Проектная деятельность на уроках физической культуры
Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).
Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого, учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культурой на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает:
1. проведение управленческих мероприятий (проектное управление).
2. решение специализированной задачи:
• разработка продукции для заказчика.
• решение внутренних задач.
Таким образом, проектное управление – это деятельность учителя, который направляет, подсказывает, помогает. Запланированный результат - это аттестация обучающегося по предмету. Чтобы этого добиться необходимо решить специализированную задачу. Самое главное, чтобы учение было с увлечением и практической пользой для ученика.
Работу нужно начинать от простого к сложному.
Обучающиеся начинают с простого исследования – это с сообщений, рефератов, докладов.
Например, сообщение «Влияние физических упражнений на органы зрения». Обучающийся выясняет можно ли заниматься физическими упражнениями при заболевании глаз, а затем составляет комплекс упражнений для себя. Результатами делится с классом в начале урока.
Для обучающихся целесообразно разработать темы сообщений на выбор, хотя они могут предложить и свои.
Следующий этап - это презентации и написание инструкций.
К презентациям ученики приступаю после освоения программы Power Point на уроках информатики. Презентации можно составлять в виде справочного материала (истории спорта, правил игры и т.д.) или в виде тестовых заданий.
Составление инструкций очень интересный вид деятельности. Данное задание можно применять не только с освобожденными обучающимися, но и с обучающимися, у которых что-либо не получается. Например, у обучающегося не получается верхний прием и передача мяча в волейболе. Для этого ему предлагается написать инструкцию. Предварительно обучающемуся объясняется, на что необходимо обратить внимание. Причем задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить всем вместе и исправить ошибки или научить одноклассника.
Пример инструкции:
Инструкция
Передача и прием мяча сверху
Основой правильного выполнения передачи мяча является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:
• Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди
• Туловище находится в вертикальном положении
• Голова приподнята
• Руки согнуты в локтях
• После передачи мяча ноги и руки выпрямляются
Правильная техника постановка кистей рук:
• Поднять кисти рук приблизительно на 15 см выше головы
• Пальцы рук должны быть расставлены
• Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник
• Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами
• Ладонь руки никогда не должна соприкасаться с мячом
К инструкции может быть приложен рисунок.
Вместе с получением информации обучающийся учится правильно излагать материал, оформлять, выступать перед одноклассниками.
Результаты проектной деятельности:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
• освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий, планировать их содержание, включать их в режим.