Профессиональное эмоциональное выгорание педагогических работников. Основные сигналы и эффективные решения

11
0
Материал опубликован 19 June 2020 в группе

Профессиональное эмоциональное выгорание педагогических работников. Основные сигналы и эффективные решения.

Безусловно, каждый из нас работает с удовольствием. Благодаря энтузиазму педагога, из класса формируется настоящая дружная семья. Но не всегда все так радужно. Помимо взлетов бывают и падения. Это нормально, если действовать и экспериментировать, проще говоря, работать. По опыту знаю, что профессиональная эйфория рано или поздно заканчивается. Что делать? В психологии профессионального развития существует термин «эмоциональное выгорание» - это, как правило, ответная реакция на затяжную стрессовую ситуацию, своего рода психологическая защита.

Профессиональное эмоциональное выгорание педагогов – это болезнь со своими симптомами, которую необходимо лечить. Имея внушительный опыт работы с людьми, я сталкивалась с этой болезнью не раз в качестве врачевателя и поделюсь своими наработками в этой области. Специалист любого рода деятельности подвержен риску выгорания. А педагогические работники особенно. Педагог всегда находится в сложном психологическом климате, поэтому, ему приходится быть стрессоустойчивым. Ведь мы работаем не только с детьми с разными способностями, воспитанием, возможностями здоровья, но и с родителями, коллегами, администрацией школы, с комбинатом школьного питания, наконец. Дело ясное, всем не угодишь, а угодить надо, при этом не уронить свое педагогическое достоинство.

Тревожные звоночки:

Если не получается восстановить силы за выходные, вас одолевает чувство постоянной усталости, головные боли, изменение веса, астения, значит, скоро появится раздражительность по отношению к воспитанникам и коллегам.

Если не покидает чувство бесполезности своих усилий, не устраивают результаты своего труда, кажется, что никто не ценит ваших достижений, значит, станете равнодушным к работе.

Если не устраивает ежемесячная финансовая составляющая или организация рабочего пространства и расписания, выматывает отчетность, значит, будут негативные мысли к работе и работодателю. Кстати, это очень опасно и очень заразно. Любой негатив и цинизм по отношению к работе легко передается коллегам. А мы должны ими дорожить. Если у вас и нет негативных мыслей по отношению к работе и работодателю, то своей зарплатой вы, скорей всего, не довольны. Это очень деликатная тема, и говорить об этом откровенно отважится не каждый педагог.

Если отсутствуют стимулы, встречи с интересными людьми, праздники и встречи в неформальной обстановке, то сформируется устойчивое стремление к обособленности и закрытости в работе. Педагоги не хотят делиться опытом, появляется нездоровая конкуренция, частые конфликты, переходящие на личности.

Рутинность и нарушение баланса между работой и личной жизнью. Все мы часто задерживаемся на работе, чтобы закончить какие-либо дела, проверить тетради. Мне порядком надоело носить свой пакет с котиком туда-сюда-обратно. Стараюсь проверять тетради в школе. Домой беру только контрольные и диктанты. Замечу, что брать работу на дом – это поведенческий симптом выгорания учителей. Коллеги, будем бдительны.

Это основные симптомы эмоционального выгорания, которые, в моем понимании, лечатся по формуле: учитель должен быть сыт, одет и здоров.

А если такая формула не действует, значит, педагогика – это не ваше. Соглашусь с мнением, что педагог – это не профессия, а диагноз.



Для фиксации перманентного результата пропишем и витамины:

Витамин «С» - высокий уровень эмоционального интеллекта директора. И чем он выше, тем ниже вероятность появления в школе выгорающих учителей. Правильная мотивация заключается в том, что директор высоко ценит ваш труд и уделяет достаточное количество внимания.

Витамин «Ч» – повышение профессиональных навыков. Саморазвитие, самообразование, увлечения, хобби. Мне нравится узнавать новое и применять в своей работе, поэтому, я с удовольствием посещаю семинары, принимаю активное участие в вебинарах на международном уровне, повышаю свою квалификацию. Сегодня знания стали доступными, можно выбирать то, что актуально и интересно.

Витамин «А» – улучшение финансового состояния. У учителей нашего края самая скромная зарплата по России. Мы не живем, а выживаем. Я желаю всем чиновникам такую зарплату, как у меня. Правда, и здесь есть частичный выход из положения. Зарплата педагога зависит от квалификационной категории, стажа, тарификации и т.д. Часто педагоги берут дополнительную нагрузку, чтобы заработать немногим больше, а семье уделяют любви и заботы значительно меньше. Работа в две смены не для меня. Жизнь педагога не должно сводиться к школьной рутине. «Стажисты» занимаются предоставлением услуг репетиторства. Некоторые, как я, зарабатывают дополнительный доход продвижением своего хобби. В настоящее время продукция ручной работы весьма популярна, но не всем везет ее регулярно реализовывать. Мои труды приносят сезонный доход, но это не повод останавливаться. Главное изучить спрос, а предложение не заставит себя долго ждать.

Витамин «С» – обмен опытом, наставничество. Мне нравится вместе с коллегами придумывать сценарии к праздникам, готовиться к конкурсам, радоваться их успехам и принимать участие в школьных и городских мероприятиях.

Витамин «Т» – поиск положительных сторон своей работы. Мне, например, нравится территориальное удобство, официальное трудоустройство, творческий коллектив, возможность повышать квалификацию и самое любимое – работа с детьми!

Витамин «Ь» – правильное питание. Педагогу трудно принимать этот витамин. Времени практически нет. Но будем стараться.

Витамин «Е» – вести здоровый образ жизни. Да, помогает. Когда-то я занималась верховой ездой, теперь люблю пешие прогулки, рыбалку и коньки.

Витамин «!» - вера в лучшее. Только позитивный настрой, как мачете, уничтожит любую депрессию, и будет вам СЧАСТЬЕ!



Продолжение следует.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.