12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жогно Римма Сергеевна286
Россия, Псковская обл., Псков
3

Родительское собрание «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»



ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 1.26 Мб


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
DOCX / 14.23 Кб

Консультация для родителей детей раннего возраста

Тема «Агрессия в раннем возрасте»

 

Пояснительная записка:

Тема по самообразованию моя (педагог-психолог ДОУ: Римма Сергеевна Жогно) на 2018 – 2019 уч.г. «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста». С педагогами ДОУ групп раннего возраста, мы нарабатывали материал в течение 2018 года. Нами составлены картотеки игр по профилактике агрессивного поведения у детей раннего возраста, оформлены папки «Советы психолога ДОУ» и созданы презентации для родителей и педагогов ДОУ. В течение 2018 – 2019 уч. г., мы проводим семинары – практикумы для родителей. Тема «Агрессия в раннем возрасте», актуальна для родителей детей от 1 года до 3 лет.

 

«Агрессия в раннем возрасте»

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детской агрессивности в раннем возрасте.

 

Задачи:

Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления агрессивности, причинами, последствиями;

Раскрыть направления работы с агрессивным ребенком;

Стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом.

 

Первая часть консультации:

 

Используем слайды с 1 по 6.

Агрессия - это намеренное причинение ущерба людям или предметам. Под ущербом понимается и физический ущерб, и отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией - действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.

Агрессивность в возрасте двух лет - нормальное явление. Ребенок приближается к возрасту так называемой "малой автономии или автономии с оглядкой". Ребенок проявляет, во-первых, свою волю, а во-вторых, проверяет, от кого можно ждать опасности, а кому можно «сесть на шею» (поэтому возраст так и называется - "автономия, но с оглядкой", то есть, кто позволит быть автономным, драться и кусаться).

 

Упражнение «Портрет агрессивно ребенка»

Группа делится на 3 – 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» на которой перечислены индивидуальные особенности всех категорий детей (агрессивные, гиперактивные, застенчивые, тревожные…).

Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой категории детей на данной встрече, участники могут дополнять список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Ведущий в конце обсуждения предлагает родителям упражнение «Как помочь агрессивному ребенку». Виды помощи (высказывания) записываются на доске, обсуждаются, какие могут быть приемлемы в семье (по желанию участников). Разработка формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии.

 

Используем слайд 7.

Причинами агрессивного поведения детей могут быть:

негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);

терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);

суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

ограничение самостоятельности ребенка;

авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;

чрезмерно уступчивое поведение родителей;

индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

При этом основную роль в формировании агрессивности детей играет поведение членов их семей.

 

Используем слайд 8.

Деятельность психолога по преодолению агрессии в поведении детей включает работу как с детьми, так и с их родителями.

 

Работа с детьми, ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:

 

Первое направление - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни). Агрессия - показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.

 

Второе направление - обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту, это заключается в выборе занятий, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.

 

Третье, что следует делать при работе с агрессивными детьми, - развивать у них навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации. Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.

 

Четвертое направление - развитие позитивных качеств личности - осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним.

 

 

Работа психолога с родителями и воспитателями детей, ведущих себя агрессивно, заключается в информировании их о причинах агрессивного поведения и факторах его становления, а также в обучении взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка, таким, как:

спокойная реакция на агрессивное поведение ребенка, находящегося с ним взрослого, примерно такая: "это нехорошо, но ничего из ряда вон выходящего; постепенно ты научишься так не делать". Если взрослый реагирует бурно, ребенок может вновь и вновь вести себя агрессивно только для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого.

желательно стараться находиться рядом с ребенком, чтобы предотвратить агрессию, при первых ее признаках направить малыша по желаемому пути;

отвлечь, дать другую игрушку, предложить ребенку топнуть ногой, изменить место игры и т. п.;

если ребенок все сделал правильно, то похвалить, обнять его, побыть рядом;

в случае, когда ребенок бьет другого, незамедлительно увести его и отвлечь, занять чем-то другим;

в ситуации, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, ничего ему не говорить, а дождаться, пока малыш успокоится, и только тогда побеседовать с ним;

в случае разрушительной агрессии кратко и однозначно выразить свое недовольство и предложить устранить разгром;

в некоторых случаях использовать мягкое физическое манипулирование, т.е. спокойно взять ребенка на руки и унести с места конфликта;

если ребенок отвечает на удар ударом, не надо его ругать за то, что он дерется, потому что это будет воспринято как несправедливость. Желательно объяснить, что вообще лучше договариваться, чем драться (имея в виду, что иногда нет другого выхода, кроме драки).

учить ребенка давать сдачи в возрасте до трех лет не стоит, потому что он не способен понять, в каких ситуациях это надо делать, и может начать давать сдачи, когда его случайно толкнули или, когда у него забирают чужую игрушку.

 

Много забот взрослым приносят и случаи, когда дети кусают друг друга. При таком поведении малышей следует твердо сказать «нельзя!», оказать внимание «жертве», попросить посочувствовать обиженному ребенку, объяснить малышу, что нельзя кусаться, потому что жертва – живой человек и ей больно, а в дальнейшем выяснить причину «кусачести».

Иногда, особенно если ребенок тревожный, спокойно принять его агрессию, тем самым давая выход его гневу, и организовать место, где он может выражать агрессию (например, играя в буйные игры на диване, батуте или инсценируя агрессию в игре).

 

 

Альтернативные пути выражения агрессии.

1) Чувства можно выразить словами. Ребенок может просто сказать: мне это не нравится, я сержусь, я злюсь, я недоволен, мне неприятно, и т.п. Пока ребенок маленький, мама может проговорить его чувства за него: ты сердишься, потому что я не разрешаю тебе рисовать на обоях. Если ребенок подходит и бьет маму, можно сказать: не надо меня бить, я живая и мне больно; я понимаю, что ты сердишься, потому что я не разрешила тебе то-то и то-то, но бить меня не надо, лучше просто сказать, что ты сердишься. Я понимаю, что ты хочешь то-то и то-то, но делать это не надо, потому что... (объяснение); давай лучше делать то-то и то-то. При этом важно не запрещать хотеть ("как ты мог такое попросить!") и не отрицать желания ("на самом деле ты не хочешь то-то и то-то"), потому что это дезориентирует ребенка, и он перестает понимать, чего он хочет. Важно проговорить чувства ребенка, его желания, и то, почему эти желания не надо воплощать (негативные последствия, которые будут, если ребенок сделает то, что хотел).

2) Агрессию можно выразить жестами - например, топнуть ногой.

3) Агрессия может быть выражена в игре. Можно бороться и возиться с теми, кто не против это делать с мамой, папой, друзьями или кем-то еще) там, где это безопасно - на диване и на батуте или играть в игры с элементами агрессии ("стрельба", "столкновение", инсценирование драки на игрушках).

 

В конце первой части консультации, психолог предлагает родителям выполнить обрывную аппликацию по теме «Я – родитель».

Родители рассаживаются за столы, на которых приготовлены: клей-карандаш, цветная бумага, бумажные тарелки. Задание: отрываем кусочки цветной бумаги и приклеиваем на бумажную тарелку, создаем образ «Я – родитель». Под релаксационную музыку родители выполняют аппликацию. По мере выполнения работы, родители рассаживаются на стулья, стоящие по кругу. Все участники разворачивают свои работы, чтобы каждый участник мог рассмотреть получившийся образ каждого участника. По желанию, кто хочет, родитель рассказывает, что он изобразил, какие чувства испытывал в начале и в конце выполнения задания.

Психолог высказывает свое заключительное мнение о проделанной работе родителями, сообщает, что это упражнение хорошо для профилактики агрессивного поведения в любом возрасте, а т.ж. это упражнение хорошо работает на профилактику эмоционального выгорания.

 

Вторая часть консультации:

 

Вторая часть консультации, проводится в сенсорной комнате.

Все участники встречи занимаю удобное место на диванах или матах сенсорной комнаты. В темной сенсорной комнате, звучит тихо релаксационная музыка. Все участники принимают удобную позу, закрывают глаза, сосредотачиваются на звучащей музыке. Психолог предлагает выполнить упражнение «Тело – цветок» (упражнение для работы с телесным выражением эмоциональных проблем).

Упражнение. Представьте себе, что в каждом из органов вашего тела, на который вы обращаете внимание, расцветает какой-нибудь цветок. Затем представьте себе все тело, расцветшее цветами. Ощутите их аромат, попробуйте понять, какие чувства и энергию они вам дают.

Только не вырывайте ничего насильно! Попытайтесь представить цветы постепенно, можно вежливо и аккуратно заменить «не те» цветы на нужные, но всегда ориентируйтесь только на собственной самочувствие, а не на шаблоны внешней красивости или привычки. Если же все благополучно, то просто молча посидите 10 минут, вдыхая нежный аромат цветов и наслаждаясь их красотой, то получите такой отдых и внутреннее умиротворение, такой заряд психологического здоровья, что его хватит на несколько дней.

Постепенный выход участников из упражнения-медитации. Все желающие по очереди делятся своими впечатлениями о путешествии.

Далее психолог предлагает родителям переместиться на цветочную поляну. Под музыкальное произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского родители перемещаются на цветочную поляну: на полу сенсорной комнаты, на черной атласной ткани разложены карточки с цветами психологической игры Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Хранительницы сада», участники рассматривают цветы.

Психолог предлагает выбрать карточку с цветком, который больше всего понравился (ближе по душе), после садятся на свои места. Родители рассматривают цветы, читают высказывания. Каждый участник знакомится с историей своего цветка из книги Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Хранительницы сада». Обмен мнениями и впечатлениями.

Психолог сообщает: «Я вам предлагаю создать свою цветочную поляну». Родители вместе с психологом разворачивают рулон обоев на полу, на обоях размещают выбранные цветы (карточки с цветами).

Рисуют цветочную поляну, украшают декоративными камушками. Каждый участник придумывает название цветочной поляны, кто живет на этой поляне, какое настроение у жителей и т.д. После выполнения задания, психолог спрашивает: легко ли было работать совместно над созданием поляны, т.к. помимо своего сюжета, надо было объединить все в общий сюжет; пригодилось ли умение договариваться, обсуждать свой и общий план работы?.. Общий вывод психолога о процессе выполнения задания из наблюдений и высказываний участников.

 

Рефлексия встречи.

 

В конце встречи родители получают и заполняют анкету обратной связи (пожелания, была ли эта тема актуальна и т.д.).

 

Раздается каждому участнику раздаточный материал «Агрессия и ее причины», «Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности» (источник Степанова С.С. «Азбука детской психологии»).

 

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

«Агрессия и ее причины»

Агрессия – стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей сред­ствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: 
 

скандалы в семье, 

применение физической силы во время семейных ссор (драки), 

грубое, жестокое обращение с ребенком

привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п., 

просмотр боевиков, сцен насилия как в художествен­ных, так и в мультипликационных фильмах, 

одобрение агрессивного поведения как способа реше­ния конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!» 


 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности» 
 

Правила:

Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка. 

Адекватно оценивайте возможности ребенка. 

Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних на­ставлений оказывать ребенку необходимую помощь. 

Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам. 

Умейте идти на компромисс. 

Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помни­те: в сложной работе быть родителем не бывает выход­ных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка. 

Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с ко­торым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе

И самое главное правило: любите ребенка просто за, то, что он у вас есть, без каких-либо других условий! 

 

 

Используемая литература:

 

Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И.В. Ковалева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 48 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.

Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 314 с.

Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 164 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.