Доклад по самообразованию по теме «Непрерывное профессиональное образование»
РАССМОТРЕНО на заседании МО «____» ________2016 г. Председатель МО Лямкина Л.С. |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Прокопьевский строительный техникум»
Отчет по самообразованию преподавателей:
Клименко Н.С., Черданцевой Т.Ф.
В настоящее время возрастает значение профессионального образования для промышленности Кузбасса, как ведущего сектора региональной экономики. Нужно отметить, что в условиях бурного развития технологий и глобальной конкуренции растет потребность в более гибкой, квалифицированной рабочей силе, готовой к постоянному обучению и развитию. Исходя из этих установок, была сформирована основная тема по самообразованию: «Непрерывное профессиональное образование». Принимая во внимание особенности обучающихся техникума, для самостоятельного изучения и применения в практике обучения были выбраны две подтемы: «Конкурентология», «Конфликтология».
В процессе самообразования по теме «Непрерывное профессиональное образование» изучили работы ведущих ученых в этой области (А.М. Новиков, Е.В. Ткаченко, С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова); установили следующие концепции теории профессионального образования:
- концепция гуманизации профессионального образования, которая позволяет развивать профессиональное образование России;
- концепция демократизации образования;
- концепция опережающего профессионального образования;
- концепция непрерывного профессионального образования;
- концепция компетентностного подхода в профессиональном образовании;
- концепция личностно-развивающего профессионального образования;
- концепция профессионального самоопределения.
В концепции непрерывного профессионального образования знаковой идеей для нас является международное сотрудничество в профессиональном образовании. Примеры заимствования зарубежного опыта к российскому контексту характерны для преподаваемой дисциплины. (ЕГЭ, как вариант стандартного тестирования, дуальная система профессионального образования, портфолио в качестве формы аутентичного оценивания обучающихся).
Проведен сравнительный анализ для выявления общностей и различий в подходах, к реализации стратегий подготовки обучающихся с различными моделями профессионального образования в США и Германии.
Данная тема по самообразованию явилась основополагающей в работе над статьей «Проблемы современного профессионального образования Германии с учетом специфики рынка труда», которая опубликована в сборнике «Материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век» (Кемерово, 17 марта 2016 год).
В дальнейшей работе по теме, мы хотели бы от термина «заимствование» зарубежного опыта к термину «перенос» международных образовательных практик в национальные контексты.
Несомненный интерес для нас представляет и подтема «Конкурентология», а именно один из ее аспектов: «Общие правила делового общения». Как показывает практика, неформальное общение с обучающимися все более минимизировано. В общении, как в процессе мы выделили следующие этапы:
Приветствия, обращения собеседников друг к другу.
Постановки вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложения одной стороны.
Активного слушания и обмена информацией.
Выдвижение идей, версий, гипотез, решения проблем.
Нахождения оптимального способа решения проблемы, задачи.
Принятия решения.
Завершения общения (пожелания взаимных успехов, высказывание о намерениях на будущее и так далее).
Надеемся, что это поможет сделать общение с обучающимися не только необходимостью, но и естественной потребностью.
В своей практической деятельности постоянно обращаем внимание на эмоциональные особенности обучающихся: несдержанность, раздражительность, вспыльчивость и даже агрессия. Поэтому тема «Конфликтология» приобретает особую актуальность. В данной теме для нас главным является умение находить достойный выход из конфликтной ситуации. Прежде всего, мы дали определение и разъяснения таким понятиям как: инцидент, конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, разрешение конфликта, источники конфликтов. В группе 9ТМ-15 проведен тест (оценка уровня конфликтности личности). Обобщив результаты теста (Приложение 2), мы сформулировали несколько правил поведения на то, чтобы преодолеть в себе негативные качества характера:
Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте!
Чаще улыбайтесь! Улыбка дешево стоит, но дорого ценится.
Традиции бывают хорошие и не очень.
Сказать правду тоже надо уметь!
Будьте независимы, но не самоуверенны!
Не превращайте настойчивость в назойливость!
Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.
Не переоценивайте свои способности и возможности.
Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
Проявляйте доброжелательность!
Проявляйте выдержку в любой ситуации.
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
Мы планируем и в дальнейшем изучение эмпирического и теоретического материала в области социальной педагогики и психологии.
Приложение 1
Библиографический список
Теория и практика модернизации профессионального образования России и США: международная коллективная монография/под.ред. Е.В. Ткаченко и И.П. Смирнова. – Томск: Кемерово, Новосибирск : SST, 2012. – 300 c.
Смирнов, И.П. Теория профессионального образования / И.П. Смирнов. – НИИРПО, 2006. – С. 147,157.
Смирнов, И.П., Поляков, В.А., Ткаченко, Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования / И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. – М.: ООО «Аспект», 2004. – С.17.
Смирнов, И.П. Человек. Образование. Профессии. Личность / И.П. Смирнов – М.: Граф-Пресс, 2002. – 276 с.
Бурмистрова, А.С., Смирнов, И.П., Ткаченко, Е.В. Профессиональное образование и молодежь России: сравнительное социальное исследование / А.С. Бурмистрова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. – М.: НИИРПО, 2012. – 212 с.
Приложение 2
Тестирование проводилось в группе 9ТМ-15. В тестировании принимали участие 23 обучающихся, из них от 21-23 баллов (ниже среднего) получили 7 человек; от 27-29 баллов (средний уровень) получили 11 человек; от 33-35 баллов (выше среднего) получили 4 человека, и 1 обучающийся определил у себя высокий уровень конфликтности – 37 баллов.
6