12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Krasina84
Добрый день. Зовут меня Красина Александра Сергеевна. Я проживаю в г. Краснодар, работаю в МАОУ СОШ № 96 педагогом - психологом. Люблю узнавать новое, самосовершенствоваться, ставить цели и добиваться успеха. Всем творческих достижений.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
2

Профессиональная проба: "Стажёры-инопланетяне"



Цель пробы. Знакомство учащихся с основными структурными подразделениями промышленного предприятия, их типичными профессиями и основными требованиями, предъявляемыми данными профессиями к человеку.

Развить умения проектной деятельности при разработке и реализации профессиональной пробы.

Организационные вопросы. Проба рассчитана на учащихся 9-11 классов. Количество участников — 25-32 чел. Время проведения — 30-45 минут. Для пробы необходимы инструкции, ИКТ, для «инопланетян» можно заранее дать домашнее задание, возможно они хотят принести костюмы, которые будут использованы для самопрезентации. Желательно иметь общую схему предприятия.

Ход пробы.

Вводное слово педагога с использованием ИКТ (презентация).

!!! Желательно, чтобы к моменту проведения пробы школьники были ознакомлены с темами по профессиональному самоопределению.

Инструкция ведущего: «Представьте, что недавно наша планета установила контакт с другой цивилизацией. Ученые обеих планет начали интенсивно изучать разные аспекты непривычной для них культуры, науки, производства. Два профессора — инопланетянина изучают земные профессии. Они делают это не только по книгам, но и воочию, в частности пробуя себя в конкретной работе. Для этого они выбрали одно из предприятий. Мы с вами являемся его представителями, руководителями различных служб, отделов, цехов. Нас всех собрали на совещание для того, чтобы мы подобрали для наших гостей несколько подходящих профессий с учетом их особенностей. Инопланетяне выйдут за ширму, чтобы описать свой облик, использую ИКТ, а мы с вами проведем презентацию отделов. Ваша цель, работая в группах, выбрать заведующего отделом, распределить профессии на каждого участника по одной, провести устную презентацию профессионалов. Вам надо кратко рассказать, чем занимается ваш отдел».Здесь будет файл: /data/edu/files/o1451230087.ppt (Стажёры-инопланитяне)

Ведущий предлагает гостям — инопланетянам выйти и подготовить самопрезентацию в течение 5-7 минут.

Инопланетянам дается следующая инструкция.

Инструкция гостям – инопланетянам

«В целях ознакомления с земными профессиями вы прибыли на одно из предприятий. Вы сильно отличаетесь от землян, поэтому постарайтесь точнее представить себя, чтобы руководители различных подразделений точнее подобрали вам работу. Опишите специфические особенности своего организма и изобразите их портретно, используя ИКТ. Необходимо нарисовать свои внешние данные, используя программы типа “Power Point”, “Excel”, “GI MP”, “Leafpad” и другие. Например, форму тела, его покров, расположение его конечностей и органов чувств. Указать рост (не более 3 м) и вес (не более 200 кг), достоинства (назовите не более двух), например, считаете как ЭВМ, имеете молниеносную реакцию, обладаете большой физической силой, не боитесь электрического тока, ядовитых химических веществ; о недостатках (назвать не менее двух): слабое зрение и слух, быстрое утомление и т. д.

Изобразите свой облик с использованием ИКТ, допускается наличие костюмов (можно дать заранее игрокам домашнее задание). Пояснения делаете краткие и понятные. Желаю вам удачи!».

Каждый отдел получает краткую игровую инструкцию для руководителей подразделений, где указывается название подразделения, основные условия труда в нем и главные требования к типичному работнику. Всего можно заготовить 15-20 инструкций. Я использую следующие (таблички на столах с названием отдела):

Вооруженная общественная охрана предприятия

Обеспечивает охрану и контроль за помещениями, за территорией предприятия. Основной работник – охранник. Работать приходиться стоя, поэтому важны физические критерии организма. Он должен быть ответственным, серьезным, терпеливым, уравновешенным. Иметь сильные и ловкие руки. Владение каким-либо видом техники (самбо, бокс и т.д.), приветствуется, даже, можно сказать, является необходимым условием.

Планово-экономический отдел

Занимается составлением планов работы предприятия и анализирует их выполнение. работа проходит в обычных помещениях, за столом. Основной предмет труда – цифры, таблицы, графики, картотеки, отчеты. При подсчетах нередко пользуются микрокалькуляторы. Основной работник – экономист. Он должен быть аккуратным, ответственным, уметь быстро считать, знать производство.

