Занятие по робототехнике «Профессия XXI века – программист»
Тема: «Профессия XXI века – программист.
Формирование исследовательских компетенций школьников средствами робототехники. Роботы вокруг нас».
Форма: занятие по программе внеурочной деятельности «Робототехника».
Цель: актуализировать знания о различных видах датчиков, запрограммировать робота, изучить его функции и возможности.
Задачи:
закрепить умение выполнения работы по образцу при конструировании робота;
способствовать формированию исследовательских компетенций;
развивать любознательность, наглядно-логическое мышление, способствовать привитию аккуратности, точности, умению доводить дело до конца;
воспитывать интерес к техническому творчеству, умению работать в коллективе.
План занятия:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 минуты)
Актуализация знаний (15 минут)
Формулирование темы и цели урока, постановка задач (2 минуты)
Практическая работа (13 минут)
Представление результата (5 мин)
Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты)
Ход занятия | |||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты) | Приветствие. Перед началом урока дети выбирают цветной жетон (на обратной стороне QR код, для деления на 5 команд). Далее при помощи этих жетонов дети будут разделены на три команды - по цвету жетона. | Настрой на работу. | Развивать внимательность. |
Актуализация знаний (15 минут) Квест | - Когда вы вырастите, кем вы хотите стать? | - Дети отвечают (повар, доктор, учитель…) Варианты детей. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение работать индивидуально. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности. Воспитывать чувства справедливости, ответственности. |
Формулирование темы и цели урока, постановка задач (2 минуты) | Я хочу прочитать вам считалку, которую мы после с вами обсудим. На златом крыльце сидели: Всем знакома эта детская считалочка. В старину профессий было не так много, и читая книги по истории упоминаются профессии: стрелок, повар, утятник и другие. Про эти профессии даже мама с папой не знает. Сейчас профессий уже несколько тысяч. Какая сейчас одна из самых востребованных профессия XXI века? Тема нашего урока «Профессия XXI века – программист». Какие цели вы бы поставили перед собой? Кто такие программисты? Как вы думаете? Программист – это специалист, занимающийся программированием, то есть созданием компьютерных программ. Цель работы программиста? | . Ответы детей. Программист. Познакомиться с профессией программист. Узнать какова деятельность программиста. Варианты детей. Создание программ, которые удовлетворят требования заказчика. | Умение определять цель и задачи деятельности на занятии. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение работать индивидуально. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. |
Квест | Итак, для того, чтобы ответить на 2 вопроса плана, вам нужно пройти квест. Вывод по квесту. Для чего служат эти датчики? Куда, как правило крепятся эти датчики? Можем ли мы сразу установить 3 датчика? | Проходят квест, получают слова датчики цвета, звука, касания. | |
Практическая работа (10 минут) | Теперь я предлагаю раскодировать ваши QR коды,и поделиться на 5 команд. Сейчас мы с вами поработаем с датчиком касания. Перед вами алгоритм написания программы для работы с использованием датчика касания. Давайте вспомним, какие функции нашей программы понадобятся нам сегодня для этого. На выполнение этого задания я даю вам 8 минут. - Каждая группа получает инструкционную карту. Инструкционная карта 1 команда: Робот должен: Ехать, прямо, со скоростью 50, ожидая команды от датчика касания. Получить команду от датчика касания. Повернуться на право. Продолжить путь прямо в течение 2 оборотов. Инструкционная карта 2 команда: Робот должен: Ехать, прямо, со скоростью 50, ожидая команды от датчика касания. Получить команду от датчика касания. Повысить скорость до 75. Продолжить путь прямо в течение 2 оборотов. Инструкционная карта 3 команда: Робот должен: Ехать, прямо, со скоростью 50, ожидая команды от датчика касания. Получить команду от датчика касания. Развернуться на 360 градусов, остановиться. Инструкционная карта 4 команда: Робот должен: Ехать, прямо, со скоростью 50, ожидая команды от датчика касания. Получить команду от датчика касания. Повернуться налево. Продолжить путь прямо в течении 2 оборотов. Инструкционная карта 5 команда: Робот должен: Ехать, прямо, со скоростью 75, ожидая команды от датчика касания. Получить команду от датчика касания. Понизить скорость до 50. Продолжить путь прямо в течение 2 оборотов. | Рулевое управление – отвечает за передвижения робота по прямой. Функция ожидания – ожидает команды от датчика, в нашем случае касания. Сам датчик касания. Большой мотор – позволяющий нам работать один колесом, и совершать развороты и повороты. Просмотр инструкционных карт. Программирование роботов. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение работать в группе. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. Изучение инструкционных карт. Программирование робота по заданной инструкции. Знать основные правила работы с программой. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности. |
Представление результата (5 мин) | - Давайте посмотрим, что получилось у нас при программировании робота. - Оцените свою работу. На экран. Справились ли с программированием робота? Смогли ли запустить робота? | Демонстрация выполненной работы. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Умение работать в группе. |
Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты) | - Что же требуется от программиста для написания программы? - Какими качествами должен обладать программист? - Кому понравилось быть программистом? Кто задумался связать свою жизнь с этой профессией? Закончить урок мне хотелось бы, чтобы вы выбрали у себя на компьютере тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (может распечатать). | Знать языки программировани, Уметь составлять алгоритмы, знать английский язык, Терпение, трудолюбие, желание учиться, умение фантазировать. Рефлексия. | Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. |
Приложение
Квест
1 станция. Звук.
Прослушать фрагмент звука животного на сенсорной доске. Соединить звук с изображением.
2 станция. Цвета.
Собрать из мозаики картинку кубика Рубика (на нем такие же цвета которые распознает датчик цвета).
3 станция. Касание.
Чтение стихотворения. На каждый счет, происходит касание ладоней и только после этого выполняется движение.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись,потянулись. Раз – росой они умылись,
Два - изящно покружились,
Три – нагнулись и присели
И на солнце поглядели.
Влево - вправо повернись и в ребяток превратись.
Максакова Наталья Михайловна