12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рынзина Анна Геннадьевна66
Педагог-психолог в ОГАПОУ "БТПиСУ", аспирант в НИУ "БелГУ"
Россия, Белгородская обл., Белгород

УДК 316.624


ПРОФИЛАКТИКА СКУЛШУТИНГА В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рынзина Анна Геннадьевна

Педагог-психолог

Григорьева Лидия Анатольевна

Социальный педагог

Рождественский Михаил Викторович

Преподаватель ОБЖ

Тишкина Людмила Сергеевна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»,

город Белгород


Аннотация. В статье представлено описание опыта работы социально-психологической службы ОГАПОУ «БТПиСУ» по профилактике экстремизма, в частности – массовых школьных расстрелов.

The article describes the experience of the social and psychological service of OGAPOU «BTPiSU» for the prevention of extremism and school shooting.

Ключевые слова: девиантное поведение, экстремистская деятельность, скулшутинг, профилактика экстремизма

Keywords: deviant behavior, extremist activity, school shooting, prevention of extremism


Проблема участия молодежи в экстремистской и террористической деятельности не теряет своей актуальности. Скулшутинг (массовые расстрелы в образовательных организациях) как одна из «форм девиантного поведения террористической направленности» [2, с. 368] также находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых.

География скулшутинга очень обширна. Наиболее распространена данная проблема в США. Первым случаем на территории этой страны стал произошедший в 1927 году. Тогда в результате массовой стрельбы в школе погибло 44 человека, еще 56 получили ранения. Одним из самых громких случаев стал инцидент в школе Колумбайн (Колорадо) 20 апреля 1999 года. В последующем в США произошел еще не один случай массовых убийств в учебных заведениях. Подобные случаи также происходили в Канаде, Финляндии, Германии и во многих других странах мира.

Принято считать, что первый случай скулшутинга в России произошел в 2014 году в Москве. В 2018 году произошел очередной случай в г. Керчь в керченском политехническом колледже, где в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, а ранены еще 67. В 2019 году в г. Благовещенск в Амурском колледже строительства и ЖКХ в результате школьной стрельбы погибло 2 человека (включая нападавшего), еще 3 человека пострадали. В 2021 году произошли два таких случая: в гимназии №175 г. Казань и в Пермском государственном университете. В Казани погибли 9 человек, пострадали 32, в Перми – 6 погибших и 47 пострадавших [4].

Цель статьи – ознакомить с опытом организации и проведения а) диагностической работы по выявлению обучающихся, склонных к экстремизму; б) профилактической работы по противодействию экстремистской деятельности, а в частности – профилактики скулшутинга.

В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм предполагает:

«- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения» [1, ст. 1].

Для диагностики склонности к экстремизму часто используются шкалы аттитюдов, направленные на измерение различных сопряженных с экстремизмом явлений: F-шкала Т. Адороно, индекс толерантности Г.У. Солдатовой, шкала этнонациональных установок О.Е. Хухлаева, шкала ксенофобских установок подростков О.Д. Гуриной, методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла и т.д.

Д.Г. Давыдов и К.Д. Хломов в 2017 году разработали методику «Шкалы склонности к экстремизму» с подтвержденной надежностью и валидностью. Авторы подчеркивают необходимость ориентации на поведенческие проявления, а также определение ключевой роли насильственности. «В общем виде насильственный̆ экстремизм можно определить как использование и пропаганду использования крайних средств (прежде всего, насилия) для достижения каких-либо целей. Это позволит исключить распространенную ошибку выведения экстремизма из идеологии, поскольку экстремистское поведение не столько вызывается идеологией, сколько ею оправдывается», – пишут авторы [6, с. 81].

Авторы [5, с. 63] провели обзор публикаций по проблеме скулшутинга и определили, что школьные расстрелы заслуживают определения как самостоятельного феномена, так как они отличаются от прочих преступных действий с использованием огнестрельного оружия по ряду признаков: 1) убийства и ранения совершаются в ограниченное время, как единая акция; 2) «стрелок» берет в учебное заведение оружие с целью именно убийства, а не просто демонстрации; 3) преступник стреляет в людей, которые не были его первоначальной целью.

М.В. Авакьян рассматривает скулшутинг как форму девиантного поводения и отмечает малую разработанность данной проблемы в отечественной психологической науке. Автор пользуется определением, предложенным Ю.В. Суходольской, рассматривающей данное явление как «убийство двух или более лиц, совершенное одновременно либо на протяжении небольшого промежутка времени в образовательной организации, без периодов эмоционального охлаждения, сопряженное с опасностью для неопределенного количества лиц, характеризующееся единым преступным намерением при отсутствии террористических либо корыстных мотивов» [2, с. 368].

Несмотря на тот факт, что построение личностного профиля «школьного стрелка» является одной из самых популярных тем научных публикаций, точного портрета ученика, готовящего нападения, нет. Причины школьных расстрелов также недостаточно изучены, однако некоторые ученые выделяют следующие факторы [цит. по 5]:

- самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;

- наличие психологических трудностей или расстройств;

- распространенность культурных сценариев, в которых поддерживают насилие как средство решения проблем;

- отсутствие системы выявления потенциальных стрелков в школе;

- доступность оружия.

Представим результаты эмпирического исследования. Диагностика проводилась посредством методики «Шкалы склонности к экстремизму» Д.Г. Давыдова, К.Д. Хломова. В исследовании, проведенном на базе ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», приняло участие 120 человек, из них 104 девушки и 16 юношей в возрасте от 15 до 18 лет. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

t1643051985aa.gif

Условные обозначения: 1- Культ силы; 2 – Допустимость агрессии; 3 – Интолерантность; 4 – Конвенциональное принуждение; 5 – Социальный пессимизм; 6 – Мистичность; 7 – Деструктивностъ и цинизм; 8 – Протестная активность; 9 – Нормативный нигилизм; 10 – Антиинтрацепция; 11 – Конформизм.

Рисунок 1 – Выраженность диспозиций студентов (%)

В целом среди первокурсников не отмечается риска склонности к экстремизму. Однако 25% студентов показали повышенные баллы по 1-3 шкалам, что не является поводом включать данных студентов в группу риска, но требует обращения особого внимания.

Наибольшая выраженность (в 15% случаев) получила шкала «Конвенциональное принуждение». Диспозиция основана на идее Т. Адорно, который отмечал тенденцию выискивать людей, не уважающих общие ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их. Диспозиция выражается в приоритете ценности восстановления справедливости, причем осуществление этой цели предполагается путем повышения жесткости требований к себе и другим.

В рамках мероприятий по противодействию экстремизма нами был разработан план, включающий в себя проведение просветительских и профилактических мероприятий, таких как: проведение «Дня солидарности в борьбе с терроризмом», тематических классных часов, посвященных Дню народного единства, международному дню толерантности, распространение памяток, посвященных противодействию экстремизма и терроризма, практическая направленность занятий по ОБЖ по мерам безопасности и действиям в случае чрезвычайных ситуаций, работа по просвещению родителей и законных представителей обучающихся и другие.

В рамках занятий по ОБЖ нами был составлен открытый урок на тему: «Скулшутинг. Защити себя сам», который был проведен преподавателем ОБЖ совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом техникума. На занятии были рассмотрены следующие вопросы:

1. Скулшутинг или массовая стрельба в учебных заведениях: понятие, разработанность проблемы в научном мире, география случаев школьной стрельбы.

В ходе обсуждения вопроса студенты были проинформированы о научных подходах к проблеме скулшутинга, актуализировали знания о случаях массовых убийств в мире и России.

2. Основные причины, этапы и проявления – на что обращать внимание.

По данному вопросу студентам было предложено описание этапов, факторов скулшутинга, психологических черт «стрелка». Обучающиеся посмотрели короткометражный ролик «Вы не заметили» и постарались обратить внимание на «тревожные звоночки» в поведении ученика.

3. Способы реагирования, если ситуация скулшутинга произошла в учебном заведении: практическая отработка навыков.

В ходе данного этапа занятия студентами совместно с преподавателем был отработан механизм действий при вторжении в учебное заведение вооруженных лиц: действия против лиц, вооруженных холодным и огнестрельным оружием; сооружение баррикад; порядок эвакуации из опасного места.

Таким образом, скулшутинг является одной из форм девиантного поведения террористической направленности. Основные отличия данного вида преступных действий от схожих – тот факт, что он представляется как единая акция (происходит за короткий промежуток времени); ученик (или бывший ученик) имеет цель убить или ранить кого-либо (а не просто напугать учеников или похвастаться оружием); жертвами становятся случайные люди (не всегда и не обязательно «обидчики»). На базе ОГАПОУ «БТПиСУ» было проведено диагностическое исследование склонности к экстремизму с целью дальнейшего планирования коррекционной и профилактической работы с обучающимися. Участниками стали студенты 1 курсов в количестве 120 человек. Среди подростков и молодых людей, прошедших диагностику склонности к экстремизму, не было выявлено обучающихся, вошедших в группу особого внимания социально-психологической службы. Однако это не исключает необходимости профилактической работы, в рамках которой был запланирован ряд мероприятий. Одним из таких мероприятий стал интегрированный урок, составленный и проведенный совместно социально-психологической службой техникума и преподавателем ОБЖ.


Список литературы

1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2. Авакьян, М.В. Скулшутинг как форма девиантного поведения террористической направленности / М.В. Авакьян // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании : международный научно-практический форум (27-31 августа 2020г., г. Калининград): сборник трудов. – Калининград: Издательство Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 368-375. 3. Бабичев, А.Ю. Проектирование мероприятий, направленных на повышение информированности учащихся о скулшутинге / А.Ю. Бабичев // Междисциплинарные исследования современности (16 июня 2021 года, г. Ростов-на-Дону) : материалы 32 Всероссийской научно-практической конференции. – С-Пб.: Издательство ВВМ, 2021. – С. 61-65. 4. Гончарова, Л.А. «Колумбайн» и скулшутинг в структуре молодежного экстримизма и терроризма / Л..А. Гончарова // Вестник ВИЭСУ. – 2019. – №2. – С. 29-31. 5. Давыдов, Д.Г. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика / Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов // Национальный психологический журнал. – 2018. – №4. – С. 62-76. 6. Давыдов, Д.Г. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма / Д.Г. Давыдов, К.Д. Хломов // Психологическая диагностика. – 2017. – №1. – С. 78-97. 7. Суходольская, Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен / Ю.В. Судохольская // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – №3. – С. 117-120.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.