Доклад «Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 19 December 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №32»


 

Описание педагогического опыта работы

учителя начальных классов



 

Фаваризовой Гульмиры Хасимовны



 

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»
 

Нижневартовск

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3-4

1. Организация проектной деятельности в образовательном процессе…...4-6

1.1. Урочная деятельность……………………………………………………6-7

1.2. Внеурочная деятельность………………………………………………..7-11

2. Роль родителей в проектной деятельности в начальной школе………..12-14

3. Мониторинг сформированности УУД…………………………………...15-16

Заключение……………………………………………………………….............17

Список использованной литературы………………………………………..18-19


 

Введение

 

«Постоянно искать новое,  чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…»

А.С. Макаренко

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые социальные запросы общества определяют следующую цель образования: общекультурное и познавательное развитие личности, решение ключевой педагогической задачи - «научить учиться».

Я определила для себя одну из инновационных форм создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников - проектно-исследовательскую деятельность.

Организация проектной деятельности младших школьников – новая технология, овладение которой требует самостоятельной работы педагога. Её внедрение заставляет вести системную подготовительную работу по самообразованию:

1. Овладение теоретическим материалом содержания проблемы.

2. Изучение педагогического опыта практического внедрения в образовательный процесс.

3. Овладение самой методикой исследования объектов.

4. Поиск путей научения этому обучающихся.

Цель: организацию проектной деятельности вижу в создании образовательной среды для формирования УУД младших школьников через включение в проектно-исследовательскую деятельность.

Ставлю следующие задачи:

Овладеть методикой проектно-исследовательской деятельности на практико-ориентированной основе.

Развивать исследовательские навыки обучающихся.

Воспитывать интерес к проектно-исследовательской деятельности, коммуникативные качества личности, приобретать опыт сотрудничества.

ФГОС НОО являются источником изменений организации образовательного процесса в начальной школе и определяют формирование универсальных учебных действий основным средством личностного развития младших школьников.

Работая над темой «Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе», определила риски и свою позицию по трём направлениям.

 

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний.

Развитие умений по применению знаний.

Содержание

Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал материал.

Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает новые знания через содержание изучаемого.

Методика

Репродуктивные методы, повторение и запоминание содержания материала.

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний в практику жизни.

 

1. Организация проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе

Работу по организации проектной деятельности организую, используя следующие обобщённые мною теоретические положения. Организация проектной деятельности обучающихся направлена на формирование всех групп универсальных учебных действий, но проекты не должны быть разовыми, случайными, необходима система организации проектной деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

 

Структура организации проектной деятельности

 

 

Система организации исследовательской деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность деятельность

 

 

Работа с родителями

Создание мини-проектов, краткосрочных проектов, экспресс - исследование

Научное общество «Я – исследователь» (работа с одаренными детьми), олимпиады, конкурсы

 

Проект «Семейная гостиная», день именинников «Самый лучший день

 

При работе над проектами формируются УУД во всех видов: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Обучающиеся 1 класса вовлекаются в проектную деятельность постепенно, выполняя доступные проектные задания. При обучении первоклассников в основном используется метод проектов в игровой форме.

Во втором и третьем классах развиваю умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. Основой проектной деятельности младших школьников является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.

В конце третьего класса и в четвертом классе исследовательский опыт обогащаю через дальнейшее накопление представлений о средствах и способах проектной деятельности; увеличиваю сложность учебно-исследовательских заданий, достигаю развернутости и осознанности рассуждений.

t1608366780aa.jpgНа каждом этапе работы над проектом формирую УУД, которые представлены в таблице. При сохранении этапов работы действует система усложняющих факторов.

Проектная деятельность школьников – одна из форм организации образовательного процесса, где обучающиеся являются субъектами этого процесса.

 

1.1.Урочная деятельность

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает возможности для формирования определенных УУД. Приведу несколько примеров.

На уроках окружающего мира была проведена исследовательская работа при изучении темы «Свойства воды, снега и льда». При выполнении опытов и практической работы ученики определяли физические свойства воды, снега и льда. В результате этой работы они научились проводить простейшие опыты и вести наблюдения; сравнивать и систематизировать полученные сведения.

