Публикация «Проектная и исследовательская деятельность учащихся как метод развития молодых талантов»
Окружающая нас жизнь - это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения. Разработки учебных проектов и исследовательских работ по химии и биологии в 5-11 классах помогают организовать самообучение одаренных детей, дают возможность учителю вместе с детьми переживать вдохновение и творчество, развивая мировоззренческие ориентировки, выстраивая бесконфликтную педагогику, и помогая в формировании практических навыков учащихся.
Если мы действительно хотим создать благоприятные условия для проживания школьного периода жизни каждым ребенком, обеспечить возможность максимального раскрытия заложенного в нем потенциала, то содержание образования должно учитывать психологические и возрастные особенности - о чем утверждают новые стандарты образования второго поколения. Образованные и желающие помочь своим ученикам учителя могут достичь невероятных результатов в развитии талантов своих детей.
Одно из главных правил при работе с одаренными детьми - доброжелательность, открытость в общении и создание благоприятных условий для таких детей.
Исследовательская и проектная работа - это специально организованная среда, которая дает большой эффект для развития способностей. Над проектом или исследовательской работой работает обычно один или 2-3 человека, конечным результатом является отчет о работе, компьютерная презентация или буклет. С точки зрения молодых талантов исследование - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Эта работа направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы интересен и значим для самих открывателей.
С точки зрения учителя исследование - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания одаренных детей, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: проблематизации (формированию ведущей проблемы и постановке вытекающих из нее задач); целеполаганию и планированию деятельности исследователя; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах; поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
Учитель - организатор деятельности, консультант и коллега по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может, и нетрадиционных) источников. Во взаимоотношениях учителя и учеников царит общение сотрудничества, ученику приходится взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю приходиться сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность ребят в некоторых ситуациях: прежде чем сообщить что-то, поинтересоваться, что знают об этом ученики.
Для исследовательской работы далеко недостаточно иметь только методические пособия, материалы и оборудование по предмету. Чтобы научить учащихся самостоятельно осуществлять различные виды деятельности: умение работать с литературой, проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать и проверять гипотезы, нужно создать дидактические многомерные инструменты, которые помогли бы выполнять различные виды деятельности. «Но самый главный инструмент, - пишет Терегулов Ф.Ш. в книге «Формирующая биосоциальная педагогика», - то, что в мозгу в процессе жизнедеятельности и особенно в процессе грамотно организованного образования идет формирование интеллекта со специфическими этапами и механизмами восприятия, анализа, обработки, кодирования и фиксации информации, а не развитие обособленных психических процессов, таких как наблюдение, мышление, память, практическое действие, другие новообразования в сознании человека». «Дидактические технологии должны быть многомерными, то есть адекватными многомерному окружающему нас миру, передаваемому учащимся многомерному социальному опыту, многомерности человека», - пишет Штейнберг В.Э.
Для всех желающих, разделяющих наш интерес в подходах интеллектуального обогащения в детские годы, можно посоветовать несколько практических предложений американского психолога и педагога Кена Маккласкейя.
"Важно знать вехи, связанные с детским развитием (то есть заниматься самообразованием по вопросам возрастной психологии), отмечать отход от психического «стандарта» развития ребенка. Надо быть очень осторожным в развитии ребенка и быть отзывчивым к появляющимся психическим изменениям. Мы должны понимать, что у человека диапазон способностей весьма широк. Нужно искать и внимательно наблюдать, какие способности и психические качества (эмоции, потребности и др.) развиваются интенсивнее. Иногда, чтобы опознать талант ребенка, бывает необходимо изменить свою точку зрения и перестроить среду детского развития. Например, упорство вашего ребенка в его раннем детстве может готовить почву для более позднего развития настойчивости, поиск и захват внимания у взрослого может превратиться в лидерство, а сосредоточенное мечтание может развиться в творческое воображение.
Поощряйте детей исследовать, играть и учиться. Обеспечьте обогащающую окружающую образовательную среду через доброжелательность и ласку, песни, музыку, картины и соответствующие возрасту (не обязательно дорогих) игрушек. Говорите... так, чтобы дети были погружены в язык, а не в «детский лепет». Празднуйте успехи и радуйтесь достижениям ваших детей. Однако не переусердствуйте, дайте также время и место для тихих занятий, одиночества и созерцания.
Позвольте детям, по крайней мере, некоторое время быть центром вселенной
(внимания).
Дайте детям самый важный подарок - время.
Уважайте темп ребенка и так как риск - существенный компонент для эффективного изучения, сделайте основой изучения эксперимент и признание права ребенка на ошибки.
Не вынуждайте детей заниматься одной узкой областью знания. Древние греки подчеркивали «золотую середину», где действительно талантливый человек замечался людьми как человек с наличием интересов и способностей в различных областях жизни.
Мои ученики уже несколько лет занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Личностные качества учеников, которые проявляются ими в результате такой работы: самостоятельность, настойчивость в достижении цели; чувство ответственности не только за свой участок работы, но и за результаты своей работы; готовность помочь в поиске информации, в создании эксперимента; требовательность к себе и другим; чувство коллективизма и осознание своей роли и места в этом коллективе; чувство гордости за проделанную работу.
Главными установками в нашей совместной работе являются: окружающая нас жизнь - это лаборатория, в которой происходит процесс познания; самообучение - основа этой деятельности. В процессе работы у ребят развиваются: умение разрешать ситуации; умения и навыки мировоззренческой ориентировки; знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах; духовное и интеллектуальное саморазвитие и личностный рост моих учеников.