Проектный метод на уроках истории: проблемы и возможности
Проектный метод на уроках истории: проблемы и возможности
Современные реалии требуют новых подходов и технологий в образовании, которые эффективно развивают навыки саморазвития и творческие способности учащихся. Сегодняшний выпускник должен уметь критически мыслить, работать с информацией, приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения жизненных задач. Для формирования таких личностных качеств у учащихся учителю необходимо создавать соответствующее образовательное пространство, в котором они могли бы действовать самостоятельно, выходя за рамки учебной программы. Наиболее эффективным для этого является проектный метод.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся для достижения определённого результата. На уроках истории он приобретает особую значимость, так как многие изучаемые вопросы можно превратить в проектные задания, выполняя которые школьники учатся самостоятельно искать информацию в различных источниках, планировать свою деятельность, контролировать себя и оценивать результаты работы. Они не только усваивают знания по предмету, но и овладевают универсальными учебными действиями. Кроме того, проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению истории своей страны и учит мыслить критически.
На уроках истории можно использовать различные виды проектов в зависимости от темы и поставленных задач. Они могут быть индивидуальные и групповые, краткосрочные и долгосрочные, по типу деятельности – исследовательские, информационные, ролевые, творческие и т.д.
Исследовательские проекты вызывают особый интерес у старшеклассников и требуют умения чётко обозначить цель, актуальность и структуру проекта. Можно предложить следующие интересные темы для проекта:
- Дети войны, посвященные 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его можно использовать в дальнейшем на уроках или внеклассных мероприятиях в качестве наглядности.
- Экскурсионный проект – это не просто поиск и исследование материала о памятных местах в определённом городе, но и подготовка виртуальной экскурсии, которую может посетить любой желающий.
- Родные улицы. Проект заключается в исследовании происхождения названий улиц в родном городе или населённом пункте.
- Проверка подлинности. Учащимся предлагаются исторические документы для проведения критического анализа и поиска ошибок, допущенных в нём намеренно или случайно.
Работая над подобными проектами, школьники могут взаимодействовать с представителями различных организаций, изучать архивные и музейные материалы, расширяя знания о своей Родине и людей, прославившей ее. Организовать инициативную группу по воплощению проекта в жизнь.
Информационные проекты направлены на сбор информации. Собрав и проанализировав исторические данные, учащиеся могут представить одноклассникам интересные факты по различным темам. Например, рассказать историю своей семьи в определённый период; о том, как люди трудились в тылу во время войны или выживали в годы блокады Ленинграда.
Работая над сбором информации, школьники проживают эпоху вместе с её героями, открывают новые, порой неожиданные факты. Тем самым изучение предмета становится более интересным.
Не менее интересны для старшеклассников творческие проекты по истории. Они могут составлять кроссворды или рабочие тетради по наиболее сложным темам, монтировать видеоролики, придумывать и разыгрывать исторические сценки и т.д. В ходе реализации таких проектов школьники не только получают и закрепляют знания по истории, но и учатся работать с техникой, взаимодействовать в группе, развивают творческие способности.
Метод проекта можно использовать для изучения и закрепления материала. На любом этапе урока учитель может направлять деятельность учащихся по реализации проектов, помогая сформулировать цели, задачи, выстроить структуру работы. Защиту можно проводить также на уроках, это сделает их более интересными и эффективными. Данная технология позволяет поставить перед каждым учеником задачу по интересам, а значит повысить его мотивацию.
Работа над проектами вовлекает детей в исследовательскую деятельность, развивает навык самостоятельного поиска и анализа информации. Школьники учатся актуализировать знания, а также ответственности, активности, умению планировать и принимать решения.
Учебные проекты становятся прообразами проектов в будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем.