12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
BaRus54

     В дошкольном возрасте можно предупредить школьные трудности овладения чтением и письмом, так называемые дислексию и дисграфию, вовремя выявляя предпосылки данных нарушений у детей.

     Нарушения письменной речи являются одной из основных причин школьной неуспеваемости детей.Сформированные оптико-пространственные представления являются необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.

    У большинства детей , однако, к началу школьного обучения зрительно –пространствен- ные представления недостаточно сформированы, что приводит к появлению оптической дисграфии , т.е. недостаточная сформированность представлений о форме и величине предметов ,их расположении в пространстве по отношению к друг другу и зрительного анализа и синтеза. Это и является предпосылкой оптической дисграфии. У детей, кроме этого, отмечаются затруднения при употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.Ребёнок затрудняется в усвоении зрительных образов букв, многие из которых кажутся для него похожими. У него наблюдается замена букв, состоящих из одного количества одинаковых элементов, похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв и зеркальное их изображение. 

    Практика показала ,если у ребёнка сформированы зрительно- пространственные представления, то ребёнку не нужна логопедическая помощь в школе.

    Работа ведётся по развитию:

  • зрительного восприятия формы , величины предметов, высоты, толщины, длины, ширины предметов и сравнению их;
  • умению ориентироваться в пространстве (левая-правая) и относительно своего тела;
  • ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо.
  • элементы печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только с правой стороны.
  • называть буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

     С самых первых дней в школе ребенок будет работать с тетрадью в клеточку, что требует усидчивости, особой внимательности, развития глазомера и точных движений руки. Ему нужно будет ориентироваться на тетрадном листе (писать сверху, снизу, слева, справа), находить верхнюю, нижнюю, левую, правую стороны клеточки; середину клеточки, а также середину ее каждой стороны. Для освоения клеточного пространства сначала ребёнок рисует в одной клеточке, затем по точкам и, наконец, на странице в клетку. Затем он легко перерисовывает нужные ему картинки и выкройки, предварительно нанеся на них клеточную сетку.

      Технология «лэпбук» – самодельная, интерактивная папка, например, на тему «Знакомство с клеткой» позволяет  выполнять задания в интересной, игровой для ребёнка форме .(фото1.)

Изготовлена из заклеенных внахлёст двух картонных обложек с кармашками и вкладышами. ( фото 2)

Ребёнок может самостоятельно доставать и  перекладывать вкладыши (фото 3).

Пособие можно использовать и для занятий с детьми, как на индивидуальных занятиях так и для индивидуальных заданий во время фронтальной НОД. (фото 4)

Используется с целью:

  • развития зрительного внимания и памяти;
  • формирования пространственной ориентировки на листе, в клетке;
  • развития мелкой моторики;
  • формирования графических навыков письма.

 

«ВЕРХ-НИЗ; СЛЕВА-СПРАВА»:

1. Задание: « Проведи линию» от середины квадрата до середины левой стороны и т.д.

2. Задание: «Дорисуй»: Дорисуй в верхнем левом углу 2 рыбы, в правом верхнем углу 1 рыбу, внизу водоросли. (фото 5)

3. Задание: « Нарисуй справа такой же и раскрась их в любые цвета (фото 6)

4. Задание: «Срисовывание по тетрадной клеточке » (когда всё нарисуешь – раскрась), (фото 7)

«РИСОВАНИЕ ПОД ДИКТОВКУ» (Фото 8)

Задание: «Рисуй по стрелочкам» красным карандашом, начиная с красной точки. Назови буквы, которые у тебя получились. Прочти все слово.

«ДОРИСОВЫВАНИЕ »

Задание 1: «Заколдованные картинки » (Фото 9)

Задание 2: «Дорисуй недостающие части (Фото 10)

Задание 3: «Назови все известные тебе фигуры»

«СРИСОВЫВАНИЕ » (фото 11)

Задание: «Срисовывание в большем и меньшем масштабе»

«СОБИРАНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО » (Фото 12)

«ШТРИХОВАНИЕ » (Фото 11)

Задание: «Заштрихуй бусинки в трёх нитках бус так же, как на образце »

«РАСКРАШИВАНИЕ »

Задание 1: «Раскрась все ёлочные гирлянды по коду» (Фото 12)

Задание 2: «Раскрась второй поезд так же, как первый. Начинай с первого вагона  (Фото 13)

Умение ориентироваться на плоскости подготавливает ребенка к правильному сопоставлению реального пространства с планом, схемой, моделью, чертежом, уверенному ощущению себя в окружающем мире.

 

Литература:

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.

2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Союз 2001.

3. Шевелёв К. Знакомство с клеткой. - М.: Карапуз, 2001.

 


Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!

Лэпбук «Насекомые» печатный вариант

Лэпбук «Птицы» электронный

Лэпбук «Мир цвета» готовый вариант

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.