Программа профессиональной пробы «Фотохудожник» (8-11 класс)
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
«Фотохудожник»
54.02.08 – Техника и искусство фотографии |
|
Фотохудожник |
(код специальности по ОК 016-94) |
|
|
|
(наименование специальности/профессии в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
Хабаровск, 2020 г
Составитель: воспитатель первой квалификационной категории КГБ ОУ ШИ № 1 г. Хабаровска Кунц Анна Ивановна.
Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Профессиональная проба по специальности «фотохудожник» дает возможность учащимся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений в адаптации к новым производственным отношениям за счет повышения их уровня информированности о различных аспектах данной профессии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1» г. Хабаровска является участником мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальны проектам (протокол от 24 декабря 2018 года №16) и направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках мероприятий, направленных на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в КГБ ОУ "ШИ №1" реализуется комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям.
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Складывающийся рынок труда высветил серьезные затруднения в ее решении.
Возможность пройти профессиональные пробы создает сегодня условия для помощи учащимся школ в адаптации к новым производственным отношениям за счет повышения их уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Эффективной технологией здесь является погружение в профессию через профессиональные пробы.
Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности обучающегося. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям.
Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
- даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
- определяется уровень их готовности к выполнению проб;
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональная проба «Фотохудожник» в сфере деятельности «человек-человек»; «человек-художественный образ» ориентирует учащихся на формирование профессиональных представлений по специальности: 54.02.08 «Техника и искусство фотографии».
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает: выполнение групповых и индивидуальных, студийных, внестудийных съемок, фотографий для производственных, полиграфических, коммерческих, художественных, рекламных, прикладных целей, выполнение высокотехнологичных действий в области получения фотографических изображений, руководство коллективами фотоорганизаций.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: фотографические изображения; фотографическое оборудование (съемочное, осветительное, лабораторное); фотографические технологии, в том числе инновационные; услуги в области фотографии; первичные трудовые коллективы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Фотохудожник (фотограф) – это специалист, занимающийся созданием фотографий. Его основная задача – запечатлеть некоторое событие, людей, или предметы окружающего нас мира; с помощью фотографии рассказать о чем-то, вызвать эмоциональный отклик, создать нужное настроение.
Фотограф может осуществлять съемку в студии, где перед созданием кадра проводит огромную подготовительную работу: выбирает реквизит, организует световое и композиционное оформление кадра, готовит модель к съемке. Специалист также может осуществлять фотосъемку на «открытом воздухе» (например, съемку пейзажей, объектов живой природы, объектов архитектуры). В таком случае у него нет возможности самостоятельно создавать нужную обстановку для получения фотографии, но он может часами ждать нужного освещения, чтобы создать живописное изображение.
Самой динамичной можно назвать работу репортажного фотографа. Этот специалист занимается съемкой событий (например, пресс-конференций, парадов). Он должен успеть «поймать» наиболее гармоничный и информативный кадр, у него нет возможности выжидать, или самому создавать «идеальный» кадр. Чаще всего, фотографы делают несколько фотографий, а затем отбирают наиболее удачные. Нередко, чтобы сделать изображение более выразительным, специалисты дополнительно обрабатывают сделанные фотографии – меняют их яркость, контрастность, корректируют цвет.
Какие требования предъявляет данная профессия к работнику (способности и качества личности):
ярко выраженные художественные способности;
развитая коммуникабельность (чаще необходимо работать с клиентом);
креативность и высокая работоспособность, физическая выносливость;
гибкость мышления, развитое образное мышление;
хорошая память (особенно зрительная).
Профессиональные навыки и особенности профессии
Доминирующая профессиональная направленность: творчество, художественные образы в сочетании с производством и техникой.
Важно найти свой неповторимый уникальный стиль, создать который могут не только художественные образы, а и оригинальное техническое решение в обработке снимков.
Сегодня фотография вступила в этап кардинальных перемен, связанных с внедрением цифровых методов и средств. Современный фотограф, используя цифровые технологии, работает "на стыке", в смежных, пограничных областях между техникой, технологией и искусством.
Тип и класс профессии
Тип профессии по системе Е.А. Климова: «человек-человек»; «человек-художественный образ»;
Класс: творческий (эвристический);
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Нормальная острота зрения, хорошая кинестетическая чувствительность, точный линейный и плоскостной глазомер.
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания: опорно-двигательного аппарата (особенно, нарушающими движения рук); органов зрения (некорректируемое понижение остроты зрения, заболевания, при которых противопоказано яркое искусственное освещение).
Родственные профессии
Фотолаборант, фоторепортер.
Области применения профессии
Модельный бизнес (съемка показов, разработка портфолио для моделей);
Фотоателье
Рекламные агентства
Киностудии
Телевидение
Новостные агентства, СМИ, Издательства
Студии фотографии
Частные услуги (самостоятельное творчество в различных жанрах; праздничные агентства и компании (съемка свадеб, торжеств, юбилеев, презентаций и др.);
Требования к образованию
Профессиональным фотографом может стать творческий человек, не имеющий специального образования, но обладающий художественными способностями и стремящийся к профессиональному самосовершенствованию.
Профессию фотографа можно получить в:
государственных учебных заведениях;
коммерческих фотостудиях и фотошколах;
образовательных проектах в области фотографии.
Квалификацию «Фотохудожник» обучающиеся получают на специальности «Техника и искусство фотографии» в Хабаровском технологическом колледже.
Сроки получения СПО по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии углубленной подготовки в очной форме обучения, и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Фотохудожник |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев |
Сроки получения СПО и ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов лиц с ограниченным возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
В учебном плане теоретические дисциплины сочетаются с большим количеством прикладных предметов и практических занятий. Основной блок составляют технические предметы, дающие основу профессии. Также студенты изучают теорию фотографии и историю изобразительного искусства, дабы знать, как все начиналось, понять культурный контекст. Как правило, во время обучения помимо традиционных лекций и семинаров студенты посещают мастер-классы. Также будущие фотографы знакомятся с основами менеджмента отрасли. В учебный план специальности «Техника и искусство фотографии» включены такие дисциплины, как профессиональная этика и психология делового общения, стандартизация и сертификация, правовое обеспечение профессиональной деятельности, экономика отрасли и менеджмент. Еще одна особенность специальности состоит в том, что учеба здесь не заканчивается последней парой, или выполнением домашнего задания. Чтобы «набить руку», фотографы практически не расстаются с камерой — повсюду берут ее с собой: в магазины, кафе и дальние поездки, снимают величественные памятники архитектуры.
Кем работать
Выпускник «Техники и искусства фотографии» подготовлен для продолжения обучения в вузе по смежным специальностям.
Перспективы
Выпускники чаще всего находят себя в качестве фотографов-вольных художников. Кормят такого фотографа ноги. Чем больше съемок удастся «заполучить» и, главное, качественно сделать, тем выше гонорар, как текущий, так и будущие. Штатные фотографы иногда работают в редакциях крупных СМИ и в издательских домах. Наиболее перспективной отраслью фотографии сейчас считается рекламная фотосъемка.
Серьезное образование, связанное с этим направлением – «цифровые технологии» - можно получить в Санкт-Петербургском «Государственном университете кино и телевидения» по специальностям в области цифровых методов и средств телевидения кино и фотографии:
факультет аудиовизуальной техники: специальность “Аудиовизуальная техника”,
специализация: цифровые методы и средства телевидения кино и фотографии;
факультет фотографии и технологии регистрирующих материалов, специализация "Материалы и методы регистрации цифровых изображений".
В Хабаровске можно получить родственную профессию дизайнера в:
Хабаровском педагогическом колледже, специальность «дизайн (графический дизайн)», квалификация: дизайнер.
Хабаровском гуманитарном университете специальность "графический дизайн", квалификация: дизайнер.
