Статья «Проектная деятельность на уроках технологии»
Проектная деятельность на уроках технологии
Метод проектов с каждым годом приобретает всё больше сторонников в педагогической практике, и предмет «Технология» не является исключением. Это связано с широкими возможностями для овладения материалом, раскрытия творческого потенциала учащегося, а также формирования специфического типа мышления.
Ученик, овладевший проектированием, способен выстраивать стратегию в долгосрочной перспективе, разрабатывать план действий и анализировать имеющиеся и требуемые ресурсы. Поэтому так важно внедрение проектного метода в учебный процесс. Это могут быть самые различные формы работы, однако применительно к предмету «Технология» следует обозначить некоторые особенности.
Разработка проектов в данной области преследует цель овладеть технологической культурой, рассматривающей специфику среды обитания человека и рационального использования ресурсов.
Исследовательская деятельность учащегося должна осуществляться в сотрудничестве с педагогом. Крайне важно, чтобы она затрагивала производственную и непроизводственную области хозяйственной деятельности человека.
В качестве результата проектной работы учащегося можно рассматривать изделие, услуги, способы благоустройства окружающего мира, приобретение навыков взаимодействия с материалами либо инструментами и т.д.
Проектирование является одним из эффективных методов образовательного процесса. Учащиеся получают навыки анализа информации, развивают наблюдательность, учатся ставить вопросы по исследуемой теме и формулировать ответы и доказательную базу. Такая модель обучения является достаточно гибкой и сочетает в себе различные приёмы, методики, формы работы.
Педагог оказывает ученикам всю посильную помощь, от составления плана до предоставления материалов и инструментов, однако ведущая роль в выполнении проекта принадлежит именно ребёнку. Ему необходимо самостоятельно пройти весь путь технологического проектирования, это одно из самых важных свойств метода проектов и его конечная цель: научить ребёнка учиться, добывать и обрабатывать информацию.
Используя проектирование как метод обучения, педагог реализует следующие дидактические функции:
образовательная (овладение знаниями);
воспитательная (развитие качеств личности детей);
развивающая (применение знаний из области технологии).
Важным аспектом проектной деятельности в современной школе можно назвать творческую составляющую. В этом отношении необходимо учитывать такие факторы, как польза планируемого результата проекта как для общества в целом, так и для учащегося и его семьи, наличие безопасной среды и соответствующего материального обеспечения.
В процессе выполнения проекта можно условно выделить несколько этапов:
Формулирование идеи проекта.
Материализация.
Реализация и презентация.
Заключительный этап проектной деятельности по предмету «Технология» является тем пунктом, который отличает данную дисциплину от профессиональной области. На этой стадии происходит испытание полученных результатов, объектов материального воплощения. Учащемуся необходимо обосновать экономическую целесообразность проекта, показать его сильные стороны, уникальность и рациональную составляющую.
Важной характеристикой проектного метода является его межпредметная составляющая. При выполнении работы учащемуся необходимо задействовать знания из самых различных дисциплин, собственный жизненный опыт и способность к активной межличностной коммуникации для достижения поставленной цели. Это развивает критическое мышление, учит использовать различные социальные роли и делать выводы.
Понятие технологии стало более широким в настоящее время и включает не только материальные аспекты, но и социальные и даже духовные, находящиеся в тесной взаимосвязи. Это означает, что изучение предмета в конечном итоге направлено на всестороннее развитие личности, умение взаимодействовать с материей, преобразовывать и применять её в жизни.
Ребёнок не просто обучается новому, но и приобретает знания общечеловеческой морали, осознаёт важность трудового начала, значимость трудовой деятельности и собственного вклада в процесс. Это способствует проявлению самостоятельности и инициативы, личностному росту и развитию творческого потенциала.