Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС НОО»
Проектная и исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС НОО
В рамках реализации федеральных образовательных стандартов большое внимание уделяется развитию у школьников универсальных компетенций, внедрению деятельностного подхода и методов активизации познавательной активности. Одним из наиболее эффективных способов реализации требуемых задач является проектно-исследовательская деятельность, и её основы закладываются именно в начальной школе. Это связано с любовью к экспериментам, любознательностью и стремлением к поиску необычных решений, характерным для учащихся младших классов.
Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию мышления и умений обработки информации. Дети учатся применять факты для построения доказательства, а также различные закономерности, а потом на их основе формулировать выводы. Развитие таких навыков позволит сделать образовательный процесс более продуктивным, потому что учащиеся смогут эффективно использовать самостоятельно добытые знания.
Исследовательской деятельностью называется работа с применением творческих методов. Она помогает учащимся получать новые знания через изучение окружающего мира. Выступая в качестве исследователей, дети развивают интеллект и творческий потенциал. Проектная деятельность заключается в совместной групповой работе учащихся над поставленной целью с использованием методов и способов деятельности. Таким образом достигается общий результат.
Можно выделить следующие виды проектов:
творческие
исследовательские
практико-ориентированные
информационные
Для творческих проектов характерна завершённая и логически выстроенная форма реализации при отсутствии характерной для проекта структуры. К таким работам относятся, например, составление сценариев мероприятия или праздника, создание стенгазеты. В отличие от творческих, исследовательские проекты имеют чёткую структуру и по характеру приближены к разработкам в научной области. Работа над проектом такого типа включает все традиционные этапы: определение проблемы, построение гипотезы, определение задач и методов, формулировка выводов.
Практико-ориентированные разработки являются прикладными, имеют социальную направленность и исходят из интересов участников исследования. Конечный результат имеет практическую значимость не только для самих участников, но и для окружения, например, школы или города. Во время выполнения информационных проектов реализуются различные способы сбора, обработки и интерпретации материала и ознакомление с результатами заинтересованных лиц. Информационные проекты схожи с исследовательскими.
По количеству участвующих лиц проекты подразделяются на индивидуальные и групповые, а по срокам реализации – на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Если говорить о перечне затрагиваемых предметов, можно выделить монопроекты, ориентированные на проработку тем из одной дисциплины, и межпредметные проекты. В последнем случае необходима скоординированная работа специалистов из нескольких областей и большие временные ресурсы.
В младшей школе при выполнении проекта прослеживаются следующие этапы:
Ознакомление с темами работ и мотивация. Педагог помогает учащимся выбрать интересную для них тему, рассказывает общий замысел работы и создаёт подходящий психологический настрой. Учащиеся могут обсудить выбранные направления и высказать предложения по выполнению проекта.
Подготовка и планирование. При помощи учителя ребёнок формулирует тему и цель исследования, предлагает план действий. Педагог оказывает поддержку и консультирование, основные моменты работы над проектом, вопросы ребёнок определяет сам.
Поиск информации. На этом этапе учащийся изучает различные источники по выбранной теме, собирает материал и прорабатывает его, проводит эксперименты и наблюдения. Это этап непосредственной работы над проектом и составления выводов.
Рефлексия и оценка деятельности необходимы для логического завершения работы над исследованием. Коллективно или в индивидуальном порядке учащиеся обсуждают полученные результаты и делятся ими, обобщают проделанную работу, оценивают друг друга.
Защита проекта. Это один из важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он учит ребёнка публичному выступлению, изложению аргументов и отстаиванию собственной точки зрения. Без защиты выполнение проекта нельзя считать завершённым.
Результаты проектной и исследовательской деятельности могут быть представлены в различном виде: презентация в PowerPoint, сценарий выступления, готовое мероприятие или проект в классическом представлении. Использование информационно-компьютерных технологий в посильном для учащихся варианте будет полезным при выполнении подобных работ более высокого уровня в старших классах.