждом уроке обеспечивает возможность устного общения каждому обучающемуся, реализует личностно-ориентированный подход. Главное, что в центре внимания находится ученик, а не учитель.
Важнейшей задачей образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное приобретение опыта.
Для реализации данных задач, по моему мнению, больше всего подходит проектное обучение. Проектная методика помогает преодолеть пассивность обучающихся, уменьшает страх говорения на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Работа над проектом не только развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, но также превращает обучающегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.
Проектная методика всегда предполагает решение какой-то проблемы, что предусматривает использование разных методов, средств обучения, а также необходимость интегрировать знания, умения применять весь спектр знаний.
Обучающиеся нашей школы, начиная изучать английский во втором классе, сразу бывают увлечены новым предметом. Я использую УМК Биболетовой М.З. и др. «Английский язык с удовольствием». Работая по новым ФГОС, я в системе применяю метод проектов. Обучающиеся с удовольствием выполняют проектные работы, ждут возможности приступить к новым. Начиная с простых, небольших по объёму, к 7-8 классу ребята создают уже серьёзные научно-исследовательские работы. Это даёт возможность выступать на школьных и муниципальных научно-практических конференциях, используя английский язык при презентации материала. Также обучающиеся иногда готовят исследовательские работы на русском языке, но на материале английского языка. Так, в этом учебном году проектная работа «Имена собственные как способ пополнения словарного состава», подготовленная семиклассниками, заняла 3 место в муниципальном фестивале «Мы изучаем иностранный язык».
При выполнении проектной работы используется определённая последовательность.
Этапы работы:
Определение проблемы и цели проектной работы.
Определение задач и выбор методов сбора информации.
Сбор информации из разных источников, в том числе ресурсов Интернета. Анализ и осмысление информации. Обобщение собранного материала.
Оформление проектной работы (создание текста и презентации).
Представление проекта аудитории. (Участие в конкурсе работ).
Подведение итогов. Формирование общего вывода по результатам проектной работы.
Рефлексия.
Чему научился за время работы над проектом?
Что можно было сделать лучше?
Как ты оцениваешь результаты проекта?
Критерии оценивания проекта:
Соответствие содержания работы теме.
Логичность представления материала.
Использование разных источников информации.
Лексико-грамматическая правильность. Отсутствие фактических ошибок.
Дизайн (единый стиль оформления, оформление реферативной части, наглядность и эстетичность презентации).
Оригинальность.
Каждый критерий оценивается от 1 до 3 баллов.
При оценивании проекта надо быть очень внимательным к каждому обучающемуся. Кроме того, я считаю, что оценка за творческую работу может быть только положительной. Поэтому в случае необходимости я проверяю черновик проектной работы, мы разбираем и исправляем ошибки, и в конечном варианте ошибок практически не бывает. Ученик при этом приобретает большую уверенность в себе, сохраняет интерес к изучению английского языка, развивается творческая личность.
И, несмотря на заданную последовательность, работы получаются абсолютно разными. В них прослеживается индивидуальность каждого школьника. Связано это еще и с тем, что проект имеет свободную форму исполнения, то есть обучающиеся могут оформить их в любом виде, используя фотографии, рисунки, карандаши, фломастеры, цветную бумагу и т.д.
Если проект является не индивидуальным, а групповым, то обучающиеся приобретают опыт общения, взаимопомощи, сотрудничества.
Проектная работа даёт ребятам реальную возможность использовать знания, полученные на других предметах, а также реализовать себя, используя английский язык на практике.
Список литературы:
1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум
иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, № 1, 2002.
2. Дегтярёва М.А. Личность учителя в современном процессе обучения и
воспитания. – Методист, № 2, 2006.
3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога. – Народное
образование, № 7, 2005.
4. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике. –
Иностранные языки в школе, № 1, 2002.
5. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. –
Иностранные языки в школе, № 3, 2002.
6. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. –
Иностранные языки в школе, № 3, 2002.