Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций

2
0
Материал опубликован 20 February 2020

«Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как способ формирования учебных и социальных компетенций.»


Учитель русского языка и лит-ры

МКОУ Черновской СОШ

Кыштовского района

Долгих Татьяна Васильвна

  Работаю в школе более 30 лет. Имея большой опыт работы в школе, пришла к выводу ,что качество знаний, степень их усвоения учениками, напрямую зависит от способа их получения. Зачастую, мы, учителя, передаём сумму знаний нашим ученикам в готовом виде, не заостряя внимания на их практической ценности. Иначе говоря, мы не учим детей применять эти знания на практике, и ,тем более, добывать самостоятельно. Прав Л.Н. Толстой, который утверждал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образование.

  Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде,  коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.


    Одним из таких методов является метод проектов.


Учебный проект, с точки зрения учащегося, — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности , найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с моей точки зрения, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое обеспечивает формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.

Работа учащихся над проектом обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывает внутрипредметные и междисциплинарные связи, создаёт условия   для формирования и развития, прежде всего, познавательных компетенций. 


Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Эти компетенции вырабатываются и развиваются на всех этапы работы над проектом.

Работу над проектом начинаем с постановки проблемы, который возникает в ходе изучения конкретного материала. На этом этапе работы необходимо ответить на вопрос : «Что мы хотим сделать?»

Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую- либо проблему в самых общих чертах и возможность ученикам обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было интересно поработать. Например, при изучении раздела

«Лексика» в 6 классе ученики сами сформулировали проблемы и определили темы проектов: « Потрет слова», словарь «Диалекты и говоры нашего села»,

Выбор темы проекта, как показывает опыт, — не самое простое занятие. Иногда ученик выбирает проблему, которая ему явно не по плечу. Я считаю, что здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще.

Второй этап работы над проектом – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно-значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Учащиеся должны определить - зачем они будут выполнять эту работу? Как они будут представлять свой конечный продукт- проект?

Следующий этап работы над проектом - планирование. Это важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы , которыми будут решаться эти задачи. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график.

Ученики должны ответить на вопросы: « Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта?», « Что нужно сделать на каждом шаге?», « К какому сроку необходимо закончить работу?»

Планирование - самый сложный процесс для учащихся ,поэтому предлагаю ученикам алгоритм планирования работы над проектом , но не стоит увлекаться детализацией плана: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности.

Третий этап самый важный и трудный – реализация проекта. Учащиеся на данном этапе собирают и обрабатывают информацию, корректируют план, оформляют документацию проекта паспорт.На данном этапе отрабатываются навыки деятельности по отношению к информации, а именно: поиск информации в учебнике, поиск информации в электронных энциклопедиях, использование информации из Интернета, создание презентации. Так развиваются информационные компетенции.

Я, учитель- словесник, прежде всего заинтересована в формировании читательской компетентности. Способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне происходит при создании таких литературных проектов как сценарий литературной игры, создание собственных произведений, читательский комментарий к произведению, мини- спектакли, создание мультфильмов, сборник иллюстраций к произведению, обложка к книге любимого писателя.

Коммуникативные компетенции формируются на всех этапах проектной деятельности. Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и о своей работе очень востребовано в современном обществе. Публичное выступление - это одна из форм представления результатов проекта. Традиционная форма - устный доклад с демонстрацией результатов проекта и рассказ о самой проектной деятельности, об итогах выполнения и решении проблем. Учащиеся предпочитают нетрадиционные формы презентации проектов: мини-спектакли, конкурсы, сенквейны.

Работая над проектом, дети обра­щаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодоле­вать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Так формируются ценностно-смысловые компетенции.

Проектная деятельность предполагает свободу выбора, свободу действий учащихся. В то же время, у учеников возникает чувство ответственности за порученное им дело.

На последнем этапе происходит осмысление и оценка проекта (рефлексия) Критерии оценки проекта обсуждаются вместе с учащимися –участниками проектной деятельности. Это одно из условий становления субъектной позиции учащихся. Они должны чётко представлять, как будет оценивать продукт их труда. После представления результата проекта организуем коллективное обсуждение результатов проекта. В ходе подобных обсуждений под руководством учителя формируется умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки .

Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней всерьез.


Проектная деятельность требует серьезной организации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда можно ожидать хороших результатов. Несмотря на то, что создание проекта – это, в большей степени, самостоятельное творчество учеников, нагрузка на учителя возрастает.

Считаю, что важнейшая задача учителя – грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности.

Степень моего участия зависит от возраста учащихся. Ученикам 5-6 классов оказываю организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, ученикам 7-8 классов помогаю в отдельных критических ситуациях, старшеклассников консультирую по мере необходимости. Нужно поддерживать самостоятельность учащихся и ненавязчиво контролировать их работу.


В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще всего проекты метапредметны, т.к. интегрируют знания по литературе и русскому языку, истории. Приобретают мастерство исследователя мои ученики постепенно, от простых заданий — к всё более сложным. Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в урок фрагменты исследовательской работы. Инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю в роли научного руководителя проекта. Избираемые нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Так, при изучении спецкурса « Вокруг тебя-мир…» шла работа над проектом « Мой выбор». Каждый школьник смог выбрать любимое произведение и продемонстрировать свое личное отношение к автору и его творчеству. Личный интерес способствовал в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в художественных текстах .

В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта к групповому. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен для старшеклассников, которые работают индивидуально. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией, историей. Опыт показывает, что старшеклассники предпочитают исследовательские проекты. По времени реализации, как правило, они долговременны.

На территории нашего школьного округа проживают потомки переселенцев из Белоруссии, Польши. Поэтому речь жителей некоторых сёл специфична, насыщена диалектами. В результате исследования у ребят получился проект «Языковой потрет жителей нашего округа».

Важность представленной работы в том, что она может быть использована следующими поколениями учащихся.

В целях развития интереса к своим предметам активно использую метод проектов в организации внеурочной деятельности. Лучшим проектом нашего творческого объединения « Проба пера» стала школьная газета

«Ш И К» (Школьный информационный калейдоскоп.)

Как классный руководитель активно использую метод проектов в воспитательной работе. Моими ребятами созданы проекты: «Наш класс нашими глазами», «Главные ценности нашей семьи», «Моя семья - моё богатство!», «Традиции моей семьи», «Да здравствуют каникулы!».

Ценность этих работ в том , что они созданы вместе с родителями.

Опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы:

1.При работе над проектом очень важно соблюдать её поэтапность.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

2. Преимущество проекта в том, что ограниченный временными рамками урок "выплескивается" во внеурочную деятельность.

3.Проект ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания проекта. Поэтому наряду с методом проектов в организации учебно-познавательного процесса использую и традиционные: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

4. Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы создаёт условия для формирования и развития учебных и социальных компетенций.

5.Метод проектов позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, с родителями.

6 .Считаю необходимым акцентировать внимание на том, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим.    

        Таким образом, моя методическая концепция  сводится к следующему :

 Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных  методов и приёмов работы.

            
























 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации