Самоанализ педагогической деятельности «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»

0
0
Материал опубликован 15 February 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста


 

Тема агрессивного поведения у детей дошкольного возраста была освещена мной впервые в 2006 годом. Материалы моей работы, вошли в сборник I региональной научно-практической конференции «Психологическая служба в учреждении образования: проблемы и перспективы» (Псков, 2006).

В статье «Психологическая коррекция детской агрессивности» опубликована коррекционно-развивающая программа «Школа добра». Программу можно использовать, как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми в возрасте 5 – 7 лет.

Авторская программа «Школа добра» апробирована в МБДОУ № 28 «Искорка» 2005 – 2006 учебном году с детьми в возрасте 6 – 7 лет.

Цель программы: повышение индивидуальной способности управления агрессией (предотвратить деструктивные агрессивные действия).

Задачи программы:

Научить распознавать агрессивные импульсы и чувства.

Обучение ребенка приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Обучение способам снятия эмоционального и психомышечного напряжения.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и т.д.

Расширение репертуара навыков социального поведения у ребенка.

Чтобы отследить, насколько эффективна программа, были выделены критерии эффективности программы:

Ребенок применяет конструктивные способы взаимодействия в общении со сверстниками и взрослыми.

Снижение уровня проявления агрессивного поведения (сокращение жалоб воспитателей и родителей).

Динами успешности выполнения заданий.

Динами успешности выполнения диагностических заданий в начале и в конце курса занятий.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, использовались следующие методы и приемы:

Элементы телесно-ориентированной игротерапии.

Применение рисуночных техник.

Метод незаконченных историй.

Психогимнастика.

Психотерапевтические истории (элементы сказкотерапии) и т.д.

Программа постоянно дополняется практическим и теоретическим материалом, который полез для педагогов и родителей дошкольников ДОУ.

Моя тема по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста». За основу темы самообразования взята книга Ковалевой И.В. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».

На протяжение 2017 – 2018 учебного годя, я и педагог группы раннего возраста Кузьмина В.В. нарабатывали материал по работе с деть раннего возраста. Валентина Витальевна на педагогическом совете представила в презентации «Профилактика детской агрессивности в группе раннего возраста» материал из опыта работы, который не только актуален для педагогов, работающих с детьми раннего возраста, но и для родителей, как практическое пособие.

Материал презентации «Профилактика детской агрессивности в группе раннего возраста» вошел в консультационный цикл семинаров – практикумов для родителей детей раннего возраста, организованных мной, как педагогом – психологом ДОУ.

В рамках деятельности психологической службы ДОУ для педагогов о родителей подбирался материал для обсуждения. Мнение педагогов и родителей, я узнавала, через анкету обратной связи. Проходил мини-социологический опрос, через который я узнавала, был ли интересен материал, находил ли он применение в детском коллективе ДОУ и дома, пожелания родителей и педагогов.

Группа раннего возраста Кузьминой В.В., стала экспериментальной площадкой на 2018 – 2019 учебный год, на которой апробируется мной авторская программа «Сказки из старинного сундука бабушки Агафьи».

Программа направлена, на знакомство детей раннего возраста с русской народной сказкой. Через сказку дети во время занятия, учатся сочувствию, состраданию (развитие чувства эмпатии). В программу включены упражнения и игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Каждое занятие оканчивается релаксационной паузой в сенсорной комнате, как своеобразный ритуал окончания занятия.

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: ЖОГНО РИММА СЕРГГЕВНА

МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «РОСТОК» ГОРОД ПСКОВ.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ"
PPTX / 7.32 Мб

Предварительный просмотр презентации

Профилактика детской агрессии в группе раннего возраста /опыт работы/ Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 ОАО «РЖД» Кузьмина В.В., воспитатель группы раннего возраста Псков 2018

Природа детской агрессивности В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе». Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния

Причины 1. Погода в доме… Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший». 2. Сомнительные методы воспитания Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка, бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.

3. Неблагополучная атмосфера в садике Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей. 4. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы , крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»). 5.Высокий уровень тревожности у ребенка Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя  — упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.

Проявления агрессии у детей Агрессивное поведение у ребенка проявляется в следующих действиях: драки; укусы; попытки пинать, бить родителей; обзывательства и грубые выражения; агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой); ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки; в более старшем возрасте-подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует

Игры — выпускаем пар Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через игры. Психологи выделяют и предлагают для нас, воспитателей, специальные игры, в процессе которых можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для целой группы детей, и для того, чтобы играть родителям наедине со своим малышом дома. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать.

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН» из фасоли, гороха…

Дидактические игры «Собери бусы», «Собери крышки» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения.

ПЕС БАРБОС

БОЖЬИ КОРОВКИ

ВЕСЕЛЫЕ ТОПОТУШКИ

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРЯТА, ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА!

Пальчик за пальчик крепче возьмем, Раньше дрались, а теперь ни почем!

КОРОБКИ- МИРИЛКИ ПОДУШКА -ПРИМИРЕНИЯ

КАРТОТЕКА МИРИЛОК

Рекомендации родителям: - принимайте ребёнка таким, каков он есть; - предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности; - включайте малыша в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле; - расширяйте кругозор ребёнка; - игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих; - учитесь слушать и слышать ребёнка; - не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно. повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они разумны - будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните : в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка. -найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе. И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких либо других условий!

ВЫВОД: Все перечисленные выше приемы просты и доступны каждому родителю и воспитателю. Желание и терпение помогут нам предотвратить укрепление агрессивности как формы поведения у наших малышей. После работы по профилактике агрессивности, проведённой в нашей группе, заметили снижение агрессивности у детей, спад эмоциональной напряжённости и прогресс в развитии коммуникативных навыков у детей; способности сочувствовать, понимать себя и другого человека и осознавать свою причастность к детскому коллективу. У родителей повысилась компетентность в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах формирования основ психического здоровья детей.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА ПЛАНИРУЕМ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ПОПОЛНЯТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ В ГРУППЕ ПЛАНИРОВАТЬ И ПРОВОДИТЬ РАБОТУ СОВМЕСТНО С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.