Проектная деятельность в начальной школе на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС НОО

4
0
Материал опубликован 25 March 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №45 им.Д.И.Блынского г.Орла















Проектная деятельность в начальной школе на уроках английского языка

в рамках реализации ФГОС НОО









Подготовила: учитель высшей КК

Ляшенко Екатерина Васильевна













Орел - 2021

Введение

Современное образование в условиях реализации ФГОС кардинально меняет подход к обучению детей. В условиях быстроразвивающегося мира теперь необходимо не просто владеть какими-то знаниями, умениями и навыками и передавать их подрастающему поколению. Каждому педагогу стало важно научить своих учеников учиться, самостоятельно добывать информацию из различных источников, трансформировать ее в знания, а также разнонаправленно применять их не только в выполнении поставленных учителем задач, но и в других смежных областях. 

Теперь главной задачей современного грамотного педагога стало донести до обучающихся различные способы добывания информации, ее дифференциация, градацию и фильтрацию самих источников. Ученик должен самостоятельно находить источники информации, грамотно анализировать имеющуюся в них информацию и, что самое важное, должен понимать необходимость в этом для самого себя. Все это в будущем способствует становлению всесторонне развитой и конкурентноспособной личности.



Характеристика проектной деятельности

Как известно, временем создания метода проектов считается вторая половина XIX  столетия, США. Он был назван методом проблем, который отражал идеи гуманистического  направления в дидактике и философии. Авторами его были Дж. Дьюи и его ученик В. Килпаткик. Главное, к чему стремились его авторы – построение обучения на активной основе, используя деятельность ученика, его потребности и  интересы. Они считали, что истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Их воззрения и идеи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение   методом « Проект»  – буквально «брошенный вперед», то есть проектирование – процесс создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния). Дети выполняли «проекты»  – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.

 В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов считается П.П.Блонский. Его теоретические идеи попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Он был уверени, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. Он также считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

В течение столетия существования данного метода внесено много ценных современных новшеств в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – мотивация и развитие интереса обучающихся к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.

В последнее время замечено смешение понятий проектного и проблемного обучения.  Между ними есть серьезные различия. Основное из них то, что проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, которое подразумевает получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. А приобретение навыка выступления на публике – немаловажный этап и в социализации личности.


В школах в рамках реализации учебных программ, практикуется работа над учебными проектами. Говоря об особенностях данного проекта, необходимо отметить его сущность. Проект в школе – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.


Проектная деятельность в младшей школе.


Учитывая специфику работы с младшими школьниками, нельзя забывать о специфических особенностях развития детей этого возраста. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо изучить возрастные и психолого-физиологические особенности детей данной возрастной группы.


У детей младшего школьного возраста происходит становление различных личностных и интеллектуальных функций, которые при правильной организации учебно-воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность . Эти психологические предпосылки  развиваются в различных сферах.


В мотивационно-потребностной сфере  формируется группа учебно-познавательных мотивов. Это познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие данных мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания  и организации учебного процесса, с другой.


Наблюдается и существенный прогресс в волевой сфере младшего школьника. На протяжении этого возрастного периода происходит развитие настойчивости, формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься.


Процесс учебной деятельности тесно связан с развитием самостоятельности - умением не  поддаваться влияниям различных факторов, способных отвлечь от достижения поставленной цели.


Бесспорно, самые важные предпосылки складываются в интеллектуальной сфере младшего школьника. Наблюдательность - способность замечать предметы и явления, целенаправленно обращать на них внимание, распознавать их качества, - воспитываются  с раннего детства, создают основу для дальнейшего умственного развития ребенка. В наблюдательности как совокупности личностных качеств и способностей человека выделяют несколько наиболее важных черт: инициативность, любознательность, сообразительность, настойчивость и повышенную чувствительность к воздействиям внешнего мира, т.е. к новизне. Инициативность – это активность в выдвижении  все новых и новых вопросов и поиске ответов на них. Любознательность поддерживает стойкий интерес к наблюдению, а сообразительность и чувствительность к новому определяют быстроту и точность ориентировки и решения возникающих задач.


Все вышесказанное необходимо учитывать при выборе тематики проектов для обучающихся младшего школьного возраста и инициатора выбора.


Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Однако координаторская помощь со стороны учителя в этом случае остается.


Кроме того, тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний, а также идет прочное закрепление изучаемого и ранее пройденного материала.

Примерный список возможных проектных тем согласно КТП наиболее распространенных УМК при изучении английского языка как первого иностранного языка, а также краткое содержание и структура проектных продуктов, перечень отрабатываемых учебных тем.


1-й год:

Spotlight 2:


My Dream House.

Структура There is/are. Названия комнат и предметов обстановки. Количественные числительные. Предлоги места. Прилагательные, обозначающие цвета и размер. Порядок слов: количество – цвет – предмет. Иллюстрации должны соответствовать описанию.

One red flower is in the kitchen./ There is a red flower in the kitchen.


My Favourite Food/Drink.

Местоимения it и they. Прилагательные. Названия еды и напитков. Порядок слов. Артикли. Единственное и множественное число имен существительных. (Не)исчисляемые существительные. Краткие формы. Зависимость подлежащего и сказуемого. Иллюстрации должны соответствовать описанию.

My favourite drink is milk. It’s white and tasty. My favourite food is bananas. They’re yellow and sweet.


My Favourite Toy.

Притяжательные и личные местоимения. Артикли. Порядок слов. Названия игрушек. Прилагательные. Части лица и тела. Модальный глагол can. Глаголы have/has got. Заключение. Иллюстрации должны соответствовать описанию.

My favourite toy is a teddy bear. It’s …. I like my toy.


