Технология «лэпбук» в работе по ранней профилактике дисграфии у дошкольников. Знакомство с клеткой
В дошкольном возрасте можно предупредить школьные трудности овладения чтением и письмом, так называемые дислексию и дисграфию, вовремя выявляя предпосылки данных нарушений у детей.
Нарушения письменной речи являются одной из основных причин школьной неуспеваемости детей.Сформированные оптико-пространственные представления являются необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.
У большинства детей , однако, к началу школьного обучения зрительно –пространствен- ные представления недостаточно сформированы, что приводит к появлению оптической дисграфии , т.е. недостаточная сформированность представлений о форме и величине предметов ,их расположении в пространстве по отношению к друг другу и зрительного анализа и синтеза. Это и является предпосылкой оптической дисграфии. У детей, кроме этого, отмечаются затруднения при употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.Ребёнок затрудняется в усвоении зрительных образов букв, многие из которых кажутся для него похожими. У него наблюдается замена букв, состоящих из одного количества одинаковых элементов, похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв и зеркальное их изображение.
Практика показала ,если у ребёнка сформированы зрительно- пространственные представления, то ребёнку не нужна логопедическая помощь в школе.
Работа ведётся по развитию:
- зрительного восприятия формы , величины предметов, высоты, толщины, длины, ширины предметов и сравнению их;
- умению ориентироваться в пространстве (левая-правая) и относительно своего тела;
- ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо.
- элементы печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только с правой стороны.
- называть буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.
С самых первых дней в школе ребенок будет работать с тетрадью в клеточку, что требует усидчивости, особой внимательности, развития глазомера и точных движений руки. Ему нужно будет ориентироваться на тетрадном листе (писать сверху, снизу, слева, справа), находить верхнюю, нижнюю, левую, правую стороны клеточки; середину клеточки, а также середину ее каждой стороны. Для освоения клеточного пространства сначала ребёнок рисует в одной клеточке, затем по точкам и, наконец, на странице в клетку. Затем он легко перерисовывает нужные ему картинки и выкройки, предварительно нанеся на них клеточную сетку.
Технология «лэпбук» – самодельная, интерактивная папка, например, на тему «Знакомство с клеткой» позволяет выполнять задания в интересной, игровой для ребёнка форме .(фото1.)
Изготовлена из заклеенных внахлёст двух картонных обложек с кармашками и вкладышами. ( фото 2)
Ребёнок может самостоятельно доставать и перекладывать вкладыши (фото 3).
Пособие можно использовать и для занятий с детьми, как на индивидуальных занятиях так и для индивидуальных заданий во время фронтальной НОД. (фото 4)
Используется с целью:
- развития зрительного внимания и памяти;
- формирования пространственной ориентировки на листе, в клетке;
- развития мелкой моторики;
- формирования графических навыков письма.
«ВЕРХ-НИЗ; СЛЕВА-СПРАВА»:
1. Задание: « Проведи линию» от середины квадрата до середины левой стороны и т.д.
2. Задание: «Дорисуй»: Дорисуй в верхнем левом углу 2 рыбы, в правом верхнем углу 1 рыбу, внизу водоросли. (фото 5)
3. Задание: « Нарисуй справа такой же и раскрась их в любые цвета (фото 6)
4. Задание: «Срисовывание по тетрадной клеточке » (когда всё нарисуешь – раскрась), (фото 7)
«РИСОВАНИЕ ПОД ДИКТОВКУ» (Фото 8)
Задание: «Рисуй по стрелочкам» красным карандашом, начиная с красной точки. Назови буквы, которые у тебя получились. Прочти все слово.
«ДОРИСОВЫВАНИЕ »
Задание 1: «Заколдованные картинки » (Фото 9)
Задание 2: «Дорисуй недостающие части (Фото 10)
Задание 3: «Назови все известные тебе фигуры»
«СРИСОВЫВАНИЕ » (фото 11)
Задание: «Срисовывание в большем и меньшем масштабе»
«СОБИРАНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО » (Фото 12)
«ШТРИХОВАНИЕ » (Фото 11)
Задание: «Заштрихуй бусинки в трёх нитках бус так же, как на образце »
«РАСКРАШИВАНИЕ »
Задание 1: «Раскрась все ёлочные гирлянды по коду» (Фото 12)
Задание 2: «Раскрась второй поезд так же, как первый. Начинай с первого вагона (Фото 13)
Умение ориентироваться на плоскости подготавливает ребенка к правильному сопоставлению реального пространства с планом, схемой, моделью, чертежом, уверенному ощущению себя в окружающем мире.
Литература:
1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Союз 2001.
3. Шевелёв К. Знакомство с клеткой. - М.: Карапуз, 2001.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Аушева Елена Васильевна
BaRus