Самоанализ педагогической деятельности «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
Профилактика детской агрессии в группе раннего возраста /опыт работы/ Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 ОАО «РЖД» Кузьмина В.В., воспитатель группы раннего возраста Псков 2018
Природа детской агрессивности В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе». Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния
Причины 1. Погода в доме… Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший». 2. Сомнительные методы воспитания Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка, бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.
3. Неблагополучная атмосфера в садике Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей. 4. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы , крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»). 5.Высокий уровень тревожности у ребенка Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя — упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.
Проявления агрессии у детей Агрессивное поведение у ребенка проявляется в следующих действиях: драки; укусы; попытки пинать, бить родителей; обзывательства и грубые выражения; агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой); ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки; в более старшем возрасте-подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует
Игры — выпускаем пар Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через игры. Психологи выделяют и предлагают для нас, воспитателей, специальные игры, в процессе которых можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для целой группы детей, и для того, чтобы играть родителям наедине со своим малышом дома. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать.
«ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН» из фасоли, гороха…
Дидактические игры «Собери бусы», «Собери крышки» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения.
ПЕС БАРБОС
БОЖЬИ КОРОВКИ
ВЕСЕЛЫЕ ТОПОТУШКИ
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРЯТА, ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА!
Пальчик за пальчик крепче возьмем, Раньше дрались, а теперь ни почем!
КОРОБКИ- МИРИЛКИ ПОДУШКА -ПРИМИРЕНИЯ
КАРТОТЕКА МИРИЛОК
Рекомендации родителям: - принимайте ребёнка таким, каков он есть; - предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности; - включайте малыша в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле; - расширяйте кругозор ребёнка; - игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих; - учитесь слушать и слышать ребёнка; - не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно. повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они разумны - будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните : в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка. -найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе. И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких либо других условий!
ВЫВОД: Все перечисленные выше приемы просты и доступны каждому родителю и воспитателю. Желание и терпение помогут нам предотвратить укрепление агрессивности как формы поведения у наших малышей. После работы по профилактике агрессивности, проведённой в нашей группе, заметили снижение агрессивности у детей, спад эмоциональной напряжённости и прогресс в развитии коммуникативных навыков у детей; способности сочувствовать, понимать себя и другого человека и осознавать свою причастность к детскому коллективу. У родителей повысилась компетентность в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах формирования основ психического здоровья детей.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА ПЛАНИРУЕМ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ПОПОЛНЯТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ В ГРУППЕ ПЛАНИРОВАТЬ И ПРОВОДИТЬ РАБОТУ СОВМЕСТНО С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