12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Редреева Вера Павловна203
Учитель химии и биологии высшей категории, "Отличник образования" преподаю в 5-11 классах, занимаюсь исследовательской деятельностью.
Россия, Башкирская респ., с.Емаши
0

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как метод развития молодых талантов

Окружающая нас жизнь - это лаборатория, в которой происходит процесс позна­ния с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения. Разработки учеб­ных проектов и исследовательских работ по химии и биологии в 5-11 классах помогают органи­зовать самообучение одаренных детей, дают возможность учителю вместе с детьми переживать вдохновение и творчество, развивая мировоззренческие ориентировки, выстраивая бесконфликтную педагогику, и помогая в формировании практических навыков учащихся.

 Если мы действительно хотим создать благоприятные ус­ловия для проживания школьного периода жизни каждым ребенком, обеспечить воз­можность максимального раскрытия заложенного в нем потенциала, то содержание образования должно учитывать психологические и возрастные особенности - о чем утверждают новые стандарты образования второго поколения. Образованные и же­лающие помочь своим ученикам учителя могут достичь невероятных результатов в развитии талантов своих детей.

Одно из главных правил при работе с одаренными детьми - доброжелательность, открытость в общении и создание благоприятных условий для таких детей.

Исследо­вательская и проектная работа - это специально организованная среда, которая дает большой эффект для развития способностей. Над проектом или исследовательской работой работает обычно один или 2-3 человека, конечным результатом является от­чет о работе, компьютерная презентация или буклет. С точки зрения молодых талантов исследование - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

 Это деятельность, позволяющая проявить себя индивиду­ально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Эта работа направлена на решение инте­ресной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, ко­гда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы интересен и значим для самих открывателей.

С точки зрения учителя исследование - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания одаренных детей, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проек­тирования, а именно учить: проблематизации (формированию ведущей проблемы и постановке вытекающих из нее задач); целеполаганию и планированию деятельности исследователя; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презента­ции в различных формах; поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в раз­личных ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изго­товления продукта проектирования.

  Учитель - организатор деятельности, консультант и коллега по решению постав­ленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может, и нетрадиционных) источников. Во взаимоотношениях учителя и учеников царит об­щение сотрудничества, ученику приходится взять на себя ответственность и само­стоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю прихо­диться сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может пода­вить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность ребят в некоторых ситуациях: прежде чем сообщить что-то, поинтересоваться, что знают об этом учени­ки.

  Для исследовательской работы далеко недос­таточно иметь только методические пособия, материалы и оборудование по предмету. Чтобы научить учащихся самостоятельно осуществлять различные виды деятельно­сти: умение работать с литературой, проводить наблюдения и эксперименты, выдви­гать и проверять гипотезы, нужно создать дидактические многомерные инструменты, которые помогли бы выполнять различные виды деятельности. «Но самый главный инструмент, - пишет Терегулов Ф.Ш. в книге «Формирующая биосоциальная педаго­гика», - то, что в мозгу в процессе жизнедеятельности и особенно в процессе грамот­но организованного образования идет формирование интеллекта со специфическими этапами и механизмами восприятия, анализа, обработки, кодирования и фиксации информации, а не развитие обособленных психических процессов, таких как наблю­дение, мышление, память, практическое действие, другие новообразования в созна­нии человека». «Дидактические технологии должны быть многомерными, то есть адекватными многомерному окружающему нас миру, передаваемому учащимся мно­гомерному социальному опыту, многомерности человека», - пишет Штейнберг В.Э.

  Для всех желающих, разделяющих наш интерес в подходах интеллектуального обогащения в детские годы, можно посоветовать несколько практических предложе­ний американского психолога и педагога Кена Маккласкейя.

"Важно знать вехи, связанные с детским развитием (то есть заниматься самооб­разованием по вопросам возрастной психологии), отмечать отход от психического «стандарта» развития ребенка. Надо быть очень осторожным в развитии ребенка и быть отзывчивым к появляющимся психическим изменениям. Мы должны понимать, что у человека диапазон способностей весьма широк. Нужно искать и внимательно наблюдать, какие способности и психические качества (эмоции, потребности и др.) развиваются интенсивнее. Иногда, чтобы опознать талант ребенка, бывает необходи­мо изменить свою точку зрения и перестроить среду детского развития. Например, упорство вашего ребенка в его раннем детстве может готовить почву для более позд­него развития настойчивости, поиск и захват внимания у взрослого может превра­титься в лидерство, а сосредоточенное мечтание может развиться в творческое вооб­ражение.

  Поощряйте детей исследовать, играть и учиться. Обеспечьте обогащающую ок­ружающую образовательную среду через доброжелательность и ласку, песни, музы­ку, картины и соответствующие возрасту (не обязательно дорогих) игрушек. Говори­те... так, чтобы дети были погружены в язык, а не в «детский лепет». Празднуйте ус­пехи и радуйтесь достижениям ваших детей. Однако не переусердствуйте, дайте так­же время и место для тихих занятий, одиночества и созерцания.

Позвольте детям, по крайней мере, некоторое время быть центром вселенной

(внимания).

Дайте детям самый важный подарок - время.

Уважайте темп ребенка и так как риск - существенный компонент для эффек­тивного изучения, сделайте основой изучения эксперимент и признание права ребен­ка на ошибки.

 Не вынуждайте детей заниматься одной узкой областью знания. Древние греки подчеркивали «золотую середину», где действительно талантливый человек замечал­ся людьми как человек с наличием интересов и способностей в различных областях жизни.

Мои ученики уже несколько лет занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Личностные качества учеников, которые проявляются ими в резуль­тате такой работы: самостоятельность, настойчивость в достижении цели; чувство от­ветственности не только за свой участок работы, но и за результаты своей работы; го­товность помочь в поиске информации, в создании эксперимента; требовательность к себе и другим; чувство коллективизма и осознание своей роли и места в этом коллек­тиве; чувство гордости за проделанную работу.

Главными установками в нашей со­вместной работе являются: окружающая нас жизнь - это лаборатория, в которой про­исходит процесс познания; самообучение - основа этой деятельности. В процессе ра­боты у ребят развиваются: умение разрешать ситуации; умения и навыки мировоз­зренческой ориентировки; знания и умения в учебно-познавательной, информацион­ной, социально-трудовой сферах; духовное и интеллектуальное саморазвитие и лич­ностный рост моих учеников.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.