Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1
0
Материал опубликован 24 January

Выступление на родительском собрании

«Профилактика правонарушений в школе»


Автор: Шестакова Маргарита Юрьевна

МБОУ Шуваевская СОШ



Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.  Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях. По данным Главного управления МВД России по Красноярскому краю, вдвое увеличилось число преступлений, совершаемых подростками в состоянии наркотического опьянения.

Можно выделить некоторые тенденции преступности несовершеннолетних и молодёжи в России:

1) идет процесс омоложения преступности, всё больше молодых людей вовлекаются в сферу организованной преступности (рэкет, проституция, торговля наркотиками);

2) растёт рецедив (более 40 % преступлений совершается повторно);

3) наблюдается феминизация молодёжной преступности (преступность девушек за последние десятилетия выросла в 2 р);

4) широкое распространение среди молодёжи получает употребление психоактивных веществ: наркотики, транквилизаторы, алкоголизм, никотин и др. Появилась так называемая молодёжная наркотическая субкультура, которая базируется в дискотеках, досуговых учреждениях, учебных заведениях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Современная психология и педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель, оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителям-предметникам.

К сожалению, отношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Ученые считают семью «столь мощным средством воспитания, с кем не может конкурировать ни один институт общества». То, каким вырастает ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает разным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности, когда его уважают и любят. И ненормальным, когда ребёнок – лишь баловень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никто, кроме близких для ребенка людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании и жизни детей, сколько может сделать семья.

Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их как хочу и как могу.

Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело.

Посмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

Неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством

Порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности).

Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство).

Предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.)

Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Социальные факторы, влияющие на противоправное поведение подростков.

Неблагоприятные условия семейного воспитания:

Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений.

Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточная любовь и внимание родителей

Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.

Гиперопека

Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность.

При ослаблении контроля ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка

В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности.

Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей

Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.

Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.

Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) в период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Биологические факторы:

Стремление к самостоятельности

Негативизм и упрямство

Повышенная уязвимость

Неконструктивные формы реагирования.


Причины, по которым ребёнка можно поставить на учёт.

•      нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

•      пропуски учебных занятий (прогулы);

•      постоянные драки, грубость, сквернословие;

•      драки, приводящие к телесным повреждениям;

•      курение;

•      употребление спиртных напитков;

•      совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой 

 его в органы  милиции;

•  совершение преступления или соучастия в нем;

•    систематическая порча государственного и личного имущества;

•     издевательства над маленькими или более слабыми учащимися,  над учащимися другой национальности

•    единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла   угроза здоровью другого человека;

•     совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная  ответственность.


         В нашей школе работает Совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

•     невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

•     уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Уважаемые родители, напомню вам, что: уголовная ответственность – самый строгий вид юридической ответственности. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет,  такие как:

•         убийство;      умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;   похищение человека;     изнасилование;   кража;   грабеж;    разбой; вымогательство;      угон транспортного средства;    умышленное уничтожение или повреждение         имущества;   терроризм;  захват заложника;  заведомо ложное сообщение об акте терроризма;    хулиганство при отягчающих бстоятельствах;     вандализм;      хищение оружия, наркотиков; приведение в негодность транспортных средств или  путей сообщения.

Наказание несовершеннолетних за совершение правонарушений:

Рассмотрение материалов дела на КДН

Постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних

Родители оплачивают штраф

При повторном совершении правонарушении штраф удваивается

При совершении преступления трижды несовершеннолетний отправляется - в спецшколу.

  УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:

      Штраф;  Обязательные работы; Исправительные работы; Лишение прав заниматься определённой деятельностью; Арест;  Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.


Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком


- Сохраняйте спокойствие и достоинство. Криками и угрозами вы ничего не добьётесь.

- Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.

- Поговорите с ребёнком на равных. Вполне возможно, что он ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

- Сохраните доверие ребенка к себе.

- Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком.

- Измените свое отношение к ребенку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.

- Не позволяйте собой манипулировать. 

- Не исправляйте за ребенка его ошибки.  

- Меньше говорите, а больше делайте.

-Установите разумные границы контроля.

- Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

- Не пускайте процесс на самотек.

- Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком

- Ежедневно контролируйте успеваемость детей

- Боритесь с прогулами занятий.

- Организовывайте досуг ребенка. Вовлекайте его в занятия спортом, кружковую работу.

-Не допускайте конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.

- Не ставьте детей на второе место после карьеры.

- Прививайте правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности.

- Старайтесь пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к ровесникам.

- Знайте с кем общается ваш ребенок.

- Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.


Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом. Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех в воспитании наших детей.


Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

В заключении своего выступления хочется прочесть такую притчу.

Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации