12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черновалова Людмила Юрьевна110
3

Доклад на тему «Профилактика экстремистского и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве»

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКОГО И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

 

Черновалова Людмила Юрьевна,

Мастер производственного обучения

ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум»,

г. Палласовка

 

Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. Численность аудитории социальных сетей в России на начало 2020 года составила 70 миллионов пользователей, то есть 48% от всего населения страны.

В социальных сетях проводит время, по большей части, молодёжь. Старшее поколение, как правило, не имеет ни достаточного количества свободного времени, ни привычки проводить таким образом свой досуг. Молодёжь, увлечённая возможностью самовыражения в интернете, активно вступает в виртуальные контакты – и становится добычей виртуальных экстремистов.

Молодёжь составляет подавляющее большинство экстремистских субкультур. Возраст от 14 до 22 лет считается самым опасным для усвоения экстремистских идей. Этому возрасту присуще обострённое чувство справедливости, поиск ценностей и смысла жизни.

Социальная и материальная незащищённость молодёжи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности лёгкого распространения радикальных идей среди молодёжи.

С развитием информационно—коммуникативных технологий и повсеместным распространением Интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Благодаря этому, экстремизм параллельно существует, как в реальном мире, так и в виртуальном, приобретая конкретные очертания и проявления в реальности. Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также их быстрое распространение методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост». Тем самым достигая желаемого результата за очень короткое время на относительно большой аудитории.

Рост экстремистского контента в сети Интернет требует не только адекватных мер реагирования на соответствующие публикации, но и выработку системы мер профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.

Но, что мы можем противопоставить этой агрессии, например, с позиции образовательного учреждения? Здесь выбор не велик и сводится к трём основным направлениям:

1) образование, как процесс воспитания и обучения с целью формирования устойчивого иммунитета к деструктивным идеологиям;

2) профилактика, как инструмент своевременного выявления, локализации и устранения рисков проникновения в студенческую среду и распространения в ней деструктивных идеологий;

3) контент-фильтрация, как средство защиты учащихся и сотрудников образовательного учреждения от опасной и негативной информации в интернете.

В основе любого из этих направлений лежит правильный выбор методологии и принципов организации, в зависимости от условий, в которых находится образовательное учреждение и возможностей образовательного учреждения.

Итак, первое и, пожалуй, главное направление деятельности образовательного учреждения заключается в формировании у студентов устойчивого иммунитета к деструктивному влиянию вообще и к влиянию экстремистской и террористической идеологии, в частности.

Мы знаем, что основными инструментами влияния на общество и даже управления обществом являются СМИ, социальные сети и образование. Понятно, что контент и того, и другого, и третьего определяют в конечном итоге уровень социально-политической стабильности в обществе. Однако, именно качество и содержание образования или его отсутствие определяет объективность восприятия человеком информации и его реакцию (реагирование) на тот или иной посыл, исходящий от СМИ, социальных сетей, «сарафанного радио» или иных источников информации (поверил или усомнился, отверг, принял к сведению или принял в качестве руководства к действию и т.д.). Именно поэтому образование – она из ресурсных сфер жизни общества. Это не только база подготовки современных специалистов, но и инструмент формирования структуры и качества гражданского общества.

Главная задача образовательного учреждения организовать посредством воспитания и обучения за относительно короткий срок эффективную работу по формированию у студентов устойчивого иммунитета, в том числе к экстремистской и террористической идеологии.

Безопасное поведение в Интернет основано на знании рисков и умении их избегать или преодолевать. Когда мы говорим о формировании антитеррористической грамотности, то конечно наиболее значимыми рисками являются контентные и коммуникационные риски.

Для эффективности информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в молодёжной среде  в рамках нашего образовательного учреждения проводятся:

Обучение педагогов образовательного учреждения на курсах повышения квалификации по безопасному использованию сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации, основам обеспечения информационной безопасности детей.

В рамках педагогических советов, инструктивно-методических совещаний и конференций проводится консультационная и методическая работа по вопросам ограничения доступа к информационным ресурсам сети Интернет, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся.

Изучение в рамках информационных дисциплин темы «Информационная безопасность».

Информационно-просветительская работа с родителями по профилактике экстремистского влияния социальных сетей на студентов состоит из: тематических родительских собраний, регулярных информационных рассылок в родительских чатах.

На интернет-сайте техникума и официальных страничках в социальных сетях ВКонтакте и Инстаграмм систематически размещается информация, по профилактике экстремизма, направленная на формирование у студентов чувства патриотизма, гражданственности, информации этнокультурного характера.

В рамках профилактики безопасного поведения в сети Интернет в студенческая газете «МастерОК» регулярно освещаются мероприятия по профилактике экстремизма в подростковой молодёжной среде, мероприятия патриотической направленности, публикуются памятки «Безопасность в сети интернет», «Осторожно экстремизм!» и т.д., проводятся единые тематические классные часы, акции.

Участие студентов техникума в едином уроке в сети «Интернет», международном квесте цифровой грамотности "Сетевичок" и др., позволяет формировать цифровую грамотность студентов.

В соответствии с Методическими и справочными материалами для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях, реализован комплекс организационных мероприятий по обеспечению безопасного интернета

в целях контроля за качеством доступа к ресурсам сети Интернет проводится регулярный мониторинг качества доступа к интернет-ресурсам в рамках которого отслеживаются проблемы с доступом к ресурсам сети Интернет образовательных организаций.

Законодательство РФ возлагает на администрацию учебных заведений ответственность за соблюдение правил доступа в интернет для несовершеннолетних.

Для блокировки доступа к сайтам, не имеющим отношения к образовательному процессу, мы используем специальное решение для контентной фильтрации в школах, гимназиях, колледжах и других учебных заведениях - интернет-фильтром SkyDNS, который позволяет:

 - Выполнить требования законодательства по защите детей от запрещённого контента.

 - Обеспечить учащихся безопасным интернетом.

Соответствует требованиям законодательства, в частности: Закону N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Методическим рекомендациям Министерства образования и науки по блокировке запрещённых ресурсов в образовательных учреждениях; Закону N 114-ФЗ «О противодействии экстремизму».

В завершение хочется отметить, что без профилактических мероприятий невозможно своевременное выявление, локализация и устранения рисков проникновения в студенческую среду и распространение в ней деструктивных идеологий, эффективная борьба с экстремистскими проявлениями в социальных сетях и сети Интернет.


 

Библиографический список

Кудашкин Я.В. Правовые аспекты противодействия терроризму в сети Интернет // Реализация государственной политики по противодействию терроризму и экстремизму в Российской Федерации: основные направления, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «X Державинские чтения в Республике Мордовия» (Саранск, 25 апреля 2014 г). — Саранск, 2014.

Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ // РГ. 2016. 28 июня.

Осипенко А.Л. Особенности раскрытия преступлений экстремистской направленности, совершаемых в сети Интернет // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. — 2015. — № 1.

Поляков В.В. Использование сети Интернет при совершении преступлений против детей // Сборник материалов криминалистических чтений. — 2014. — № 10.

Поляков В.В. Средства совершения компьютерных преступлений // Доклады Томского государственного

Седых Н.С. Роль массовой коммуникации в информационно-психологическом противодействии терроризму // Национальная безопасность. 2014. № 1.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.