Проектно-исследовательская работа «Традиционная песенная культура казаков Ставропольского края и села Камбулат»
ХХ-районная конференция школьных научных обществ
муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района
Секция: «Филология»
Название работы: «Традиционная песенная культура казаков Ставропольского края и села Камбулат»
Автор работы:
Глущенко Ангелина,
10 класс
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №3 с.Камбулат,
Туркменского района,
Ставропольского края
Научный руководитель:
Грибанова Ирина Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
2016г.
Содержание
Введение
Основная часть
Глава 1. Песенное творчество казаков Ставрополья. Язык казачьей песни.
Глава 2. Казачьи песни: история, традиции, особенности.
Глава 3. Лирические казачьи песни.
Глава 4. Обрядовые казачьи песни.
Глава 5. Песенное творчество казаков села Камбулат.
Заключение.
Список литературы и источников.
Приложения.
Введение
Историю России невозможно представить без культуры казаков. Казаки всегда являлись символом свободы. В последние годы на Ставрополье возрастает интерес к многовековому наследию казаков, к их фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства. Культура казаков ценна, интересна и самобытна. Особенно интересны и уникальны песенные традиции казаков, на которые мы обратим в нашей работе особое внимание.
Актуальность темы
Актуальность данной темы заключается в том, что она знакомит с основными традиционными особенностями исполнения казачьей песни, с народным фольклорным творчеством казаков родного села, позволяет раскрыть их культуру и отношение к окружающему миру. Эта работа показывает связь литературы, истории, мировой художественной культуры и музыки. Также она обращает внимание на вопрос о возрождении и сохранении культурного наследия казаков. Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа.
Цели:
1. Ознакомиться с основными традиционными особенностями исполнения казачьей песни, с народным фольклорным творчеством казаков родного села.
2. Исследовать культуру и песенные традиции казаков села Камбулат.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по данной теме.
2. Рассмотреть исторические условия становления казачества, появления и развития казачьего песенного фольклора в селе и на Ставрополье.
3. Рассмотреть песенные традиции казаков родного села.
4. Проанализировать особенности языка, символики песенного фольклора.
5. Проследить историю собирательства и изучения казачьей песни в XIX - XX вв..
6. Продемонстрировать, как сохраняется казачья песня в народном фольклорном коллективе "Родники" с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края.
7. Провести опрос по тематике работы.
В работе с источниками, с публикациями, фольклорным материалом, при анализе и прослушивании народных песен использовались следующие методы:
- поисковый метод - сбор данных по теме работы;
- аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;
- статистический метод - составление таблиц и диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов;
- сравнение - сравнивали песенные традиции казаков в прошлом и в настоящем;
- обобщение – обобщили и систематизировали полученный материал, сделали выводы.
Результаты исследовательской работы:
Собраны и систематизированы документальные и литературные данные по теме работы с использованием информационных материалов документальных книг об истории, быте и культуре казаков Ставропольского края, сайтов Интернета, музейных материалов.
Проведены беседы с жителями села Камбулат, являющимися потомками казаков-переселенцев.
Проведена встреча с руководителем и участниками народного хорового коллектива «Родники» села Камбулат Ставропольского края, сбор материала об их творчестве.
Организовано посещение Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.Прове с целью конкретизации данных, полученных из других источников.
Проведены опросы жителей села, учащихся, учителей по тематическим анкетам, полученные данные систематизированы и оформлены в диаграммах.
Сделаны соответствующие выводы.
Песенное творчество казаков Ставрополья.
Язык казачьей песни.
Географическое положение края, исторически сложившиеся особенности его заселения, своеобразие в вооружении и в одежде казака наложили свой отпечаток и на язык казачьей песни на Ставрополье.
Более двух столетий назад территорию нашего края заселили казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины и донские казаки - потомки беглых русских крестьян. А еще раньше, как и в последующие годы, здесь оседали "служилые" русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленных турчанках. Да, конечно, два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - казачью песню. Но и эти могучие два древа, украинское и русское, "опылялись" песенным цветом ближних народов: в обеих кронах звенят и польские, и цыганские, и молдавские напевы. А здесь, на благодатной ставропольской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись и горские мелодии: адыгейские, кабардинские, лезгинские, черкесские, абазинские. Радость и тяжесть труда, суровая жизнь казаков в прошлом, защита родных куреней от набегов джигитов и горских князей, ожидания утраты и до сих пор сохраняются в старинных песнях казаков.