Транспортный цех

Занимается перевозкой различных грузов и людей на территории предприятия и за его пределами на грузовых автомобилях, заводских автобусах, а также на автогрузчиках и автокарах. Основной работник – водитель. Он должен знать автотранспортную технику и правила движения, иметь развитое пространственное мышление, быструю реакцию, а главное – быть осторожным и ответственным.

Опытно-конструкторское бюро

Создает новые образцы продукции и совершенствует уже выпускаемые. Работать приходиться стоя за кульманом (специальная чертежная доска) в обычных помещениях. Иногда работа проходит за столом, реже – на специальных опытных участках при отборе новых образцов, основной работник – чертежник – конструктор должен быть очень аккуратным, уметь грамотно и чисто делать чертежи, иметь развитое конструктивное мышление. Особые требования – к зрению и точности рук.

Слесарный участок механического цеха

На участке занимаются изготовлением деталей с помощью ручного слесарного инструмента, а также осуществляют сборку металлических конструкций. Основная работа проходит в цехе, за специальным столом – верстаком, стоя (реже – сидя). В работе используются слесарные тески, напильники, слесарные ножницы, молотки, иногда сверлильные станки, другое оборудование и приспособления. Основной работник – слесарь механосборочных работ. Он должен быть уравновешенным, иметь хороший глазомер и кожно-тактильную чувствительность, развитое практическое мышление, быть аккуратным, иметь сильные и ловкие руки.

Отдел бухгалтерии

Осуществляет работу с бумагами, поступающими из других цехов (например, из транспортного цеха). Составляет смету, расчеты. Выписывает счет – фактуры. Осуществляет контроль за бумагами. Работать приходиться в обычных условиях, сидя за столом. Необходимо знание ПК. Основной работник – бухгалтер. Особые требования – усидчивость, терпение, концентрация и устойчивость внимания, кропотливость, хладнокровие.

Отдел общественного питания (заводские столовые)

Создает условия, способствующие физическому существованию личности: приготовление пищи. Основной работник – повар. Работать приходиться стоя, большая нагрузка на ноги. Повар должен быть аккуратным, чистоплотным. Особые требования – креативность мышление, умение приспосабливаться к неожиданным ситуациям, терпение, быть осторожным и ответственным.

В класс приглашаются стажеры, они знакомят всех со своими достоинствами и недостатками, кратко отвечают на вопросы (5-7 мин.). Можно выслушать сначала представителей отделов.

После презентаций отделов, ведущий излагает условия игры: «Когда стажеры — инопланетяне представят себя, каждый руководитель должен решить, посоветовавшись со своим отделом, смогут ли работать в его отделении данные представители иной цивилизации. Дать обоснование своего решения».

Далее идет обсуждение подразделений, высказывают свои мнения специалисты, если первых таковых не найдется, то можно конкретно спросить какого-нибудь начальника отдела, например: «Уважаемый Сергей Павлович, вам, как самому опытному, представляется первое слово». Выступление каждого руководителя не должно превышать 3-4 минут.

После каждого выступления организуется краткое его обсуждение. Ведущий предлагает стажерам и руководителям выразить свое отношение к мнению выступившего. Ход обсуждения кратко фиксируется в таблице. Например, бухгалтерия, по мнению руководителя, не подходит стажеру (в первой графе напротив бухгалтерии — минус) и т. д.

!!! Ведущий должен вносить коррективы в высказывания школьников, подводить их к правильному пониманию требований разбираемых профессий, но делать это необходимо тактично, давая учащимся высказываться и даже спорить.

Обсуждение пробы.

Основное обсуждение проходит в ходе игры, в конце можно подвести итог, напомнить о заводских подразделений, кратко их охарактеризовать, обратить внимание на общую структуру промышленного предприятия. Пример с инопланетянами, хоть и носит игровой характер, но он показывает, что на предприятии могут найти себе работу самые разные по интересам и способностям люди.

Диагностические возможности пробы.

В пробе выявляются знания учащихся о структуре промышленного предприятия, об основных профессиях в цехах и отделах, представляется возможность определить умение школьников сопоставить требования профессии с данными конкретного работника. Помогает в этом придуманный образ инопланетянина, который наделяется многими человеческими качествами.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.