Clothes./ Dress Right!

Притяжательные местоимения. Лексика по темам: одежда, времена года, цвета. Повелительное наклонение. Глаголы put on и take off. Рифма. Иллюстрации должны соответствовать описанию.

Spring is green. Take off your coat.

Summer is bright. Put on your T-shirt.


My Holidays.

Описание картинки ил фотографии. Возможна рифма. Притяжательные и личные местоимения. Личные формы to be. Лексика по темам: одежда, времена года, цвета, семья. Структуры Im wearing my…, shes wearing her…..Иллюстрации должны соответствовать описанию.


Задание на лето.


Enjoy English 2:


This Is Me.

Лексика: цвета, школьные принадлежности, семья, животные, спорт. Структура Im…(кем являешься, возраст, имя, фамилия), I have (not) got…, I can/cant… Иллюстрации должны соответствовать описанию.


My Favourite Letter.

Лексика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Выбор слов на ту букву, которую ребенок описывает. Личные формы глаголов в 3л. ед.ч. Структура He/She is…(кем является, возраст, имя, фамилия), He/She has (not) got…, He/She can/can’t…, He/She lives… Заключение. Иллюстрации должны соответствовать описанию.

S is seven. S likes sweets. S has got a snake. S can play in the snow/ swim. S lives on the Sun. I love S!


My Favourite Animal/ My Pet.

Лексика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Притяжательный падеж. Личные формы глаголов в 3л. ед.ч. Структура He/She/It is…(кем является, возраст, имя, фамилия, описание внешности, черты характера), He/She/It has (not) got…, He/She/It can/cant…, He/She/It lives/likes…Заключение. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Может быть выполнен в виде закладки, книжки в форме животного, загадки.


My Friend.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Притяжательный падеж. Личные формы глаголов в 3л. ед.ч. Структура He/She is…(кем является, возраст, имя, фамилия, описание внешности, черты характера), He/She has (not) got…, He/She can/cant…, He/She lives/likes… Заключение. Может быть выполнен в виде книжки. Иллюстрации должны соответствовать описанию.


Задание на лето.


2-й год.

Enjoy English 3:


Green School Student.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Притяжательный падеж. Личные формы глаголов в 3л. ед.ч. Структура He/She is…(кем является, возраст, имя, фамилия, описание внешности, черты характера), He/She has (not) got…, He/She can/cant…, He/She lives/likes… Заключение. Может быть выполнен в виде книжки. Иллюстрации должны соответствовать описанию.


My letter to Santa Clause/ Father Frost.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Формат личного письма. Объем не ограничен.


Birthday / Womens Day / …/ Card.

Создание открытки. Правила оформления. Можно к любому празднику. Использование поздравительных стихов по теме.


My letter to …

Написание личного письма другу по переписке. Адрес. Дата. Формат личного письма. Специальные вопросы в соответствии с тематикой изложения. Завершающие фразы. Конверт.


My Daily Routine.

Дни недели. Время. Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме.


Myth Animal/ UFO

Лексика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Притяжательный падеж. Личные формы глаголов в 3л. ед.ч. Структура He/She/It is…(кем является, возраст, имя, фамилия, описание внешности, черты характера), He/She/It has (not) got…, He/She/It can/cant…, He/She/It lives/likes…Заключение. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Может быть выполнен в виде закладки, книжки в форме животного, загадки.


My Family.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Заключение. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Может быть выполнен в виде книжки .


3-й год.

Enjoy English 4:


My Favourite Season.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Лексика по теме «Погода». Future Simple. Формат личного письма. Специальные вопросы.


We’ll Visit Fairy Land Next …

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Лексика по теме «Погода». Future Simple. Структура There is/are. Названия комнат и предметов обстановки. Количественные числительные. Предлоги места. Прилагательные, обозначающие цвета и размер.


I Live In…/ My Neibourhood.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Лексика по теме «Город. Деревня.». Степени сравнения прилагательных. Формат личного письма либо рассказ-описание. Специальные вопросы (для письма). Заключение (для рассказа).


Riddle.

Загадка про дикое/ домашнее животное. Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Лексика по теме «Животные. Места обитания». Степени сравнения прилагательных. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Может быть выполнен в виде закладки в форме животного,


Last Holidays Story.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Past Simple. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Формат личного письма либо рассказ-описание. Специальные вопросы (для письма). Заключение (для рассказа).


Shopping.

Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Past Simple. Формат - рассказ-описание. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Заключение .


My Fairy Tale. / My Best Friend./ My Family.

Как итог 3-летнего изучения английского языка. Лексика и грамматика: вся изученная + дополнительная, необходимая по теме. Формат - рассказ-описание. Иллюстрации должны соответствовать описанию. Заключение . В качестве задания на лето. Может быть выполнен в виде книги.



К концу 4-го класса у каждого школьника полностью сформирована папка с собственными индивидуальными проектами, которую можно считать отдельным полноценным единым проектом под названием «Моя первая книга на английском языке”/ “My First English Book”.


В качестве поощрения можно провести конкурс «Самая-самая … книга», включив в него различные номинации, например:

Самая толстая книга;

Самая красочная книга;

Самая интересная книга;

Единый стиль.

Заключение


К 3-му году обучения, независимо от УМК, при условии системной работы в течение предыдущих лет в проектном направлении, обучающиеся младшего школьного возраста уже в состоянии самостоятельно определиться с темой проектной работы, решить, какой проект они планируют выполнить (групповой или индивидуальный), какой набор лексических единиц и грамматических конструкций им необходим для создания собственного полноценного проекта и его публичной защиты, у детей также сформированы умения и навыки в области формулирования целей и задач, вывода, чему они научились в ходе работы над конкретным проектом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.