12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Парамонова В.Г.47
0

Поисковая и исследовательская деятельность в начальной школе. Опыт работы

ПОИСКОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ.

Парамонова В.Г.

учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани

В настоящее время существует большое количество источников информации. Учитель ведет целенаправленную работу по формированию у детей умений работать с этими источниками, знакомит с различными способами добычи информации, учит говорить и договариваться.

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

- определять возможные источники информации и способы ее поиска;

- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,

Интернете;

- получать информацию из наблюдений, при общении [ 1, с. 183-184].

Работая в этом направлении, учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности учеников. Он организует поисковую и исследовательскую деятельности школьников.

В первом классе я, как учитель начальных классов, поставила перед собой цель научить, организовать первоклассников, сделать работу в данном направлении привлекательной, интересной и познавательной.

Мои ученики учились работать в коллективе. Это учит учащихся сотрудничеству, развивает познавательный интерес, формирует умение высказывать свое мнение, предлагать варианты работы. Так, например, одним из долгосрочных проектов в первом классе стал проект «Наш приятель - Светофор». В конце учебного года дети должны были сделать вывод о строгой необходимости знать правила дорожного движения и соблюдать их.

Работа состояла из трех этапов: ознакомительного, основного, итогового.

Ознакомительный этап

Ребята выясняли, какие дорожные знаки находятся недалеко от дома, как можно переходить улицу, что мы встречаем по пути от дома до школы, отрабатывали безопасный маршрут от дома до школы и обратно. Приобретенные знания пригодились при проведении викторины «Дорожные знаки», праздника «Главный на дороге – Светофор».

Основной этап

Во время прогулки в группе продленного дня я выводила детей на экскурсию к перекрестку – мы наблюдали за сигналами светофора, движением машин, дорожными знаками и пешеходами; другая экскурсия – к пешеходным переходам. Наблюдения мы анализировали на уроках окружающего мира, делали выводы. На классный час был приглашен инспектор ПДД. Дети получили новую для себя информацию и воспользовались возможностью задать интересующие их вопросы. Не оставались в стороне и наши родители. Они пришли к нам в группу продленного дня и поделились своим опытом водителей. На школьном дворе мы организовали игру «Мы – водители, мы – пешеходы!» - дети получили возможность продемонстрировать полученные знания.

Итоговый этап

Мы в классе, родители и дети оформляли плакаты по ПДД, подготовили агитационное мероприятие «Правила ПДД соблюдать должны все!». Это мероприятие было представлено ребятам других классов начальной школы.

Вывод: неукоснительное соблюдение правил дорожного движения сохраняет жизнь и здоровье.

Во втором классе мы с ребятами продолжили исследовательскую деятельность. Главной для меня стала групповая работа. На первый план вышли групповые проекты. Эта работа учит детей распределять роли, слушать товарища, вносить свой личный вклад в работу. Таким проектом для нас стал проект «Устное народное творчество».

Подготовительный этап

На уроках литературного чтения, кружках дети знакомились с народным творчеством, каждый получал задания: вспомнить пословицу и нарисовать к ней иллюстрацию; записать, чему учит сказка и оформить к этой сказке обложку; сочинить загадку; взять интервью у бабушки о колыбельной песне, что она поет…

Основной этап

Я сама распределила детей по группам, чтобы в нее попали разные дети, с разным уровнем подготовки. В группе дети выбрали командира, иллюстраторов, корреспондентов, оформителей. Весь уже накопленный материал был в распоряжении групп. Каждая группа должна была систематизировать , классифицировать имеющийся материал и оформить газету о творчестве того народа, которое выпало в результате лотереи. Наш класс многонациональный, поэтому работа предстояла очень интересная. Работы оформляли на ватманах. Я корректировала деятельность учащихся, помогала в трудных ситуациях.

Итоговый этап

Каждая группа провела защиту своей работы. Получившиеся газеты содержали большой интересный материал по устному народному творчеству. Каждая группа выступала перед учащимися других классов начальной школы.

Вывод: мы должны помнить свою историю, уважать знания наших предков, использовать в свей жизни из опыт.

У нас в школе проводится научно – практическая конференция «Первый шаг в науку» для учащихся начальных классов. Мы уже имеем опыт индивидуальных исследовательских работ – 1 место в школе на данной конференции.

В третьем классе планирую продолжить работу над групповыми проектами и индивидуальную работу в данном направлении. А в четвертом классе основной акцент планирую направить именно на индивидуальную исследовательскую деятельность.

Элементы групповой и индивидуальной форм исследовательской работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, обучают работать с источниками информации, имеют большое воспитательное значение [2, с. 261].

ЛИТЕРАТУРА

Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов – на- Дону: Феникс, 2009, с. 183-184

Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование». М: ВЛАДОС, 2008. с. 261

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.