В русском словаре появились новые слова, а в поэтическом языке новые художественные образы, заключающие в себе местный характер: «казаки-молодцы», «командир наш батько», «Кубань-матушка», «линейный казак», «кордон», «пластуны», «кинжал-шашечка», «братцы-молодцы», «храбрые казаки».1
Более сотни лет в тесном содружестве русские и украинцы несли совместную службу на Кавказе. Язык украинской казачьей песни от близости с языком русской казачьей песни претерпел изменения. И в русском и в украинском языках появились новые слова, окончания слов, речевые обороты. Казаки русского происхождения на Ставрополье в своей песне говорят: «чорная хмара», «зозуля», «пришли к нам у гости», «чи служба-матка тебе надоела?», «девка плаче, рыдае», «парень у поход идет», «ишло три героя», «побачить», «чи не родная мать гулять запрещает»1.
В русском и украинском лексическом строе казачьих песен можно отыскать немало слов, заимствованных у соседей-горцев. Таковы: «алла-верды», «джигит», «мюрид», «абрек» и пр.
У казаков Ставрополья бытуют песни различных жанров: исторические, семейно-бытовые, шуточные, плясовые, военно-бытовые.
Историческая казачья песня отражает исторические события и, прежде всего, битвы казаков с врагом.
Высокий патриотизм, любовь к Родине, готовность насмерть стоять на защите родных куреней и рубежей матушки России наполняют глубоким содержанием и поэтическим смыслом военно-бытовые песни казаков.
От чего ты, сокол,
Высоко летаешь,
Отчего, мой милый,
Поздно прибываешь?
Один из распространенных способов художественной выразительности, усиливающих воздействие песни на окружающих, — художественные параллелизмы. В них определенные человеческие чувства сопоставляются с близкими чувствам явлениями природы:
Ой, галочкы-чубарочкы
Сыне полэ вкрылы.
Молодые козаченькы
В поход выходылы.
Приведенный пример параллелизма здесь передает движение. Для «галочек» — полет, для «козаченек» — поход.
Сила, отвага и доблесть казака вложены в образы вольного ветра, сизокрылого орла, могучего дуба. Кони - вихри, пули, как пчелы, ядра — «ровно град». Внутренний мир лирического героя песни неразрывно связан со всем тем, что окружает его в бою и в труде.
В песне казак изливает свою душу боевому коню, который развевает казацкую «тугу-тоску». Он просит коня прискакать к дому любимой и рассказать ей о его плене или тяжелом ранении. Таковы песни «Как за речкою, за Кубанушкою», «За Кубанью, за рекой» и др.
Русская народная песня насыщена глубокими образами, она стала «своей» и для казаков Ставрополья и нашего села. Размер, рифмы народного стиха просты и незамысловаты. Но все это придает ей многогранность формы, поднимает ее до высоты настоящей поэзии. Близость украинского и русского языков, общение украинцев и русских в Ставропольском крае приводят к тому, что одна и та же полюбившаяся песня поётся здесь и на русском, и на украинском языках в различных вариантах.
Русская: Украинская:
Ой, на той горе, Ой, там на гори,
Шелковой траве Ой, там на крутий
Там сидела пара, Сыдила пара,
Пара голубей. Пара голубив...
Рассматривая особенности языка, символику казачьей песни, П.Ткаченко пишет: «С определенной долей условности можно сказать, что многие казачьи песни - это варианты украинских песен, несколько видоизменённых и получивших новую жизнь. Здесь они приобрели новую эмоциональность. Причём эта новая эмоциональность, кажется, придаёт им большую особенность, чем собственно текстовые изменения»2. Об этом красноречиво свидетельствует широко известная песня как на Украине, так и в России «Роспрягайтэ, хлопци, коный». В отличие от украинской в казачью песню привнесён припев, трудно поддающийся объяснению, ибо основное его предназначение - темпераментность и эмоциональность:
Маруся - раз- два, тры - калына
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала.
В украинской песне этого припева нет. Точнее сказать, теперь есть, так как, эту песню теперь уже везде поют с этим припевом, приобретённым у казаков1.
