Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Проектная деятельность на уроках английского языка
в начальной школе.
Нацвина Ольга Михайловна, учитель английского языка,
НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»
Аннотация
В статье раскрываются содержание и формы внедрения проектных технологий в учебно-воспитательный процесс. Основные цели изучения иностранного языка - формирование и развитие коммуникативных компетенций у учащихся и употребление их на практике в новых реальных ситуациях. Реализации этих целей способствует проектная деятельность. Она позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Рассмотрена последовательность работы над исследовательским проектом.
Ключевые слова: проектная деятельность, изучение иностранного языка, инновационные методы обучения.
Сочетание в обучении иностранному языку традиционных и инновационных методов позволяет повысить качество обучения, обеспечивает психолого-эмоциональную комфортность, расширяет возможности в формировании коммуникативной компетентности, самообразования и самореализации каждого ученика. Это способствует качественному овладению учащимися всеми видами речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование и развивает навыки самостоятельной и совместной деятельности в рамках учебного процесса.
Применение новых форм обучения дает возможность расширить границы творческой деятельности как преподавателя, так и учащихся, осознать возможности эффективного применения разнообразных форм работы.
Проектная деятельность – один из основных приемов повышения мотивации к изучению английского языка. [2]
Современная начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход [1]. Появилась насущная потребность общества в творческих, деятельных и одаренных, интеллектуально и духовно развитых гражданах. Для того, чтобы одаренный ребенок полностью раскрыл свои способности, реализовался в жизни, необходимо создать определенные условия в учебном заведении. Именно в начальной школе во время использования на уроках современных образовательных технологий (проектных) ученики могут полностью раскрыться как творческие личности.
Сегодня в мировой образовательной практике ведущими являются деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы, поэтому важным становится не наличие у ребенка определенного багажа знаний, личных качеств и способностей, но и способность применять те или иные компетентности в жизни.
Главной целью обучения иностранному языку в современном учебном заведении является развитие личности ученика, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур. Считаем, что практического результата обученности иностранному языку в начальной школе можно достичь прежде всего в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности.
На протяжении всего обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются: лингвистическая, социологическая, дискусивная, стратегическая, социальная и социокультурная компетенции. Тенденция личностной ориентированности образовательных систем проявляется и в педагогическом образовании.
Элемент творчества делает проектную работу очень индивидуальной. Работая над проектом, учащиеся проводят небольшую исследовательскую работу: ищут информацию в книгах, общаются с другими людьми, находят иллюстрации, фотографируют. Ученики разного уровня речевого развития могут сделать свой собственный проект оригинально и неповторимо, соответственно уровню своих знаний, возможностей. Готовя рассказ о своем окружении, ученики открывают значение английского языка как международного. Когда-то, в будущем, им придется, возможно, рассказать иностранцу о себе, о своих интересах. Сосредотачивая свое внимание на теме, изучаемой на английском языке, ученики имеют возможность ознакомиться с особенностями культур англоязычных стран, и таким образом обогатить собственное понимание других культур [3].
Проектная работа может быть выполнена в классе или дома. Ключ к успеху проектной работы - это хорошая организация и подготовка. Ученики учатся работать самостоятельно и самостоятельно планировать свой проект.
В начале года, во время ознакомления учащихся с программой, тематикой материала и системой оценивания, можно предложить учащимся темы проектов, которые будут дополнительно оцениваться в течение учебного года и определить инициативные группы. Таким образом, каждая из этих групп будет иметь возможность самостоятельно накапливать материал, обдумывать способ обработки и презентации этого материала.
В качестве примера можно предложить учащимся 2-го класса подготовить совместный проект «Праздники и важные события в англоязычных странах». В течение учебного года, во время занятий в рамках ознакомления с традициями и обычаями англоязычных народов, учащимся предлагается материал о праздниках в Англии, Шотландии, Уэльсе, Америке и Австралии. Ученики сами выбирают праздник, который им наиболее понравился, и готовят презентацию, которая охватывает: историю возникновения праздника, главные атрибуты и декорации, традиции, связанные с его празднованием, праздничное меню и наряды.
Рассмотрим один из таких проектов к теме «Праздники в англоязычных странах». (Приложение 1)
Тип проекта – долгосрочный, исследовательский. Здесь понадобится информация исторического и географического плана. Ситуация предлагается на одном из уроков во время ознакомления с одним из праздников в Англии. Преподаватель просит обсудить, какие аспекты нужно вспомнить во время рассказа о праздновании какого-то события. Ученики должны вспомнить об истории возникновения этого праздника, его атрибутах, декорациях, праздничном меню и развлечениях и тому подобное. На этом этапе преподаватель дает всю необходимую лексику. Обсуждение ведется в форме дискуссии с опорой. Вопрос, что обсуждении, записаны на доске. Группа делится на подгруппы, и каждой поручается подготовить свой вопрос.