Темы исследований в зависимости от возраста могут быть разными: от простых «Почему снег хрустит под ногами?», «Почему реки не промерзают до дна?», «Почему зимой идёт снег?» до более сложных.

Например, при изучении природных зон у некоторых обучающихся возник вопрос: «Одинаково ли замерзают пресная и солёная вода? Мы провели исследование. Результаты представили на традиционной школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Проект «Волшебная вода» обучающихся 4 класса на конференции занял 1 место.

На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества проводим сравнительный анализ народных сказок. Например, сказка «Теремок» знакома обучающимся с раннего детства. При её изучении у первоклассников возник спор о том, кто герои сказки? Для того, чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки. Сравнили русскую народную сказку «Теремок», украинскую сказку «Рукавичка» и пьесу-сказку С. Михалкова «Теремок». При анализе этих произведений учила приёму сравнения, отвечая на вопросы, «Что общего? Чем отличаются?». Предлагаю назвать героев каждой из сказок, найти различия теремков и определить время года, когда происходит событие. Выполнив экспресс-исследование, ученики получили представление об особенности народного творчества и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

На протяжении нескольких лет в школе проводится акция «Подари цветок школе». На уроках технологии было проведено исследование по теме: «Условия выращивания цветочной рассады», целью которого было определение условий выращивания цветочной рассады на открытом грунте. Для этого мы изучили климатические условия, основы агротехнологии выращивания растений и ухода за ними. В мае на территории школы была высажена наша рассада, которой любовались обучающиеся, педагоги и посетители школы.

Такие формы работы по организации проектной деятельности обучающихся способствуют развитию личностных качеств, познавательных и коммуникативных УУД и повышают результативность учебной деятельности.

 

Результаты учебной деятельности

2012-2013 уч. год,

1 класс

2013-2014 уч. год,

2 класс

2014-2015 уч. год, 3 класс

2015-2016 уч. год,

4 класс

Общая усп-ть

Кач-ная усп-ть

Общая усп-ть

Кач-ная усп-ть

Общая усп-ть

Кач-ная усп-ть

Общая усп-ть

Кач-ная усп-ть

100%

50%

100%

54%

100%

56 %

100%

64%

 

1.2. Внеурочная деятельность

Работа над проектами разных типов даёт большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Разработала и апробировала курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Я – исследователь», который формирует умения и навыки исследовательского поиска, развивает познавательные потребности и способности. Формой организации данного курса является научное общество. В течение года обучающиеся работают над проектами, затем в классе проводится защита проектов, на которой присутствуют и родители учеников. По итогам защиты отбирается лучший проект и рекомендуется для участия в традиционной школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

 

Количество участников научного общества

 

t1608366780ab.gif

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение обучающимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Мои ученики постоянные участники Международного игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа», Всероссийского математического турнира «Зелёная математика», Всероссийского интеллектуального конкурса «Классики».

 

t1608366780ac.png

 

Представленные в таблице результаты показывают системное участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Мероприятия

Уровень

Учебный год

Результат

Фестиваль ученических проектов «Грани познания».

муниципальный

2011-2012

Лауреат

Фоторабота «Самые красивые места г.Нижневартовска».

муниципальный

2012-2013

2 место

Научно –практическая конференция «Первые шаги в науку».

школьный уровень

2012-2013

1 место

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.

муниципальный

2012-2013

2 место

Международная экологическая акция «Марш парков».

региональный

2011-2012

2012-2013

 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Диплом 3 степени

Гран При, диплом 1 степени

диплом 1 степени

диплом 3 степени

диплом 3 степени

 

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира».

региональный

2013-2014

 

1 место

Конкурс творческих работ «Экологические зарисовки» - открытка.

муниципальный

2013-2014

 

диплом 2 степени

 

Городской литературный конкурс «Спасибо деду за Победу!»

муниципальный

2014-2015

 

2 место

Конкурс детского рисунка «Легендарная юность», посвящённый 50-летию объявления обустройства нефтяных и газовых месторождений Тюменской области Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

муниципальный

2014-2015

 

диплом 2 степени

 

Конкурс рисунков «Здоровье – главная ценность» 

муниципальный

2015-2016

 

2 место

Конкурс творческих работ «Правопорядок и мы» в номинации «Сказка».

