Проектная деятельность на уроках окружающего мира
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО главной целью школы является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности, которая становиться возможной при формировании у младших школьников способности осуществлять универсальные учебные действия, готовности самостоятельной решать различные творческие и учебные проблемы.
Одна из важнейших целей, которую ставит перед собой современное начальное образование- воспитание и развитие личности младшего школьника в ходе учебного процесса. Реализация данной цели требует применение новых, наиболее эффективных методов и приемов обучения.
К таким методам можно отнести метод проектов.
Объектом моего исследования стал сам метод проектов в начальной школе. Предметом исследования является процесс организации метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе и во внеурочной деятельности.
В психолого-педагогической литературе существуют несколько понятий: «проект», «проектное обучение», «проектная деятельность», «метод проектов». Рассмотрим определения каждого.[10]
Проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности. [12]
Образовательный проект рассматривается как ―совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления.
Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом.
Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.[15]
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль.
Проектная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной.[3]Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при сопровождении учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта или проектном обучении.
Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.
В настоящей работе мы будем рассматривать только учебные проекты, разрабатываются и реализуются обучающимися начальной школы.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.[18]
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В соответствии с ФГОС НОО ученик является активным участником учебного процесса, а не пассивным. Метод проектов является средством, которое так необходимо для того, чтобы отойти от традиционного обучения, для которого нормой является пассивность учащегося и стремление учителя обеспечить учащегося стандартным набором готовых знаний.
Существует множество классификация проектов. В зависимости от ведущей деятельности проекты можно разделить на:
Исследовательские. Отличительной чертой данного вида проектов является четкая структура, напоминающая структуру научного исследования. Для успешной реализации данного проекта требуется четкое доказательство актуальности выбранной темы, определение проблемы исследования, постановка задач, определение путей их решения, приведение результатов исследование, выводы.
Игровые. Данный вид проекта несет признаки исследования, решение поставленной перед учащимися задачи. Исходя из проблемы, поставленной перед учениками, каждый из них примеряет на себя определенные роли: персонажи, социальные роли.
Информационные. Главной цель данного проекта является сбор, обработка и представление информации необходимой для решения заданной проблемы.
Творческий. Для создания этих проектов учащиеся должны уметь находить нестандартные способы решения проблемы. Отличительной чертой таких проектов является то, что при оформлении работ ученики должны проявить свои творческие способности, предложить самые нетрадиционные, нетривиальные варианты оформления результатов: журналы, газеты, видеофильмы, музыкальные представления.
В зависимости от количества участников принимающих участие в разработке и представлении результатов все учебные проекты можно разделить на:
Индивидуальные проекты – это проекты, при выполнении которых принимает участи только один человек. Данный вид имеет множество достоинств. Одно из важнейших –максимальный учет личных интересов при выборе темы. Также это вид проекта помогает сформировать у учащихся чувство персональной ответственности за результат работы.
Групповые проекты – это проекты, для выполнения которых учащиеся объединяются в группы. Данный вид проектов, так же как и индивидуальный, имеет рад достоинств, одно из которых умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее.
Виды учебных проектов по признаку продолжительности:
Мини-проекты - для выполнения проекта требуется один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках русского языка и окружающего мира.
Краткосрочные проекты - время работы над проектом не превышает одной недели. Реализовать данный проект можно за несколько уроков. Педагог должен использовать уроки для координации деятельности участников проектных групп, так как основная работа по подготовке проекта ведется вне школы, дома: сбор информации, подготовка презентации, создание материального продукта.
Недельные проекты - данные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение может занимать от 30до 40 часов и проходит при непосредственном участии руководителя. Это время необходимо для более досконального изучения проблемы.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.[15]
Вывод: Конкретные цели обучения подразумевают применение наиболее эффективных для их реализации методов. В настоящее время повысилось значение самостоятельной работы учащихся, целью образования признается формирование ключевых компетенций. Проанализировал психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что именно метод проектов способствует реализации поставленных задач.
...........Скачайте для продолжения..........