12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коловская Ирина Владимировна1915
Учитель английского языка высшей категории. Хобби: фотография, кулинария, путешествия.
Россия, Иркутская обл., г. Тайшет
Материал размещён в группе «Проекты по ФГОС»

Отчет по теме самообразования: «Проектная деятельность на уроках английского языка»

Oсновная цель обучения иностранным языкам в современной школе  формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций. 

Для реализации целей современной системы образования мировая пе дагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.

Прое́кт - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я смогу то применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов. 


Проектная деятельность на уроках английского языка
PPTX / 1.88 Мб

/data/files/y1636550210.pptx (Проектная деятельность на уроках английского языка)

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать   приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Виды проектов:

1. Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной предметной / межпредметной тематике ;

2. Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;

3.Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какойто идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнёров образовательной организации;

4. Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;

5.Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.

Правила 5 П.

Проект осуществляется по определенной схеме:

- Подготовительный этап (учитель предлагает детям выбрать тему более заинтересовавшую их)

-Организационный этап (на данном этапе происходит формирование групп, где перед каждым стоит своя задача, распределяя обязанности необходимо учесть склонности каждого ученика, например, один ученик имеет склонность к оформительской деятельности, другой – к логическим рассуждениям и т.д.)

-Основной этап (данный шаг связан с поиском необходимой информации, ее обсуждением, выбором продукта реализации: рисунки, поделки, коллажи, стенгазеты и т.д. Некоторые проекты выполняются дома, проекты, требующие помощи учителя, создаются в классе)

-Презентация проекта (на данном этапе учащиеся демонстрируют свой результат, представляют свои групповые или индивидуальные работы, возможно провести соревнование между творческими группами)

-Заключительный этап (на данном этапе учитель подводит итог, поощряет работу детей, комментируя отдельно и те моменты, которые в дальнейшем необходимо исправить или улучшить)

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

-Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

-Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

-Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Характеристика этапов реализации проекта

Этап

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя (руководителя)

1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….)

Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта

Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем

Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели

2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки..)

Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия

Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи

Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

3.Выполнение проекта (сроки ….)

Осуществление действий по сбору необходимой информации

Выполняют исследовательскую, информационную, практикоориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал

Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)

4.Завершение проекта (сроки ….)

Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта

Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект

Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….)

Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой Работа над отчетом

читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление

Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления

6. Представление отчета и его оценка (сроки ….)

Определение ценности выполненного проекта

Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта

Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект

Критерии оценки:

Содержание, информативность, актуальность.
2. Грамматическая и лексическая корректность.
3. Оформление.
4. Объём.
5. Представление.

На уроках иностранного языка мы работаем по учебно-методическому комплексу М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой )Enjoy English) и Н.И.Быковой, Д. Дули,М.Д.Поспеловой, В.Эванс (Spotlight )

Данные УМК предусматривают наличие проектно-исследовательской деятельности уже с первого года обучения. Это задания, направленные на общение со сверстниками. Используя изученные фразы на иностранном языке, необходимо расспросить одноклассников об их любимом животном, о семье, об увлечениях, оформить результаты в виде таблицы, сделать выводы об интервью. Данные задания можно назвать мини –проектами, так как при их выполнении дети решают достаточно сложную для них задачу, связанную с исследованием интересов других людей, а также предоставляют результат своего исследования в виде таблицы или рисунка. Продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

Так же в начальной школе данное учебное пособие характеризуется творческими проектами, где учащимся предлагается, например, смастерить что-либо своими руками и сделать простые подписи на иностранном языке (например: «Мои игрушки»). С учениками 2-го класса изготавливаем английскую азбуку, которую каждый ребенок делает из отдельных листов для каждой буквы, соединив все буквы английского алфавита, дети получают свой первый творческий проект. 

Помимо этого, во 2-м классе были созданы проекты на тему « Мой друг», где каждый ученик составлял рассказ о своем друге, иллюстрируя свою работу и представляя ее всему классу. 

В канун нового года, с учащимися 3 класса мы делаем проект «Новогодняя открытка». Данную открытку дети подписывают на иностранном языке и дарят своим родителям или друзьям. А в 4 классе пишем письмо деду Морозу в Великий Устюг с пожеланиями того, что хочется получить в подарок.

Учащиеся 5 кл. выполняют индивидуальный проект «Моя семья». По аналогии с семьей британской девочки Кейт Грин составляют коллаж о членах своей семьи.

В 6 кл. тема семья повторяется, но уже на примере телевизионной семьи Симпсонов учащиеся готовят групповые проекты «Известные телевизионные семьи.»,начиная от семьи Васнецовых (популярный телесериал «Папины дочки»), закнчивая описанием мульт.семей Смурфиков, Фиксиков и защищают коллективно.

На основе фэктфайла о популярной американской певицы Шакиры, готовят краткий биографический очерк «Моя любимая знаменитая личность».

Учащиеся готовят мини-проекты не только в бумажном варианте, но и в электронном. Тема «Достопримечательности Великобритании» в 7кл. , «Проблемы окружающей среды» в 8 кл. являются благодатными темами, за которые учащиеся берутся с большим удовольствием. Доступность информации и четкая подача материала при защите презентации – несомненное условие предоставления проекта для одноклассников.

Тема «Еда» - благодатная тема, мотивирующая учащихся на получение хорошей оценки, составив рецепт любимого блюда, а по желанию - кроссвордов. Бывало и такое, что учащиеся подкрепляли защиту проекта приготовленным блюдом.

Учащиеся 10 кл. среди периодичного повторения грамматических языковых аспектов, а также изучения серьезных тем, одной из которых является «Цивилизация и прогресс», с удовольствием погружаются в мир фантазий и воплощают их в мини-проектах «Роботы будущего».

При коллективном выполнении проектов группы оценивают друг друга по пятибалльной шкале по следующим аспектам:

Выполнение коммуникативной задачи (по всем ли пунктам ли раскрыта тема проекта)

Презентация (оформление) проекта

Коллективная защита (презентация) проекта

Грамматические ошибки

Все эти проекты, как правило, мини-проекты, чаще ученики получают как домашнее задание после изучения темы. Учащиеся с удовольствием выполняют данный вид работы, обычно и получают хорошие оценки. Как показывает практика, проекты повышают самооценку и уверенность подростков в своих силах.

Ежегодные проекты учащихся – это долгосрочные проекты и зачастую содержат исследовательскую часть или сравнительную аналогию явлений в стране изучаемого языка и родной страны. Среди тем, по которым мои учащиеся писали проекты, наиболее запоминающиеся, это «Омонимы в английском языке», «Прозвища в английском языке», «Надписи на одежде», «Система образования в Великобритании», «Денежные единицы Великобритании»

Заключение.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Несомненно, проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

В заключении, хотелось бы отметить, ведь никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство разнообразить традиционный урок и дать возможность учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои способности, т.е. содействовать повышению мотивации учащихся при изучении английского языка. Метод проектов способствует развитию у учащихся, осознанию себя как члена группы (при выполнении группового проекта), расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка, а также это простор для творческой и созидательной деятельности.





Опубликовано в группе «Проекты по ФГОС»


Комментарии (1)

Светлана Евгеньевна Лось, 15.11.22 в 18:03 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, спасибо за разработку! Удачи!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.