Как и всякая народная песня, казачья песня так же богата символами, многозначностью лексики. Нередко встречаются строки, когда девица идет за водой. Воспринимать это нужно не только буквально, но и символически, т.к. это означает идти за счастьем, за своей судьбой. Уподобление воды и правды сохранилось в языке и сегодня: "вывести на чистую воду", "как в воду глядел". В замужестве девица видит источник своего счастья - молодец казак приносит ей его. Потому в песне казак идёт в сад зелёный (отцовский дом девицы), "в сад криныченьку копать":
Копав, копав крыныченьку
У зэлэному саду,
Чи нэ выйдэ дивчинонька
Брать холодную воду.
Исследуя истоки традиционной казачьей культуры, особенности языка казаков, Н. И. Бондарь отмечает: «Показателен факт, с которым нам часто приходится сталкиваться в экспедициях. Русские и украинские песни более позднего происхождения, проникавшие на Ставрополье в начале XX века, в предвоенные и послевоенные годы так и воспринимались — как русские и украинские. А произведения, занесенные в прошлых столетиях первопоселенцами, несмотря на очевидное русское и украинское происхождение, воспринимаются как свои "казачьи"»3.
Казачьи песни: история, традиции, особенности.
Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню казаков. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак своё прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал. Одна и та же песня казаков по-разному звучит в разных местах. Собирая материал о казачьих песнях, мы встретились с сотрудниками Ставропольского краеведческого музея. Из беседы с ними мы узнали, что стилистическими особенностями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам песенная традиция казаков Ставрополья сближается с песнями донских и кубанских казаков. В то же время пению ставропольских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвящённых описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своём излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами исполняются редко. Следует отметить наличие многоголосого хорового распева. В песенной традиции казаков Ставрополья протяжная песня является центральным жанром, наиболее воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора нашего края. Для таких песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развёрнутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в текстах этих песен получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм. Поэтический текст песен насыщен сверхнормативными слоговыми вставками: восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма.
Содержание казачьих песен тесно связано с общественно-бытовыми функциями. Это сохранение коллективной, исторической памяти. С другой стороны, это комплекс функций (познавательная, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения.
Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).
У казаков ценится мужское пение. Женское пение чаще мы слышим а свадебных, хороводных, бытовых, в бабьих жалобных песнях. Хоров как таковых в народе не было. Пели ансамблями по 5-6, 10-12 человек. Пение состояло из двух пластов, контрастных по функции: нижнего и верхнего. Нижняя партия (баса) – основная, верхняя («дишкант» - дискант) – подголосочная. Она противопоставляется басам. Дискантом чаще выступает женский голос, но гораздо лучше это делает высокий мужской тенор. Тональность пения интуитивно определяет «начинщик» (запевала). Он же определяет темп и ритм песни. Остальные, импровизируя каждый по-своему, ведут свои варианты напева. В протяжных песнях музыкальное сопровождение отсутствует. Протяжные, или тягловые песни всегда четырёх или трёхголосные. Плясовые («частые») – необыкновенно ритмичны, в них много ритма из-под такта. Они «играются» как мини-спектакли. Ритм подчёркивается бубном, притопыванием, хлопками ладоней, посвистом, ритмичными «Эх!», «Ох!», «Оп!» и т.д. Более всего казаки любили воинские, походные, «служивые» песни. Их пели и в семьях, и на службе. Исполнялись они и стариками, и детьми, и женщинами.4
Лирические казачьи песни.
Наши предки несмотря на тяжести и опасности жизни, не теряли душевной теплоты, верили в свои силы и в своё будущее, растили детей своих и внуков в доброте и красоте. Всё это находит отражение в творчестве народа, а народ поистине талантлив. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в песне, а лирические песни являются отражением душевного состояния народа.
В лирических казачьих песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и, в то же время, многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поёт как бы о себе, вкладывая свою душу, от этого песня не меняется, а становится поистине народной. Часто казачья лирическая песня начинается с обращения – оно символично. По композиционной форме песня построена в форме диалога или монолога. Кульминационный момент приходится на конец песни. В песнях присутствуют устойчивые речевые обороты, повторы, постоянные эпитеты. Анализ лирических песен помог нам увидеть и почувствовать всю глубину и силу человеческих чувств и переживаний, которые нашли своё отражение в песне.5
Обрядовые казачьи песни.
