Проектная деятельность при обучении учащихся математике

5
0
Материал опубликован 27 January 2019 в группе

Лапко Ирина Валентиновна,

учитель математики,

МОУ «Школа № 80 г. Донецка»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ

ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ МАТЕМАТИКЕ

В примерных программах среднего образования по математике Донецкой Народной Республики сформулированы цели и результаты обучения. Среди них выделяются следующие:

- владение учащимися приемами учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- приобретение и совершенствования опыта самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Что же такое проектная деятельность? Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной или объективной новизной. Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.

Метод проектов способствует формированию у учащихся следующих умений: - выбирать или формулировать тему проекта; - составлять план работы по выполнению проекта; - разбиваться на группы и распределять роли внутри группы; - определять сроки выполнения проекта; - определять необходимые для реализации проекта материалы или данные; - выяснять источники информации, материалов или данных; - обобщать полученную информацию; представлять результат проделанной работы, т.е. проект.

Виды представлений проектов:

• Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий

• демонстрация видеофильма; • игра с залом или классом; • научная конференция; • ролевая игра; • деловая игра; • экскурсия; • реклама.

Какова роль учителя при организации работы над проектом? Педагог создает среду, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве; делает учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрывает значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Типы проектов и примеры тем представлены в таблице

Тип

Название

Пример

По уровню интеграции учебного материала

- предметный

- межпредметный

«Виды треугольников»

«Математика в стихах, пословицах, поговорках»

По срокам выполнения

- краткосрочные

- среднесрочные

- долгосрочные

- от одного урока до недели

- от нескольких недель до месяца

- от нескольких недель до года

По количеству участников

- индивидуальный

- парный

- групповой

- коллективный

- один человек

- два человека

- 3-6 человек

- класс, школа

По уровню сложности

- репродуктивный

- исследовательский

- творческий

- по образцу

- открытие новых знаний

- создание новых объектов

По общедидактическому принципу

- информационный

- практико- ориентированный

- исследовательский

 

- творческий

- ролевой и игровой

- сообщение, доклад, реферат, презентация: «История зарождения математики» (5- 6 кл.), «Появление алгебры» (7кл), «История известных математических открытий»(5 – 11кл.)

- разработка проекта закона, справочного материала, программы действий, наглядного пособия: «Числа вокруг нас» (5 – 6 кл.), « Как зашифровать послание» (6 – 7 кл.), «Математика – язык природы» (7 – 9 кл.), «Математика в моей будущей профессии» (10 – 11 кл.)

- сочинение, эссе, таблица погоды, исследовательский реферат«Типы задач на процентные расчеты» (5 – 6 кл.), «Формулы сокращенного умножения» (7 - 8 кл.), «Методы решений квадратных уравнений» (8 – 9 кл.), «Типы тригонометрических уравнений и способы их решений» (10 – 11 кл.)

- выпуск математической газеты, снятие видеофильма, создание буклета, презентации, кроссворда, разработка викторины, создание книжки-раскладушки: «Пословицы и поговорки на уроках математики» (5 – 6 кл.), «Математические загадки» (5 – 6 кл.), «Решение задач одним росчерком» (7 – 8 кл.), «Уравнения, сводящиеся к квадратным и кубическим» (10 – 11 кл.)

- деловая игра или сценарий

В учебниках математики 5 – 6 классов (под редакцией С. М. Никольского) по каждой теме содержатся задачи исследовательского характера. Задачи – исследования предлагаются и в учебниках алгебры 7 – 9 классов (авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворов). В учебнике геометрии для 7 – 9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Поздняк, И. И. Юдина) предлагаются задачи ориентированные на проведение исследований, связанных как с решением некоторых задач из учебника, так и с постановкой новых задач.

В 2017 – 2018 учебном году учащиеся 10 и 11 классов работали над созданием буклетов по изучаемым темам. Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельной работы с различными источниками, обобщению и систематизации, полученной информации, красочному оформлению, совершенствованию навыков работы на компьютере. В 2018 – 2019 учебном году такая работа продолжена учащимися 11 класса. Созданы буклеты по темам: «Тригонометрические функции», «Производная», « Применение производной», «Интеграл», «Применение интеграла», «Векторы в пространстве», «Метод координат в пространстве», «Движения». В такой работе принимают участие 78 % 11А класса. Лучшие работы представили: Александрова В., Дубицкая М., Гутовский С., Бычкова К., Зверева П., Харина А., Постников В. Создание буклета – это не самоцель, они используются при изучении и повторении темы, при организации индивидуальной работы с учащимися.

Лучшие исследовательские работы были представлены на районном конкурсе «За страницами математики» в 2017 – 2018 году: «Признаки делимости», автор Зверева П., «Доказательства теоремы Пифагора», автор Дубицкая М.

Участие в школьном конкурсе «Новое поколение» представлено в таблице

 

Учебный год

Название работы

Автор

2017-2018

«Признаки делимости»

Зверева П., 10А

 

«Проценты в жизни человека»

Резниченко А, 11А

2018 – 2019

«С математикой по жизни»

Александрова В.,11А

 

«Математические фокусы»

Дорофеева П.,5А

 

«Мир на плечах треугольника»

Холоша А.,5А

 

Со своими работами учащиеся выступают перед одноклассниками на уроках и перед другими школьниками в рамках декады предметов естественно-математического цикла.

В этом учебном году работы учащихся публикуются на педагогическом сайте «УРОК РФ», где они проходят проверку модератором. Уже получено 9 сертификатов о публикации в разделе «Детское творчество».

Такая работа с учащимися способствует не только развитию интереса к предмету, но и повышению результативности при изучении математики.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации