Выступление на тему «Проектные занятия на уроках истории и обществознания, как способ формирования функциональной грамотности учеников»
/data/files/o1707900447.PNG (821x463)
ТЕОРИЯ
Проблема.
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Задача.
Воспитание и обучение конкурентноспособной, динамичной, творческой, ответственной личности.
/data/files/w1707900474.PNG (818x462)
В. В. Путин обратил на это особое внимание.
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как
условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется:
- cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также
- в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
- повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Из Государственной программы РФ «Развитие образования»
(2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
/data/files/n1707900501.PNG (820x463)
«ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев
(14 января 1936 — 12 августа 2004) —
советский и российский лингвист,
психолог, доктор психологических наук
и доктор филологических наук,
действительный член РАО (1992) и АПСН.
2003 г. Сборник об образовательной
системе «Школа 2100»
В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки
функциональной грамотности учеников основной школы Институт стратегии развития
образования Российской академии образования.
Из чего состоит функциональная грамотность?
Что изучается (исследуется)
- ЧИТАТЕЛЬСКАЯ,
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ,
- ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ,
- ФИНАНСОВАЯ,
- КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ,
- ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ и
- КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
ПРАКТИКА
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
•успешно решает разные бытовые проблемы;
•умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
•использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
•выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Основные понятия
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Функциональная грамотность – это - ФГОС третьего поколения определяет функциональную
грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Что такое проект для ученика и для педагога?
Для ученика
ПРОЕКТ - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Результат этой деятельности - НАЙДЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ - носит ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР и ЗНАЧИМ ДЛЯ САМИХ ОТКРЫВАТЕЛЕЙ.
Для педагога
проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования:
-постановка проблемы,
- целеполагание,
- планирование деятельности,
-рефлексия и самоанализ,
- презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Таким образом, для педагога проект - это интегративное
дидактическое средство которое помогает формировать функциональную грамотность учеников на своих уроках.
На практике:
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ (базовая компетенция)
Базовым навыком функциональной грамотности является ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего)
становится обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию
ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ.
Для того, чтобы реализовать проектные задачи, ученик обязан:
- проанализировать несколько источников (печатные, электронные; видео, иллюстрации, текст, цифры, графики, диаграммы и т.д.);
- выстроить коммуникации (общаться с партнерами, консультантами);
-трансформировать текст в другой формат;
- проверить ошибки, внести коррективы;
- защитить проект (устное выступление) и т.д.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (базовая компетенция)
Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль
математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересова нному и мыслящему гражданину.
Для того, чтобы реализовать проектные задачи, ученик обязан:
- анализировать информацию с цифрами (статистика), графиками,
диаграммами;
- строить логические выводы;
- при изготовлении различных конечных продуктов деятельности (объемные объекты,
мультимедийная презентация; отступ, интервал в текстовых документах и т.д.);
- вести расчеты;
- распределять этапы работы во времени и пространстве и др.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Для того, чтобы реализовать проектные задачи, ученик обязан:
- применять научные знания о природе, ее ресурсах (опираться на исследования ученых разных предметных областей);
- применять научные знания об окружающей среде и ее влиянии на развитие тех или иных явлений, событий (засухи, наводнения, голод, высокий урожай, геополитическое положение и т.д.);
- осознавать связь науки и технологий, применять знания на практике и т.д.
За время своей педагогической практики я пришла к выводу о том, что «Обществознание» - это интегративный предмет. Который предусматривает применение знаний из различных
предметных областей, в том числе биологии, физики, математики, экономики, права, химии, истории и др. Этот предмет способствует развитию естественнонаучной грамотности учеников не только на проектных уроках.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового
поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением.
Для того, чтобы реализовать проектные задачи, ученик обязан:
- понимать, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения
(ресурсы при подготовке проекта и изготовлении конечного продукта деятельности должны быть использованы адекватно, практично);
- уметь делать выбор (более важно, менее важно, необходимо);
- представлять назначение денег (понимать виды денег, ситуации, когда лучше использовать ту или иную форму денег, способы экономии, функции
денег и т. д.);
- понимать, из чего складывается бюджет семьи и разумно тратить личные сбережения
(приобретение бумаги, материалов для проекта и т. д.).
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек
зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и
ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с
людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в
решении глобальных проблем. Формирование данной компетенции относится, скорее, к
воспитательным процессам школы и непосредственно воспитательной работе педагога.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым
понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не
сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Для того, чтобы реализовать проектные задачи, ученик обязан:
- самостоятельно создавать уникальный конечный продукт деятельности (не похожий на
другие, даже если проблема уже много раз решалась другими людьми);
- находить нестандартные решения различных ситуаций;
- совершенствовать результаты своей деятельности (промежуточные, конечные);
- заставлять трудиться свое воображение и др.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Компьютерная грамотность – это знание и умение эффективно использовать компьютеры и связанные с ними технологии с уровнями навыков, варьирующимися от элементарного использования до компьютерного программирования и продвинутого решения проблем.
Компьютерная грамотность может также относиться к уровню комфорта, который ктото испытывает при использовании компьютерных программ и прикладных
программ.
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета.
ОСНОВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ,
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Для того, чтобы реализовать проектные задачи, ученик обязан с помощью компьютера (другого гаджета) и программного обеспечения:
- создавать конечный продукт деятельности (памятки, тексты, плакаты, буклеты, диаграммы, графики, таблицы, схемы, мультимедийные презентации, ролики, аудиосопровождение и др.)
- уметь находить информацию на различных интернетресурсах;
- использовать цифровые устройства,
- использовать функционал социальных сетей;
- демонстрировать критическое восприятие информации;
- синхронизировать устройства;
- защищать свои персональные данные (создавать надежный пароль, легальный контент и др.):
- соблюдать культуру поведения в соц.сетях;
- хранить информацию, создавать резервные копии и
т.д.
ВЫВОД
1. Проектные занятия на уроках истории и обществознания, действительно, продуктивный способ формирования функциональной грамотности учеников. |
2. Проектные занятия на уроках истории и обществознания формируют следующие виды функциональной грамотности: ЧИТАТЕЛЬСКУЮ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНУЮ, ФИНАНСОВУЮ, КОМПЬЮТЕРНУЮ И ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ, ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ и КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. |
3. Проектные занятия на уроках истории и обществознания способствуют формированию и
развитию ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОГО ЧЕЛОВЕКА, который способен использовать
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.