Казачьи станицы и хутора на Ставрополье издавна славятся своеобразной песенной культурой. Песня создавалась, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии, поэтому и существует множество песенных жанров. Например, через обрядовые песни узнаем обычаи наших предков. Мы их слышим и сейчас, они до сих пор звучат на свадьбах. Об обрядовых песнях, как наиболее распространенных в казачьих станицах, нам рассказала руководитель народного фольклорного коллектива «Родники» Дорошева О.В. и поделилась с нами текстами собранных ею песен для свадебного обряда и обряда проводов казака на службу.
Свадебный обряд у казаков Ставропольского края и нашего села по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). До сих пор на хуторах стараются придерживаться старинного обряда свадьбы.
Свадьба – это веселье, застолье, шутки, пляски, и требует она соблюдения особого ритуала (приложение). Всё это веселье сопровождалось казачьими обрядовыми песнями. Самые распространённые из них: «Дай балалайку, дай варган», «По сеням, по сеням», «Мяла сени», «Калина – малина». Все эти обряды и песни дошли до наших дней, и ни одна свадьба без них не обходится.
Также обрядовыми являются и хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Ставрополье элементов земледельческо-календарной обрядной песни.
Песенное творчество казаков села Камбулат.
Изучение местного фольклора обязывает исследование песенной культуры многонационального края, основой которой является песенная культура казаков. Современное самодеятельное музыкальное творчество – это возможность песней соединить прошлое и настоящее, сохранить душу казачества. Многовековая казачья песенная культура по-прежнему волнует и приобщает к себе новые поколения людей.
Село Камбулат Туркменского района известно на Ставрополье благодаря нескольким аспектам. В сельском Доме Культуры работают сразу четыре коллектива, носящих почётное звание – «народный коллектив»: духовой оркестр, театральная студия «Балаганчик», детская вокальная группа «Непоседы» и хоровой коллектив «Родники». Но, пожалуй, больше остальных известен и знаменит в селе, районе, крае народный хоровой коллектив «Родники», руководителем которого является Дорошева Ольга Васильевна, чья жизнь и творческая деятельность посвящены сохранению народной песни и души казачьей.
Образ жизни, нрав казаков всегда являлся символом независимости, гордости и храбрости. И на сегодняшний день казаки сохранили свой богатейший фольклор, частица которого представлена в незабываемых выступлениях народного хорового коллектива «Родники» из нашего села Камбулат Туркменского района Ставропольского края. Его выступления дарят зрителям ощущения свободной, колоритной казачьей жизни. Поставленные перед собой сложные творческие задачи участники коллектива решают с таким изяществом, искренностью и легкостью, которые свойственны настоящим мастерам российского искусства.
Ольга Васильевна Дорошева родилась в поющей семье, петь стала чуть ли не с пеленок, потому что ее родители очень любили народные песни и пели их в доме постоянно. Еще в раннем детстве запали в душу мамины слова: «Чтобы дом был светлый и пригожий, песня нужна. Тогда в руках любая работа спорится». Любовь к казачьей песне пришла к девочке тоже с детства. Выучившись, Ольга Васильевна стала работать художественным руководителем сельского дома культуры, одновременно являясь и организатором, и педагогом, и музыкантом.
Народный хоровой коллектив « Родники» казенного муниципального учреждения культуры « Центр культуры и досуга» села Камбулат Туркменского района Ставропольского края начал свой жизненный путь в 1958 году на базе сельского Дома Культуры. В наши дни коллектив увеличился, сплотился, пришли новые люди, подтянулась молодежь. Сейчас в коллективе 18 взрослых и 12 детей. Народный хоровой коллектив «Родники» под руководством Дорошевой О.В. ведет большую работу по сохранению и развитию народного творчества. В Ставропольском крае уделяется большое внимание сохранению национально - культурной самобытности казачества. И руководитель «Родников» Дорошева О.В. не отступает от этого. В репертуаре коллектива много казачьих песен. Казачья песня, как и всякая народная песня, является фундаментом для воспитания вкуса. В 2011 г. Ольга Васильевна создала детский фольклорный ансамбль «Заряночка», который также стал исполнять казачьи песни.
Вместе с руководителем взрослый коллектив и ребята ездили по Туркменскому району, станицам и городам края, собирая казачий фольклор, словно жемчужное ожерелье. Вот уже около шестидесяти лет ансамбль «Родники» живет и творит по законам казачьей культуры, сохраняя песенные традиции не только в своем родном селе, но и в Туркменском районе, Ставропольском крае.