муниципальный

2015-2016

 

           3 место

Конкурс детского художественного творчества «Нижневартовск-город будущего».

муниципальный

2016-2017

 

1 место

 

Учу работать над разными типами проектов, такими как: творческие, социальные, практико-ориентированные, исследовательские, информационно-практические, например:

Тип проекта

Тема

Чему учились?

Результат

Творческий

«Театр, как много в этом звуке…»

Определять цель деятельности, составлять план действий

по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану

с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

понимание причин возникающи затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Лауреат V фестиваля ученических проектов «Грани познания».

t1608366780ad.png

Экскурсия в ТК «Барабашка».

t1608366780ae.png

Показ спектакля по сказкам Г.Х.Андерсена  в школе.

t1608366780af.jpg

Социальный

«Ненужная бумага – на нужные дела».

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.),

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

1 место

t1608366780ag.jpg

Изготовление бумаги в домашних условиях.

t1608366780ah.jpg

Поделки, сделанные из бумаги своими руками.

Информацион

но-практичес-кий

«Если хочешь быть здоров, правильно питайся».

Предполагать, какая информация нужна;

отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, 

пользоваться Интернет-ресурсами;

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

1место

t1608366780ai.jpg

Создание личного дневника наблюдений по здоровому, сбалансированному питанию.

 

 

 

 

2. Роль родителей в проектной деятельности в начальной школе

 

Сотрудничество учителя с родителями - залог успешной проектно – исследовательской деятельности с обучающимися. Привлекая к этой работе родителей, важно добиться, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами. Проявление заинтересованности со стороны родителей, совместный поиск информации – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной работы. С этой целью провожу собрание, на котором разъясняю родителям суть метода проектов, его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Ежегодно отслеживаю мнение родителей по следующим вопросам:

1.Вашему ребёнку интересно заниматься исследованиями?

2.Наблюдаете ли вы рост интереса к поиску информации в Интернете, энциклопедиях, художественной литературе?

3. Обращается ли к Вам ребёнок за помощью?

 

t1608366780aj.png

 

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

 

Памятка «Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта»

 

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выбор и формулировка темы проекта

Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей из них

Помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Формулировка задач проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

Разработка плана и структуры выполнения проекта

Помочь спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта

Прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Составление программы и календарного плана выполнения работ

Скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Распределение конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучение необходимого материала по теме проекта

Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставки, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

Подготовка выводов по результатам работы над проектом

Помочь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Оформление результатов работы и подготовка отчёта

Подсказать основные правила оформления.

Подготовка проекта к презентации

Помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

Публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.

Анализ результатов работы и самого процесса

Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что можно было сделать по-другому, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Оценка работы проектной группы в целом и ка­ждого участника в частности

Оценить работу по критериям, предложенным в проекте.

 

Работа над проектами стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. В конце 2015-2016 учебного года мы разработали ролевой мини-проект: театрализованное представление музыкальной пьесы-сказки для именинников. Был намечен план действий и распределены роли, задания по направлениям родители – дети. В ролевом проекте участники берут на себя роли литературных персонажей. Каждый внёс свой посильный вклад в общее дело. Появилась возможность проявить актёрское мастерство, показать публично достигнутый результат. Неоценимую помощь детям оказали родители: вместе с детьми готовили дома декорации, костюмы, маски, оформление для зала, выполняли совместные поделки, рисовали рисунки, придумывали различные задания для заключительного праздника. Презентация данного проекта прошла в виде музыкальной сказки под названием: «Самый лучший день».

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

 

3. Мониторинг сформированности УУД

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, которые являются важным условием успешности обучения.

Проектная деятельность обеспечивает хороший образовательный эффект: учит детей организовывать деятельность, размышлять, оценивать результаты своих действий с точки зрения нравственно-этических и социальных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. В течение четырёх лет веду ежегодно мониторинг сформированности УУД.