Второй этап. Вводится новая лексика и новые конструкции, предназначенные для активной проработки и употребления. После закрепления каждая группа готовит устное сообщение на тему «Празднование ...».
Третий этап. Во время следующего ознакомление учащихся с одним из праздников они сами задают вопросы в режиме ученик-преподаватель или ученик-ученик, проявляя необходимую информацию. Во время обсуждения можно составить словарик наиболее часто использованных слов и подобрать синонимы. На этом этапе ученикам можно предложить выполнить совместный проект всей группой во время занятия.
Четвертый этап. Учащиеся в группах сами выбирают праздник к презентации, готовят свой проект, который будут защищать в день его празднования. Подготовленный материал ученики представляли в форме стенгазет, плакатов, ИТ-презентаций и календарей, концертов.
К подготовке материала можно привлекать и родителей.
В конце проходит защита проекта каждой группой.
Эта работа вызвала большой интерес среди учащихся, способствовала систематизации и углублению знаний учащихся о культуре и традициях англоязычных стран, развивала их творчество, эстетический вкус и умение групповой работы, что очень важно для начальной школы.
В процессе работы над проектом каждый ученик должен определиться с определенными обязанностями, которые ему необходимо будет выполнять для поставленной перед группой или отдельным участником цели. Все ученики относятся к своим заданиям в основном ответственно. Очень часто предлагается ученикам именно с разным уровнем подготовки, разными взглядами на проблему объединиться для выполнения проекта. Всем найдется работа: более подготовленные учащиеся сделают необходимый перевод, напишут сочинение, стихотворение, песню, подготовят ребусы, кроссворды и т. д., а более слабые ученики с удовольствием художественно оформят проекты, подберут дизайн, сделают фотографии, проведут съемки клипов, фильмов, найдут интересный дополнительный материал, и тому подобное. Как говорят, в споре рождается истина, стоит лишь удачно наладить отношения между учениками, если они не были достаточно дружественными. Иногда ученики соглашаются, а порой они стремятся самостоятельно организовать свою работу [4].
Чтобы повысить мотивацию, пробудить в учениках активную деятельность, им нужно предложить интересную и значимую проблему. Метод проектов позволяет учащимся перейти от получения готовых знаний к их осознанному приобретению. Как у любой медали есть две стороны, так метод проектного обучения для учеников имеет свои плюсы и минусы.
С одной стороны, это очень интересное, красочное, часто с элементами театрализации, действо. Большой интерес, развитие разных способностей и радость творчества - это одна сторона медали. С другой стороны, выполнение любого проектного задания требует больших временных затрат, работы с большим количеством источников и выполнения больших объемов работы, что для младшего школьника является достаточно сложным заданием. Несмотря ни на что, ученики отдают предпочтение проектным заданием перед традиционными методами работы.
Так почему же стоит заниматься проектной работой?
- учащиеся сами выбирают формы , направления , виды создания проектов;
- проектная работа поощряет учащихся к творческим экспериментам, креативному мышлению; эта работа продуктивно соединяет детей разных уровней и способностей;
- данный вид работы позволяет превратить простой урок на настоящее действо, где ученики ярко презентуют свой проект, или заменить привычную контрольную работу на праздник творчества.
Использование метода проектов на уроках английского языка помогает преподавателю не только развивать у учащихся речевые навыки и умения, но и формировать у них интеллектуальные и речевые способности. Проектная методика преподавания иностранного языка является одной из самых современных методик. Активно развивая интегрированные умения и знания, инициативу, сотрудничество и взаимную ответственность, она справедливо сочетает на практике фундаментальные принципы формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения языку с общими задачами и ценностями национальной и европейской образования [5].
Учитывая цели, работа над проектом может длиться день, неделю, месяц, или даже дольше: как правило, чем больше группа, тем длиннее срок выполнения работы. На разных этапах подготовки ученики работают в разных составляющих группах, но начало и конец проекта можно предлагать совместить с дискуссией по выбору темы, плана действий, подведения итогов, и тому подобное.
В конце любого проекта следует провести определенное обсуждение с учениками и обязательно узнать, понравилось ли им работать на заданную тему, что интересного и нового они выучили, какие задачи оказались более полезными и т.д.
Приложение 1.
Таблица.
Последовательность работы над проектом
PDF / 93.88 Кб
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 32 с.
- Паутова И. В. Проектная деятельность учащихся как один из приемов повышения мотивации изучения английского языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №2. URL:
- Плотникова Н. Н. Метод проектов в обучении английскому языку в начальной школе: деятельностный аспект // Ped.Rev.. 2015. №2 (8). URL:
- Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 65-69.
- Советова Т.А. Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время. URL: