Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе.
(из опыта работы)
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
В начальной школе метод проектов может успешно работать с учетом особенностей младших школьников. В этом возрасте дети не обладают большим запасом лексики, пока еще не умеют работать со справочной литературой, оформлять и представлять свои работы; не имеют большого опыта работы в паре и группе. Всему этому им еще придётся научиться. Поэтому в начальной школе требуется значительная предварительная работа как учителя, так и учащихся.
Метод проектов привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности. Постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт.
На уроках английского языка свои первые проекты мы начинаем во втором классе. На заключительных уроках каждой четверти второклассникам предлагается выполнить совместную работу "Project", которая готовит детей к выполнению полноценного проекта в основной школе. Следует отметить, что во многих УМК (М.З.Биболетова «Enjoy English», Дули «Spotlight», М. В. Вербицкая «Forward») проектная деятельность включена в содержание обучения). Необходимо помнить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными.
На занятиях проектной деятельностью дети учатся создавать мини- проекты различной тематики. Например, выполнять рисунки и поделки. Итогом такой деятельности стала презентация рисунков проекта «Английские буквы» учащихся 2 классов. По прохождению букв английского алфавита дети готовят свои мини-проекты. Задача заключается в том, что ученик, выбрав одну из изученных букв, должен представить ее в виде рисунка, поделки, мозаики или инсталляции. Затем проводится защита проекта, где демонстрируется выбранная буква и обосновывается ее выбор.
Ученики получают опыт публичного выступления, что, несомненно, очень важно для развития личности школьника.
Следующий этап проектной деятельности младших школьников - создание своей книги-азбуки английских букв, а далее - изготовление необычной закладки - загадки. Изготовление книги-азбуки (The ABC) начинается задолго до защиты проектов. По мере изучения букв английского языка детям предлагается создать свою книгу - азбуку. Для этого им необходимо приготовить 14 листов белой бумаги, согнуть каждый лист пополам и разрезать его. Получится 28 страниц: 26 листов для букв алфавита и 2 листа для обложки. На каждом листе в левом углу нужно нарисовать заглавную и строчную буквы английского алфавита и раскрасить. В правом углу необходимо нарисовать или поместить изображение предмета или животного, название которого начинается в английском языке с данной буквы, и сделать надпись. Также следует написать любые известные детям слова, в которых есть эта буква. Затем красочно оформляется обложка для книги - азбуки (The ABC). Листы книги соединяются один за другим в алфавитном порядке. Получается собственноручно сделанная ребенком книга про английский алфавит. Можно предложить учащимся объединиться в пары или группы для работы над созданием книги – азбуки, таким образом, ребенок получает возможность получить опыт совместной деятельности в коллективе. Работа над проектом помогает младшим школьникам лучше запомнить английские буквы, а также проявить свои творческие способности, что способствует более качественному усвоению изученного материала.
Изготовление закладки-загадки не требует большой предварительной подготовки: нужно всего лишь обвести контур ладони на листе бумаги и раскрасить пальцы разными цветами. Затем нарисовать своего домашнего питомца или животное, которое нравится, и вырезать контур закладки. На другой стороне закладки дети пишут рассказ о своем питомце или о любимом животном: какой он, что умеет (не умеет) делать (I have got a pet. It is …It isn’t … It can … . It can’t … .I like my pet.) Не следует в рассказе указывать название животного. В дальнейшем проводится урок - конкурс, на котором дети читают одноклассникам свой рассказ-загадку о животном, не показывая им рисунок. Тот, кто первым разгадает загадку, получает закладку в подарок. Таким образом, в непринужденной обстановке дети получают возможность еще раз повторить и закрепить лексический и грамматический материал по теме «Животные».
К концу обучения во втором класс дети пишут и оформляют книгу о друге.
В третьем классе школьники продолжают проектную деятельность, создавая различного рода презентации. Содержание обучения в 3 классе предполагает большой выбор тем для создания презентаций, тем самым способствуя развитию мотивационной сферы учащихся. Очень мотивирует детей фраза “I would like”(“Мне бы хотелось”) для создания презентаций различной тематики. Учащиеся работают над созданием презентации, куда могут включить информацию о себе и о своих желаниях, увлечениях, друзьях, родителях, питомцах.
Создавая презентацию, дети узнают о правилах оформления; на предварительном уроке учитель рассказывает о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят, которые уже имеют подобный опыт. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал и повторяется лексика, которая используется в проекте. На заключительном уроке устраивается презентация, и ребята представляют свои работы. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над чем можно поработать.
На этом проект ”I would like”(“Мне бы хотелось”) не заканчивается. Поскольку изучаются новые темы, учащиеся постепенно увеличивают объем высказываний, добавляя все новые и новые предложения. В результате к концу года получается полноценный рассказ, который ребенок может оформить в более продолжительную презентацию.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с разным уровнем подготовки становятся более успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как интересное и увлекательное занятие. В период выполнения проектов развиваются многие общеучебные, личностные и коммуникативные умения. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и учатся оформлять свои работы.
В 4-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Проект “ Let’s write fairytales”(Пишем сказки) долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, составленные ребенком в течение года. В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 4-х классов чаще всего используют мультимедийные презентации.
Создавая проекты, ребята стараются самостоятельно приобретать знания из различных источников, учатся применять эти знания в различных областях, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения.
Использование метода проекта способствует формированию умений самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания, а в дальнейшем выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем и старшем звене обучения.
.