 

Критерии оценки уровня овладения УУД:

90-100% - оптимальный уровень – 3 балла

65- 89% - достаточный уровень – 2 балла

50-64% - критический уровень – 1 балл

Менее 50% - недопустимый уровень – 0 баллов

 

Обобщённые итоги мониторинга по классу

1 класс

Ф.И. об-ся

Познава

тельные

УУД

Ре

зу

ль

тат

Коммуника

тивные УДД

Ре

зу

ль

тат

Регулятив

ные УДД

Ре

зуль

тат

Об

щий

по

каза

тель

Уро

вень

 

Понимание проблемы и формулирование задач

Выбор наиболее эффективных способов решения

 

Умение работать с информацией

Обработка полученной информации (перевод в графики, схемы, рисунки)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 

 

Планирование последовательности действий и прогнозирование результата

Рефлексия способов действий, самоконтроль и самооценка

 

 

 

макс.

3

3

6

3

3

3

9

 

3

3

6

 

21

опт

2

1

3

2

2

2

6

1

1

2

11

кр

3

2

5

3

2

3

8

2

2

4

17

дост

Итого

37%

36%

37%

54%

61%

65%

60%

32%

28%

30%

42%

кр

Уровень овладения универсальными учебными действиями первоклассниками составил 42%. Анализ результатов мониторинга по классу в целом даёт возможность учителю грамотно спланировать проектную деятельность обучающихся, формируя УУД.

 

4 класс

Ф.И.

об-ся

Познава

тельные

УУД

Резуль

тат

Коммуникативные УДД

Ре

зу

льтат

Регулятивные УДД

Ре

зу

ль

тат

Об

щий

показа

тель

Уро

вень

 

Понимание проблемы и формулирование задач

Выбор наиболее эффективных способов решения

 

Умение работать с информацией

Обработка полученной информации (перевод в графики, схемы, рисунки)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 

 

Планирование последовательности действий и прогнозирование результата

Рефлексия способов действий, самоконтроль и самооценка

 

 

 

макс.

3

3

6

3

3

3

9

3

3

6

21

опт

3

2

5

3

2

3

8

2

1

3

16

дост

3

3

6

3

2

3

8

3

2

5

19

дост

Итого

82%

76%

79%

96%

72%

82%

83%

80%

74%

77%

80%

дост

 

У обучающихся 4 класса уровень освоения УУД составил 80%. В сравнении результатов освоения универсальных учебных действий, наблюдается положительная динамика. Показатель сформированности УУД увеличился на 38%.

Данные мониторинга помогут оценить успешность работы за прошедший период и поставить задачи работы с обучающимися на предстоящий переход в основную школу. Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием выявления личностного развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, а также инструментом оповещения родителей о развитии творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Данные обсуждаются на совещании по преемственности в 5 класс.

 

Заключение

 

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на ФГОС организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определенную роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.- М.: Издатель Рассказов А.И., 2004, - 304 с.

2.Демидко Т.Н. Проектно- исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир».//Начальная школа. 2013.№ 1.С.70-71

3..Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В.- М.: Высш. школа, 2004.-156 с.

4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа, 2004, №2, с. 96-101.

5.Иванова И.В. Проект- это легко и весело. // Начальная школа. 2012. № 9.

с.65-69

6.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.- сост. В.Ф.Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. -142с.

7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.

8.Калмыкова В.В., Жафарова Г.Р. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? // Начальная школа. 2012.№ 9. с.61-65

9.Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.

- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006, 224 с.

10.Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы.- М.: ВАКО, 2011.-368 с.

11.Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / сост. С.Г.Щербакова. - Волгоград: ИТД «Корифей»,2007.- 96 с.

12.Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. - 719 с.

13.Поглазова О. Т.Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 388 с.

14.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

15.Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы /

О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с.

16.Проектная деятельность в начальной школе / авт.- сост.: М.К.Господникова - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013.- 131 с.

17.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред.А.Б.Воронцова.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

18. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. С.20- 25 19.Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения.// Начальная школа. 2012.№ 9.С.54- 61

20.Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 2. / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова и др.]; под ред.А.Б.Воронцова.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. - 144 с.

21.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное собрание,199.-256 с

22.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

23.Тарасова Т.И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир».// Начальная школа.2012. №10. С. 27- 31

24.Технологии учебного процесса. – МН.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2004. -176 с.

25.Формирование проектных умений школьников: практические занятия. /авт.- сост. С.Г.Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 103с.

Фаваризова Гульмира Хасимовна МБОУ "СШ №32" 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.