12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гордеева Наталья Леонидовна37
учитель английского языка
Россия, Алтайский край, с. Смоленское Смоленского района Алтайского края

Повышение мотивации учащихся при обучении иностранным языкам.

Рано или поздно в преподавании школьной дисциплины при изучении английского языка возникает проблема мотивации учащихся. Мотивация активизирует целенаправленную активность, что в свою очередь помогает сделать выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Следовательно, для каждого педагога важно отыскать эффективные методы, приемы, средства повышения познавательной мотивации. Каждому педагогу важно помнить весьма важную фразу: «Дети изначально мотивированы! Причина демотивации – взрослые».

Начнем с определения, что же такое мотивация. Мотивация – это внутреннее состояние, нужды человека, что побуждают его к работе по удовлетворению определенных потребностей. Крайние, определяя стимулы, меняются и обогащаются под влиянием стремления к их удовлетворению.

Выделяют следующие типы мотивации:

Внешняя мотивация — обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами, т.е. находится вне учебного процесса.

Внутренняя мотивация — сопряжена с содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами.

Положительная и отрицательная мотивация.

Положительная основана на положительных стимулах («конфете»), которые разделяют на две группы: стимулы, что основаны на чувстве долга и ответственности за итоги своей учебы перед обществом, классом, преподавателем, родителями и стимулы, что основаны на узколичных интересах и целях (стремление заполучить одобрение за свою учебу от преподавателей, родителей; желание быть среди лучших учащихся класса, занять хорошее место среди своих одноклассников) Отрицательная основана на отрицательных стимулах («наказании»).

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Неустойчивой мотивации необходимо систематическая внешняя поддержка.


К какой же мотивации следует стремиться педагогам? Внутренней (стараемся ее понять) – она связана с личностью человека. Поэтому, когда мы хотим мотивировать, мы работаем не с классом, а с временно объединенными личностями в данную группу. Для педагога главное определить в индивидуальных мотивах что-то общее. Мотивация должна формироваться по нарастающей, притом для каждого соразмерно с его развитием. Мотивация должна быть преемственной. Многочисленные психологические анализы и опросы также доказывают, что очень сильным «двигателем» учения школьников является познавательная нужда Другими словами, это «бескорыстная жажда познания», «неудержимое рвение узнавать все новое».


Методы и приемы организации познавательной деятельности на уроке:

словесные (живое слово – дискуссия, рассказ о своей практике, анекдоты как реальные истории, развивающие беседы);

наглядные и практические методы (безоценочное наблюдение, эксперимент, проект, игра);

поисковые методы (проблемные задачи, эвристические вопросы, выход на вопрос самого учащегося к реальности или предоставленному в учебнике ответу, ТРИЗ);

методы самостоятельной образовательной работы (перевернутый класс, смена ролей ученик-учитель).

Условия создания мотивации к обучению иностранному языку:

личность педагога: высокие нравственные качества; широкий кругозор знаний; высокий уровень культуры, в том числе культуры общения.

профессиональные качества педагога: любовь к собственному предмету; безукоризненное владение языком и методикой его преподавания; использование коммуникативного метода обучения; коммуникабельность, умение создать хороший психологический климат и создавать общение на уроке; умение применять всевозможные стимулы и подкрепления в процессе создания лексических, грамматических и фонетических знаний и речевых умений.

социальная значимость иностранного языка.

использование средств обучения английскому языку согласно возрастным особенностям и интересам учащихся.

организация учебного процесса: учет индивидуальных особенностей учащихся, создание ситуаций, что дают возможность практически употреблять в речи усвоенную лексику; организации увлекательной внеклассной работы, дополняющей классные занятия.


Воздействие данных факторов на формирование мотивации к изучению иностранного языка учащихся имеет свою особенность на разных стадиях обучения. В начальной школе дети не могут еще осмыслить потребность в изучении английского языка. Поэтому перед педагогом стоит цель объяснить надобность знания языка для каждого образованного человека, а также поддерживать энтузиазм к изучению языка и создавать ситуацию успешности, чтобы каждый ученик говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь! В средней и старшей школе ученики еще не всегда осознают стимулы учебной работы, если их к этому не подвести. Опросы старшеклассников показывают, что около 95% учащихся старших классов понимают потребность в изучении иностранного языка, но из них лишь 60% осознают стимулы его изучения. Кроме того, в старших классах интерес к занятиям иностранным находится в прямой связи практического владения им учащимися, условий его преподавания и осознания возможности его практического использования. Цель педагога состоит в содействии, чтобы учебно-познавательные стимулы стали смыслообразующими.

Исходя из этого можно сделать вывод: мотивированный учитель = мотивированный ученик. Таким образом, цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», сможет решить педагог, который владеет методикой, следит за новыми тенденциями в образовании, применяет в своей практике современные технологии обучения иностранному языку, согласно возрастным особенностям и основам работы в подростковом возрасте. Весьма важно, начиная обучение со 2 класса, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в ногу со временем. Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков в дальнейшем. А успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно применяет учитель игровые технологии, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Это достигается, если в течение всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней и так далее. Не последнюю роль в поддержании мотивации занимает коммуникация между учителем и учеником. Важно помнить, что не существует глупых вопросов, и если ученик задает вам вопрос, значит он хочет услышать ответ. В данный момент он мотивирован! И только от вашей формулировки и подачи ответа зависит – сохранится ли эта мотивация в будущем. Всегда уточняйте – что является препятствием в овладении материалом и реагируйте не на вербально выраженную демотивацию, а на ее причину.


Основные способы мотивации в обучении иностранного языка:

1. Приятная атмосфера на занятиях, которая укрепляет веру учеников в свои способности. Перед учениками ставятся только выполнимые и посильные задачи, педагог всегда озвучивает цель, которая должна быть достигнута или какой должен быть получен результат.

2. Развитие и поддержание внутренней мотивации. Для этого рекомендуется использовать игровые и интерактивные технологии, которые подталкивают учеников самим находить ответы на интересные для них вопросы в ходе общения на иностранном языке.

3. Повышение познавательной мотивации. Внедрение в свою педагогическую практику проведение нетрадиционной формы урока, обеспечивать практическую направленность обучения. Чередовать различные виды деятельности.

4. Разработка системы упражнений, благодаря которым учащиеся видят результат своей деятельности, могут оценить к чему стремились и, что получили, изучив данную тему. Например, чтобы окончательно закрепить изученную лексику, можно предложить детям составить историю по картинкам с использованием новых слов.

5. Формирование устойчивой мотивации благодаря эмоциональной сфере ученика. Необходимо вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности, другими словами, затрагивать как можно больше органов чувств ученика.

6. Хорошими стимулами для учеников служат оценки и внимание со стороны учителя. Чтобы не говорили, оценки не так важны школьнику, для детей важнее как к ним относится учитель, видит ли он их старания.

7. Как бы не была избита фраза, но для мотивации важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.