Самоанализ педагогической деятельности «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
Пояснительная записка к презентации
Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста
Тема агрессивного поведения у детей дошкольного возраста была освещена мной впервые в 2006 годом. Материалы моей работы, вошли в сборник I региональной научно-практической конференции «Психологическая служба в учреждении образования: проблемы и перспективы» (Псков, 2006).
В статье «Психологическая коррекция детской агрессивности» опубликована коррекционно-развивающая программа «Школа добра». Программу можно использовать, как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми в возрасте 5 – 7 лет.
Авторская программа «Школа добра» апробирована в МБДОУ № 28 «Искорка» 2005 – 2006 учебном году с детьми в возрасте 6 – 7 лет.
Цель программы: повышение индивидуальной способности управления агрессией (предотвратить деструктивные агрессивные действия).
Задачи программы:
Научить распознавать агрессивные импульсы и чувства.
Обучение ребенка приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Обучение способам снятия эмоционального и психомышечного напряжения.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и т.д.
Расширение репертуара навыков социального поведения у ребенка.
Чтобы отследить, насколько эффективна программа, были выделены критерии эффективности программы:
Ребенок применяет конструктивные способы взаимодействия в общении со сверстниками и взрослыми.
Снижение уровня проявления агрессивного поведения (сокращение жалоб воспитателей и родителей).
Динами успешности выполнения заданий.
Динами успешности выполнения диагностических заданий в начале и в конце курса занятий.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, использовались следующие методы и приемы:
Элементы телесно-ориентированной игротерапии.
Применение рисуночных техник.
Метод незаконченных историй.
Психогимнастика.
Психотерапевтические истории (элементы сказкотерапии) и т.д.
Программа постоянно дополняется практическим и теоретическим материалом, который полез для педагогов и родителей дошкольников ДОУ.
Моя тема по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста». За основу темы самообразования взята книга Ковалевой И.В. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».
На протяжение 2017 – 2018 учебного годя, я и педагог группы раннего возраста Кузьмина В.В. нарабатывали материал по работе с деть раннего возраста. Валентина Витальевна на педагогическом совете представила в презентации «Профилактика детской агрессивности в группе раннего возраста» материал из опыта работы, который не только актуален для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, но и для родителей, как практическое пособие.
Материал презентации «Профилактика детской агрессивности в группе раннего возраста» вошел в консультационный цикл семинаров – практикумов для родителей детей раннего возраста, организованных мной, как педагогом – психологом ДОУ.
В рамках деятельности психологической службы ДОУ для педагогов о родителей подбирался материал для обсуждения. Мнение педагогов и родителей, я узнавала, через анкету обратной связи. Проходил мини-социологический опрос, через который я узнавала, был ли интересен материал, находил ли он применение в детском коллективе ДОУ и дома, пожелания родителей и педагогов.
Группа раннего возраста Кузьминой В.В., стала экспериментальной площадкой на 2018 – 2019 учебный год, на которой апробируется мной авторская программа «Сказки из старинного сундука бабушки Агафьи».
Программа направлена, на знакомство детей раннего возраста с русской народной сказкой. Через сказку дети во время занятия, учатся сочувствию, состраданию (развитие чувства эмпатии). В программу включены упражнения и игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Каждое занятие оканчивается релаксационной паузой в сенсорной комнате, как своеобразный ритуал окончания занятия.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: ЖОГНО РИММА СЕРГГЕВНА
МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «РОСТОК» ГОРОД ПСКОВ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ"
PPTX / 7.32 Мб