В период обучения студенты, параллельно с освоением техник работы в различных видах пластических искусство изучают, основы фото; основы полиграфического производства; фотографию и фотографику; осваивают программы для редактирования изображений.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Теоретические навыки
Актуальные тенденции в современном искусстве и искусстве фотографии
Основные фотографические направления, эстетические принципы, процессы и практики
Устройство фотоаппаратуры и осветительной аппаратуры
Виды, свойства и способы использования фотоматериалов
Методы аналоговой фотопечати
Композиция, техники света и тени
Цветоделение, правила использования цвета в фотографии
Digital и новые медиа
Наблюдательность, изобретательность
Принципы психологии восприятия визуальной информации
Профессиональные навыки
Создание фотографических работ с учетом целевой аудитории и целевого назначения
Производственный цикл фотографии от творческого замысла до постобработки
Практическая работа с композицией
Использование различного вида профессиональной фототехники, фотооптики и дополнительных технических средств
Использование светового оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры
Фотопостановка
Работа в студийных условиях
Работа вне студии
Владение Adobe Lightroom, Adobe Photoshop (и аналогов)
Постобработка, ретушь и цветокоррекция
Личностные качества
Клиентоориентированность, работа с заказчиком
Профессиональная коммуникация
Тайм-менеджмент, рациональная организация рабочего процесса
Независимая работа
Работа в команде
Многозадачность, умение вести несколько проектов параллельно
Внимание к деталям
Ответственность за результат
Саморазвитие, повышение своего профессионального уровня
Программа профессиональной пробы по специальности «Фотохудожник» представляет собой комплекс практико-ориентировочных профориентационных мероприятий по профессии. Мероприятия имеют дифференцированный подход, учитывают возрастные и медико-психологические особенности подростковой аудитории. Программа рассчитана на 4 часа.
Цель программы:
оказание профориентационной поддержки учащимся общеобразовательных организаций в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в области фотографии;
формирование представлений о профессии (ее значении, перспективах развития, объемом трудовых функций и минимальным перечнем инструментов, рабочих приемов и операций).
В ходе выполнения профессиональной пробы школьники соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями к интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности. В программу профессиональной пробы входят занятия по введению в профессию «Фотохудожник», практические занятия по отработке определенных допрофессиональных навыков и умений учащихся.
Задачи программы:
познакомить обучающихся со спецификой профессии;
дать попробовать себя в отдельных видах профессиональной деятельности,
проверка наличия профессионально значимых качеств у участников профессиональной пробы;
помочь участникам профессиональных проб сформировать собственное мнение о профессии (утвердиться или отказаться от выбора данной профессии);
гармонизировать процесс вхождения в профессию у подростка.
Целевая аудитория: обучающиеся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
- умение устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;
- умение соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии;
- умение определять уровень своей готовности к выбору профессии.
Текущей формой контроля освоения деятельности являются мини-самостоятельные работы по решению практической ситуации. Итоговой формой контроля является защита творческого проекта.
Продолжительность пробы должна соответствовать нормам одного учебного занятия специальных (коррекционных) образовательных учреждений (не более 40 мин.).
Тематический план профессиональной пробы «Фотограф»
пп/п |
Тема |
Кол-во часов |
Подготовительный этап |
||
1 |
Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий. Специальная диагностика профессионально важных качеств |
1 |
Практический этап |
||
3 |
Устройство фотокамеры. Экспозиция камеры: выдержка, диафрагма, чувствительность. |
1 |
4 |
Жанры фотографии. Портрет. Законы композиции в портрете. Правила фотосъемки портрета. |
1 |
Рефлексивно-коррекционный этап |
||
6 |
Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы. |
1 |
|
ИТОГО: |
4 |
Профессиональная проба по профессии «фотограф» состоит из нескольких этапов: погружение в профессию, проведение практической части профессиональной пробы, анализ проведенной работы.
Подготовительный этап. (погружение в профессию). При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности фотографа, ознакомиться. Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.
Практический этап. Этот этап профессиональной пробы состоит из последовательно выполняемого задания, которое построено на основе элементов профессиональной деятельности фотографа. После выполнения пробы педагог подводит итог и дает общую оценку работы учащихся. Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен педагогом или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать.
Заключительный этап (рефлексивно-коррекционный). Рефлексия проходит в форме беседы с педагогом (оценка выполненных работ, дополнительные рекомендации участникам профессиональной пробы), а также заполнения анкет (по желанию). Деятельность подростка в рамках профессиональной пробы должна быть событием позитивным, анкетирование не должно быть утомительным. (Приложение 1). Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор учащегося профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.
Выполнение пробы направлено на диагностику профессионально важных качеств.
Содержание практических занятий
Компоненты пробы |
||||
технологический |
ситуативный |
функциональный |
||
Устройство фотокамеры. Экспозиция камеры: выдержка, диафрагма, чувствительность. съёмочное оборудование, принадлежности для обработки); |
||||
Задание |
||||
Освоить приемы настройки фотокамеры.
|
Особенности настройки фотокамеры. Выдержка, диафрагма, чувствительность.
|
Знакомство с режимами съемки: ручной режим, режим приоритета диафрагмы, режим приоритета выдержки |
||
I уровень сложности |
||||
Задание выполняется с участием преподавателя |
||||
II уровень сложности |
||||
Задание выполняется под наблюдением преподавателя |
||||
III уровень сложности |
||||
Задание выполняется самостоятельно |
||||
Жанры фотографии. Портрет. Законы композиции в портрете. Правила фотосъемки портрета. |
||||
Задание |
||||
Освоить приемы портретной и композиционной фотографии |
Организация и проведение фотосессии |
Знакомство с жанром портрета. Отработка приемов портретной и композиционной фотографии Техника исполнения: выбор характерной позы, четкость рук и жестов, выражение лица и глаз, выбор фона и композиции |
||
Условие |
||||
I уровень сложности |
||||
Задание выполняется с участием преподавателя |
||||
II уровень сложности |
||||
Задание выполняется под наблюдением преподавателя |
||||
III уровень сложности |
||||
Задание выполняется самостоятельно |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ |
|||||
Оборудование, инструменты, ПО |
|||||
№ |
Наименование |
Фото оборудования инструмента, мебели |
Технические характеристики оборудования, инструментов |
Ед. изме рени я |
Необ ходи мое кол-во |
1. |
Интерактивная доска |
Интерактивная доска типа EdBoard EW78DV в комплекте с проектором Optoma X308STe |
Шт. |
1 |
|
2. |
Компьютер с мышью и клавиатурой |
AMD FX-6100, 3300 МГц, 4гб и сильнее |
Шт. |
1 |
|
3. |
Стул |
Офисный на 4 ножках |
Шт. |
1на каждого |
|
4. |
Стол |
100х60 и более |
Шт. |
1 |
|
5. |
Microsoft Office |
Word + Excel |
Шт. |
1 |
|
6. |
Фотоаппарат с объективом или объективами |
Объектив должен соответствовать фотоаппарату |
комп лект |
1 |
|
7. |
Карта памяти |
Должна соответствовать фотоаппарату |
Шт. |
Любо е |
|
8. |
Цветной принтер для печати фотографий |
Должен соответствовать фотоаппарату |
Шт. |
1 |
|
9. |
Комплект постоянного студийного света |
Должен соответствовать фотоаппарату |
комп лект |
1 |
|
10. |
Фотовспышка для зеркальной фотокамеры |
Должна соответствовать фотоаппарату |
Шт. |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АНКЕТА
участника профессионально пробы
Уважаемый участник профессиональной пробы, просим Вас ответить на вопросы анкеты!
С какой профессией Вы познакомились на профпробе?
___________________________________________________________________
Какую пользу приносит людям работа специалистов данной профессии?
____________________________________________________________________
Какие трудности Вы обнаружили в работе специалистов данной профессии?
____________________________________________________________________
Какие трудности Вы обнаружили в работе с фототехникой и техническим оборудованием?
____________________________________________________________________
Оцените насколько интересным было для Вас сегодняшнее мероприятие:
Благодарим Вас за участие и сотрудничество!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 года N 515 Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
5. Майкл Фриман «101 секрет цифровой фотографии» - М.: Эксмо,2011
6. Профессиональная проба: проектирование и технология проведения. Составитель: О.Ю. Елькина – Новокузнецк, 2017
7. Ж.П. Черкасова, Н.А. Баева, Н.С. Косотурова, И.В.,Санникова, А.П. Мотаевская, Н.Г. Бухарова, А.Ю.,Соболева, Л.А. Иванова «Организация профессиональных проб в общеобразовательной школе». Методические рекомендации – Черемхово, 2017
8. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.