Доклад «Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры старших дошкольников»

2
1
Материал опубликован 9 June 2021

Абрамова Ирина Дмитриевна

Воспитатель I квалификационной категории

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 12 г. Кировска"

Мурманская область, г. Кировск

«Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры старших дошкольников»

В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый день мы выбрасываем всевозможные картонные коробки, пластиковые бутылки, баночки, пробки, одноразовую посуду и вряд ли задумываемся о том, что ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей и идей для творчества, и очень многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, детской поделки или игрушки. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды! Поэтому, для того, чтобы решить эту проблему, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам, с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли среду в качестве отходов.

Однажды выйдя после выходных дней на площадку детского сада мы обратили внимание, что на участке много мусора, который оставляют подростки во время воскресных прогулок. Отсюда и возникла идея создания проекта «Вторая жизнь мусора».

Цель проекта: Формирование у детей положительного отношения к окружающей среде и привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам.

Задачи проекта: 1. Формировать экологическую культуру детей по отношению к важным экологическим проблемам; 2. Развивать фантазию, креативность, творческие способности детей; 3. Показать способы вторичного использования бросового материала 5. Изготовить костюмы для группы из ненужных вещей. 6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители,

Ожидаемые результаты: У детей сформировано: - сознание важности природоохранных мероприятий; - навыки правильного поведения в природной среде; - чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; - умение продуктивно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды; родители активные участники образовательного процесса.
Название итогового мероприятия проекта: Дефиле «Эко – мода 2020»
Продукты проекта: 1. Книжка – самиздат «Экологические сказки нашей группы»;
2. Костюмы.

Этапы реализации проекта: После того как были выслушаны все точки зрения детей на эту проблему, мы поняли, что нам не хватает информации, для решения данной проблемы. Составили план работы, определили, что мы хотим узнать и начали действовать.

Для реализации проекта я использовала различные формы работы. В ходе образовательной деятельности мы познакомились с таким явлением как свалка, чем она вредна для человека. Нашли ответы на следующие вопросы: Откуда берутся свалки? Как долго разлагаются те или иные отходы? Посмотрев презентацию «Мусор вокруг нас» мы выяснили, что «Мусор надо разделять», мы узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты. И наконец, мы нашли самое творческое решение проблемы – «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера. На продуктивной образовательной деятельности мы закрепили навыки работы с различными материалами, формировали умение придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией: «Ветка рябины». «Деревья». «Фигурки из шишек». «Коллаж осенние листья».

Большой интерес у воспитанников вызвали экологические сказки и стихи такие как: «Нет места мусору», «Родник», «Помоги своему городу сам», «Маша и медведь», «Жук на ниточке», «О загрязнении», «Как жить в XXI веке?», дети в увлекательной форме закрепляли навыки бережного отношения к природе, умение заботится о ней. Дети сами придумывали увлекательные истории и сопровождали своими рисунками, в результате была выпущена книга «Экологические сказки нашей группы».

Так же была проведена экскурсия в городской парк с целью расширить и углубить знания об объектах природы. Во время экскурсии дети могли наблюдать за осенними изменениями в природе, сравнивать, делать выводы.

С целью привлечения внимания граждан к проблемам загрязнения России пластиковым мусором, наша группа приняла участие в социально-экологической акции «Радуга добра». Акция призывает каждого проявить заботу о других, оказать помощь без каких-либо материальных средств, используя в качестве ценного ресурса привычный всем «мусор». Цель акции – сбор пластиковых крышечек, которые будут отправлены в переработку, а вырученные средства направят в Фонд Помощи Детям «Наше будущее». Каждая крышечка, сданная в переработку — это снижение вредных выбросов в окружающую среду, а значит вклад в здоровье людей!

Реализация акции «Только вместе, только дружно помогать природе нужно!» позволила активизировать процессы формирования экологической культуры дошкольников, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку «своей малой Родины», воспитание чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения через привлечение дошкольников к совместной практической природоохранной деятельности. А самое главное вовлечь в образовательный процесс родителей. Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Отдельно хочется рассказать об итоговом мероприятии дефиле «Эко – мода 2020». Каждый из воспитанников подготовил костюм из разного бросового материала. Продумал название и представил на подиуме свое произведение. С восторгом дети рассказывали из каких материалов он был изготовлен. Никто из родителей не остался в стороне, все приняли активное участие. Жаль, что в период ограничений сами родители не могли присутствовать на этом мероприятии.

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Для этого нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. У нас фантазии не занимать, доказательство тому - наши  готовые костюмы. И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что мы узнали   много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с различными материалами.

У детей сформировано: - сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде; - чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; - умение продуктивно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды; - родители активные участники образовательного процесса.

Наша гипотеза подтвердилась, мы сделали костюмы для дефиле из ненужных вещей и мусора, чтобы наглядно показать, что некоторым из них можно подарить вторую жизнь, тем самым внести небольшой вклад в сохранение чистоты на нашей планете.

Список использованной литературы и источников

1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений;

2. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду/ С.Н. Николаева

3. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Программа экологического образования дошкольников;

4. Электронные ресурсы:

- Природа и экология Мурманской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eco-apatity.jimdo.com

- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF/Экологические сказки детей Мурманской области; сост. Е.Кузнецова. – Режим доступа: https://eco-apatity.jimdo.com/детям/


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это не сам проект, а, скорее, отчёт о проекте!

10 June 2021

Похожие публикации