«Звонкоголосые камбулатчане» ежегодно участвуют в праздниках казачьей песни – региональном фестивале казачьей культуры, посвящённом памяти М.С. Севрюкова, который проводится в г.Светлограде. Коллектив «Родники» – его лауреат и дипломант, отмечен жюри фестиваля «за высокое исполнительское мастерство, профессионализм и сохранение народных песенных традиций», «за сохранение и пропаганду казачьих традиций и лучшее исполнение песен М.С.Севрюкова». Коллектив принимал участие в краевом фестивале национального творчества «Мы дружбой крепкою сильны», где показал обрядовый номер «Казачья свадьба» . Выступление камбулатчан было по достоинству оценено жюри. Руководитель народного хорового коллектива «Родники» Дорошева О.В. радует своим талантом не только как хормейстер, но и как солистка вокального пения на всех мероприятиях села и района. Не отстает от неё и аккомпаниатор хорового коллектива Моногаров О.В. . В 2013 году народный хоровой коллектив принял участие в 1 региональном телевизионном фестивале -конкурсе казачьей песни «Ставрополье – край казачий». Камбулатчане вошли в победоносную десятку лучших краевых коллективов- исполнителей казачьей песни. На фестивале они показали обрядовую композицию «Проводы казака на службу». В ноябре 2013 года заняли 1 место в районном фестивале-конкурсе «Калейдоскоп национальных культур», посвященном Дню народного единства, где тоже представляли казачью культуру. Также принимали участие в открытом городском фестивале национальных культур « В дружбе народов – единство России» в городе Светлограде , где были отмечены дипломом за участие.
Коллектив «Родники» так умело составляет свою программу, что слушая ее, ясно понимаешь, как «песенная мудрость впитала и казачью грусть, и казачью радость – все, что дорого и свято для вольнолюбивого народа». Многие любители и знатоки казачьих песенных традиций неоднократно подчеркивали, что главный секрет творческого успеха и долголетия «Родников» состоит в преемственности поколений. В ансамбле поют много и охотно и дети старшего, среднего, младшего и дошкольного возрастов, и взрослые. А любовь к песне и умение ее исполнять передаются из поколения в поколение. Так, в песенном коллективе бережно хранят песни, собранные и записанные в родном селе, в хуторах и станицах Ставропольского края.
Участники коллектива «Родники» с любовью и огромной ответственностью показывают свое искусство не только на ставропольской и светлоградской сцене, но и у себя дома. «Центр культуры и досуга» села Камбулат Туркменского района Ставропольского края ежегодно проводит фольклорный праздник «Русская зима», «День Урожая» и много других мероприятий.. Коллектив «Родников» активно участвует в возрождении национальных традиций, и всегда исполнение казачьих песен в концерте – «гвоздь» программы. Большой праздничный концерт был дан коллективом для своих односельчан. Он был посвящен значительному событию в жизни «Родников» - их 55-летнему юбилею.
И где бы ни выступали артисты, они сумели за годы своего существования десятки раз подтвердить звание образцового, завоевывая звания лауреатов и дипломантов фестивалей и конкурсов различного уровня. Эти награды ансамбля стали возможными благодаря той особой атмосфере, той энергии творчества и огромной любви к казачьей, а в целом, к народной песне, которыми всегда наполнена жизнь коллектива.
Маленькие участники ансамбля «Заряночка» – школьники, постигающие основы казачьей культуры, но как отточено их мастерство, как филигранно отработаны их движения, как профессионально поставлены их голоса! И неиссякаема любовь к казачьим песням, а значит, песенные традиции казаков будут сохранены для новых поколений и будет жива казачья душа!
Заключение
Обобщая проведенную работу, нельзя не согласиться, что народная песня - это своеобразная музыкально-поэтическая биография народа. Прослушав песни и проведя их исследование, мы познакомились с манерой и характером исполнения казачьих песен. Нами были собраны и систематизированы данные по теме работы с использованием информационных материалов документальных книг об истории, быте и обрядовой культуре казаков Ставропольского края, сайтов Интернета, музейных материалов. Для этого мы проводили беседы с жителями села Камбулат, являющимися потомками казаков-переселенцев: Грибановой И.С. (1927г.р.), Пустоветовой Р.И. (1929г.р.), Иваниковой А.П. (1939г.р.) и др. (список информантов – Приложение №). Мы встречались с руководителем и участниками народного хорового коллектива «Родники» села Камбулат Ставропольского края, собрали материал об их творчестве. Также было организовано посещение Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.Прове с целью конкретизации данных, полученных из других источников. Там мы беседовали с сотрудниками музея и посмотрели музейные экспозиции, посвящённые казачьей культуре и быту. Были проведены опросы жителей села, учащихся, учителей по тематическим анкетам, полученные данные систематизированы и оформлены в диаграммах.
Мы сделали вывод: творческая деятельность профессиональных, самодеятельных коллективов (в частности народного коллектива «Родники» с.Камбулат) позволяет сохранять казачье песенное творчество - необычный сплав русской и украинской культур, формируя нравственные основы, патриотические чувства подрастающего поколения.
К несомненным достижениям культуры казаков относится не только песенно-танцевальный казачий фольклор, но и оригинальная литературно-историческая традиция. Культура казаков включает в себя окрашенную местным колоритом православную обрядность. Поэтому так живы по сей день народные обычаи, быт и нравы. Уважение к духовным традициям, почитание всех святых – характерные черты самобытной культуры ставропольского казачества.
В последние годы на Ставрополье возрастает интерес к многовековому наследию казаков, к фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности казаков Ставрополья возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа.
Список литературы и источники сети Интернет,
использованные в работе:
Ткаченко П. Кубанские песни. С точки зрения поэтической. - М., 2001.
Захарченко В.Г. Народные песни Кубани: Сборник. Вып. 2. Песни черноморских казаков.- Краснодар, 1997.
Алмазов Б.А. Казаки. -С-П.: Золотой век, Диамант, 1999.
Глухов – Ветлужский А.А. Любо, братцы,любо!.- С-П.: Сатисъ, 2007.
Покасов В.Ф. Казачество на Ставрополье: учебно-методическое пособие / В.Ф. Покасов, В.А. Черкасов. Ставрополь: СКИПКРО, 2011.
Сляднева Л. Н.. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект . Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008
Казачьи песни Ставрополья //Сост. В. Чернявский – Ставрополь: ООО «Интелект», ООО «ЮРКИТ», 2007.
Музыка народной души //Сост. В. Алексеева, Л. Бобрышова. – Ставрополь: СКДНТ, 1995.
Фольклорные песни Ставрополья //Сост. Л. Бобрышова – Ставрополь: СКДНТ, 2008.
Мельникова И.И. Духовная культура Ставрополья XIX – XX вв. (на примере фольклорных традиций): Дис. канд. истор. наук. – Ставрополь, 2004.
Кабанов А.С. О сохранении фольклорной песенной традиции в современности. М., 1978
http://studik.net/razvitie-lichnosti-na-osnove-pesennogo-folklorastavropolskogo-kazachestva/
http://kladraz.ru/metodika/o-kazachih-tradicijah-dlja-mladshih-shkolnikov.html
http://hrammaxim.ru/index.php?id=339&Itemid=94&option=com_content&view=article
http://na-journal.ru/3-2013-gumanitarnye-nauki/313-duhovnaja-kultura-kazakov-i-ee-vozrozhdenie
https://www.yuga.ru/articles/society/4341.html
http://cossackinozemcevo.ru/videoroliki
http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1138
http://www.slavakubani.com/culture/folklore-groups/detail.php?ID=5077
http://gisap.eu/ru/node/1258?destination=node%2F1258
http://www.nevworker.ru/number/13964/32
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu
www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=3229
1 Казачьи песни Ставрополья //Сост. В. Чернявский – Ставрополь: ООО «Интелект», ООО «ЮРКИТ», 2007.
2 Ткаченко П. Кубанские песни. С точки зрения поэтической. - М., 2001.
3 Захарченко В.Г. Народные песни Кубани: Сборник. Вып. 2. Песни черноморских казаков.- Краснодар, 1997.
4 Кабанов А.С. О сохранении фольклорной песенной традиции в современности. М., 1978
5 Мельникова И.И. Духовная культура Ставрополья XIX – XX вв. (на примере фольклорных традиций): Дис. канд. истор. наук. – Ставрополь, 2004.