12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вихарева Любовь Юрьевна32
Россия, Тверская обл., Тверь
4

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в сочетании с инновационными методиками и технологиями

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в сочетании с инновационными методиками и технологиями

Актуальность

Одним из стратегических направлений в образовании является инновационная деятельность образовательных учреждений. Сегодня усилия педагогических коллективов многих муниципальных образовательных учреждений направлены на поиски путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания.

Нынешнее образование должно быть ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Исходя из этих условий, одной из важнейших целей среднего образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, ее обработке и применении, а также по оценке результатов.

Важным качеством для реализации любой исследовательской или проектной работы является самоконтроль обучающегося. То есть способность выполнять определенные действия для достижения конкретно поставленной задачи или цели. Хотя чаще всего мы говорим не самоконтроль, а сила воли, понимая под этим особенность характера человека и не подозревая, что данное свойство можно вырабатывать и развивать сознательно.

Самоконтроль играет большую роль в формировании высоких результатов в проектно-исследовательской деятельности. Почему это так? Научные исследования доказали, что важным фактором в достижении целей является способность человека сознательно направлять и выстраивать свои действия. В проектной деятельности самоконтроль обучающегося является одним из кирпичиков в длительном процессе формирования наиболее важных качеств личности, а также помогает быть успешным в обучении.

Самоконтроль подобен заряду энергии, который может расходоваться для выполнения каких-либо действий. Поэтому важным является основная сфера применения самоконтроля - та область, на которую ребенок тратит наибольшее количество сил и энергии. Этой областью может быть как отдельно взятый исследовательский проект в школе, учебная дисциплина или тренировки и посещение спортивной секции в вечернее время. Основная сфера применения самоконтроля и будет поглощать наибольшее количество энергии и сил ребенка, снижая уровень самоконтроля в других областях. Дети, показывающие хорошие достижения и высокие результаты в какой-то конкретной области, тратят основные запасы самоконтроля именно на эту сферу.

При реализации проекта или исследовательской работы, нужно учитывать индивидуальные особенности и запасы самоконтроля и мотивации у каждого ребенка.

Правильная мотивация как платформа для реализации учебных проектов.

Методами мотивации могут быть как вознаграждение, так и наказание. Используя положительный метод мотивации, следует помнить, что выполненное задание и вознаграждение не должен разделять слишком большой промежуток времени. Положительная мотивация может поддерживаться и в процессе реализации поставленной учебной задачи.

Правильная мотивация Основные правила осуществления эффективной мотивации обучающихся можно сформулировать следующим образом:

ребенок должен понимать и чувствовать свой вклад в выполняемую учебную задачу;

если есть возможность - применять положительную мотивации вместо отрицательно, т.е. вознаграждение эффективнее наказания;

неожиданные промежуточные вознаграждения будут мотивировать на дальнейшее выполнение учебной задачи лучше, чем прогнозируемые или ожидаемые;

используя промежуточные положительные вознаграждения, следует заранее разделить учебную задачу на определенные интервалы, чтобы вознаграждение соответствовало объему выполненной работы.

Такие приемы формируют положительную самооценку обучающегося, а успех ведет за собой успех.

Постановка целей.

Еще одним основополагающим моментом в проектно-исследовательской деятельности является грамотная постановка целей, от которых будет зависеть уровень мотивации и степень заинтересованности обучающихся в выполнении учебных проектов.

Рассмотрим основные характеристики целей, повышающие внутреннюю мотивацию ребенка в учебном процессе: конкретность и адекватная трудность.

Конкретная цель будет лучше мотивировать ребенка на выполнение того или иного задания, не давая увильнуть и выполнить меньше или решить, что все и так выполнено в достаточном объеме и требуемом качестве. Если же изначально цель поставлена недостаточно четко, то в процессе ее достижения слишком легко сбиться с пути. вместо стремления к успеху ребенок почувствует разочарование или скуку. Вот почему так важно ставить конкретные цели.

Вторая характеристика грамотного целеполагания - ставить достаточно трудные, но достижимые цели. Трудность заставляет лучше стараться, проявлять упорство, мотивирует, раскрывает и закрепляет полезные личностные качества.

Самоощущения от достижения трудной и легкой цели совершенно разные. Применение новых подходов для достижения трудной цели создает новую ступень для развития личности, расширяет зону комфорта, открывает следующий уровень знаний и умений.

Необходимость конкретизации цели обусловлена психологией ребенка: дети будут делать только то, что их попросили. К примеру, если поставить перед школьником задачу - подготовить исследовательскою работу или проект как можно лучше, то он сделает эту работу лучше исходя из своего понимания такой постановки цели. Теперь попробуйте добавить несколько конкретных определений и четких требований, объясните, что значит как можно лучше и качество выполненной исследовательской работы или проекта значительно повысится.

Возникновение обратной связи между эмоциями и результатом. Правильная постановка трудных целей обеспечивает не только отличные результаты в проектной деятельности, но и приносит больше радости от их достижения. В целом, можно сказать, что дети, ориентированные на выполнение более сложных задач, чувствуют себя гораздо счастливее и ощущают больше гордости за свои достижения, а легкие победы почти не вспоминаются.

На этом этапе можно говорить о возникновении обратной связи между эмоциями и результатом. Т.е. положительные эмоции, возникшие от достижения определенного результата, мотивируют ребенка в дальнейшем с уверенностью браться за сложные задания. Эту обратную связь можно обозначит как "принцип формирования обратного отклика", а начинается этот процесс с постановки конкретных трудных целей.

Временной фактор при выборе способа формулировки цели в проектной деятельности

Фактор времени на подсознательном уровне заставляет выбирать один из двух способов постановки целей. Об одной и той же задаче мы склонны думать абстрактно либо конкретно в зависимости от сроков ее реализации. При этом подсознательно выбранный способ мышления способен придать положительную или отрицательную окраску рассматриваемой цели, влияя тем самым на ход наших дальнейших действий.

Более отдаленные во времени проекты оцениваются человеком с позиции абстрактного мышления. Здесь мы склонны принимать во внимание такие характеристики как важность, полезность, необходимость, целесообразность. Задачи ближайших дней оцениваются нами с позиции конкретного мышления. Мы анализируем ближайшие цели на предмет осуществимости, выполнимости, доступности.

Формула успешного проекта = позитивный настрой и вера в успех + понимание необходимости преодоления трудностей на пути к цели. Второй компонент формулы служит хорошей опорой для поддержания веры в успех и позитивного настроя, стимулируя на дополнительные усилия и преодоление препятствий.

Краткие выводы:

1. Правильная мотивация - фундамент для организации самоконтроля

2. Характеристики интересных мотивирующих задач: они должны быть трудными, но реально выполнимыми

3. Эффективнее использовать инструмент мотивации можно через грамотную формулировку цели.

4. Наилучших результатов в выполнении учебных задач можно достичь, реализуя в целеполагании два компонента - абстрактную цель с верой в успех и описание препятствий, которые могут встать на пути к цели.

Метод проектов - комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Применение такой инновационной технологии позволяет объективно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.