Профессиональное эмоциональное выгорание педагогических работников. Основные сигналы и эффективные решения

«Современные технологии в работе педагога»
Воспитатель Шестакова Г.Н.
МБДОУ детский сад№3 Хабаровский край г. Вяземский
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Выбираю новые образовательные технологии с учетом целей и задач обучения и воспитания.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, по реализации образовательной деятельности. Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования.
Владею новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы. В своей работе я продуктивно использую новые образовательные технологии такие как: игровые технологии, здоровье сберегающие, коллекционирование, информационно-коммуникативные, технологию «Лэпбуккинг, ТРИЗ, как систему коллективных игр и заданий с детьми; кейс-технологию; квест технологию; технологии проектной деятельности, технология Портфолио.
Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:
- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.
Применение игровых технологий:
- Способствует преодолению пассивности.
- Повышает познавательный интерес.
- Вызывает эмоциональный подъем.
- Тренирует память.
- Развивает внимание.
- Развивает мышление.
- Помогает выработать речевые умения и навыки.
- Способствует развитию творчества.


Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Я применяю здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности. Чтобы дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, я провожу её в игровой и тематической форме. Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, гимнастику пробуждения. Ежедневные прогулки, подвижные игры, спортивные упражнения, развлечения и досуги способствуют поддержанию интереса к физической культуре, развитию физических качеств дошкольников. Таким образом, специально организованная здоровье сберегающая среда в группе содействует физическому, духовному и социальному благополучию воспитанников, а также формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности. Дети умеют самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.



Технология – коллекционирование, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности по Н.А. Коротковой. Я решила опробовать её на практике
Коллекционирование это не только один из видов познавательно – исследовательской деятельности, но и повод для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. А также развитие социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.


Невозможно представить современное образование без информационно-коммуникативных технологий. Я применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий:
- подбор иллюстративного, дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление стендов для родителей, интерьера;
- оформление групповой документации;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- знакомлюсь с опытом коллег, периодическими изданиями;
- создание презентаций в программе Microsoft Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. В работе использую мультимедийные презентации, которые являются самым современным средством наглядности. Это позволяет сделать общение не только наглядным, но и более интересным, мобильным



В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования я ищу новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны моим детям и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. И я нашла для себя новую технологию «Лэпбуккинг» и интересное методическое пособие – лэпбук. Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. В результате работы над лэпбуком и с его помощью у детей развиваются такие универсальные умения, как: умение планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, распределять обязанности, искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.


ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
Использую приемы ТРИЗ- технологии. Для обучения детей работе с признаками объектов использую настольную игру «Занимательная собирай-ка»; для закрепления умения детей работать по модели «Объект-имя признака- значение признака» - игру «Найди пару»


Технология проектной деятельности
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
В своей педагогической практике использую метод проектов, реализуя краткосрочные творческие проекты по единой тематике, обращая при этом внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследуя следующие цели: выявление талантливых детей, активизация воспитательного процесса, формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску.

Технология Портфолио - педагога это досье успехов жизни педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Портфолио педагога выполняет ряд функций: накопительную, моделирующую, педагогическую.
Все эти современные технологии я внедряю и применяю в своей работе, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В дальнейшем новые педагогические технологии гарантируют успешное обучение детей в школе.