Проектная деятельность при обучении учащихся математике
Лапко Ирина Валентиновна,
учитель математики,
МОУ «Школа № 80 г. Донецка»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ
ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ МАТЕМАТИКЕ
В примерных программах среднего образования по математике Донецкой Народной Республики сформулированы цели и результаты обучения. Среди них выделяются следующие:
- владение учащимися приемами учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- приобретение и совершенствования опыта самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Что же такое проектная деятельность? Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной или объективной новизной. Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.
Метод проектов способствует формированию у учащихся следующих умений: - выбирать или формулировать тему проекта; - составлять план работы по выполнению проекта; - разбиваться на группы и распределять роли внутри группы; - определять сроки выполнения проекта; - определять необходимые для реализации проекта материалы или данные; - выяснять источники информации, материалов или данных; - обобщать полученную информацию; представлять результат проделанной работы, т.е. проект.
Виды представлений проектов:
• Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий
• демонстрация видеофильма; • игра с залом или классом; • научная конференция; • ролевая игра; • деловая игра; • экскурсия; • реклама.
Какова роль учителя при организации работы над проектом? Педагог создает среду, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве; делает учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрывает значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Типы проектов и примеры тем представлены в таблице
Тип |
Название |
Пример |
По уровню интеграции учебного материала |
- предметный - межпредметный |
«Виды треугольников» «Математика в стихах, пословицах, поговорках» |
По срокам выполнения |
- краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные |
- от одного урока до недели - от нескольких недель до месяца - от нескольких недель до года |
По количеству участников |
- индивидуальный - парный - групповой - коллективный |
- один человек - два человека - 3-6 человек - класс, школа |
По уровню сложности |
- репродуктивный - исследовательский - творческий |
- по образцу - открытие новых знаний - создание новых объектов |
По общедидактическому принципу |
- информационный - практико- ориентированный - исследовательский
- творческий - ролевой и игровой |
- сообщение, доклад, реферат, презентация: «История зарождения математики» (5- 6 кл.), «Появление алгебры» (7кл), «История известных математических открытий»(5 – 11кл.) - разработка проекта закона, справочного материала, программы действий, наглядного пособия: «Числа вокруг нас» (5 – 6 кл.), « Как зашифровать послание» (6 – 7 кл.), «Математика – язык природы» (7 – 9 кл.), «Математика в моей будущей профессии» (10 – 11 кл.) - сочинение, эссе, таблица погоды, исследовательский реферат«Типы задач на процентные расчеты» (5 – 6 кл.), «Формулы сокращенного умножения» (7 - 8 кл.), «Методы решений квадратных уравнений» (8 – 9 кл.), «Типы тригонометрических уравнений и способы их решений» (10 – 11 кл.) - выпуск математической газеты, снятие видеофильма, создание буклета, презентации, кроссворда, разработка викторины, создание книжки-раскладушки: «Пословицы и поговорки на уроках математики» (5 – 6 кл.), «Математические загадки» (5 – 6 кл.), «Решение задач одним росчерком» (7 – 8 кл.), «Уравнения, сводящиеся к квадратным и кубическим» (10 – 11 кл.) - деловая игра или сценарий |
В учебниках математики 5 – 6 классов (под редакцией С. М. Никольского) по каждой теме содержатся задачи исследовательского характера. Задачи – исследования предлагаются и в учебниках алгебры 7 – 9 классов (авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворов). В учебнике геометрии для 7 – 9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Поздняк, И. И. Юдина) предлагаются задачи ориентированные на проведение исследований, связанных как с решением некоторых задач из учебника, так и с постановкой новых задач.
В 2017 – 2018 учебном году учащиеся 10 и 11 классов работали над созданием буклетов по изучаемым темам. Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельной работы с различными источниками, обобщению и систематизации, полученной информации, красочному оформлению, совершенствованию навыков работы на компьютере. В 2018 – 2019 учебном году такая работа продолжена учащимися 11 класса. Созданы буклеты по темам: «Тригонометрические функции», «Производная», « Применение производной», «Интеграл», «Применение интеграла», «Векторы в пространстве», «Метод координат в пространстве», «Движения». В такой работе принимают участие 78 % 11А класса. Лучшие работы представили: Александрова В., Дубицкая М., Гутовский С., Бычкова К., Зверева П., Харина А., Постников В. Создание буклета – это не самоцель, они используются при изучении и повторении темы, при организации индивидуальной работы с учащимися.
Лучшие исследовательские работы были представлены на районном конкурсе «За страницами математики» в 2017 – 2018 году: «Признаки делимости», автор Зверева П., «Доказательства теоремы Пифагора», автор Дубицкая М.
Участие в школьном конкурсе «Новое поколение» представлено в таблице
Учебный год |
Название работы |
Автор |
2017-2018 |
«Признаки делимости» |
Зверева П., 10А |
«Проценты в жизни человека» |
Резниченко А, 11А |
|
2018 – 2019 |
«С математикой по жизни» |
Александрова В.,11А |
«Математические фокусы» |
Дорофеева П.,5А |
|
«Мир на плечах треугольника» |
Холоша А.,5А |
Со своими работами учащиеся выступают перед одноклассниками на уроках и перед другими школьниками в рамках декады предметов естественно-математического цикла.
В этом учебном году работы учащихся публикуются на педагогическом сайте «УРОК РФ», где они проходят проверку модератором. Уже получено 9 сертификатов о публикации в разделе «Детское творчество».
Такая работа с учащимися способствует не только развитию интереса к предмету, но и повышению результативности при изучении математики.