12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бердюгина Юлия Сергеевна20
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Профориентационная работа на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями

«Нам нужно выстроить современную

профориентацию. Здесь партнерами школ

должны стать университеты, научные

коллективы, и успешные компании»

В.В. Путин

Выбор профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Но особенно важен он для учащихся старших классов, впервые стоящих перед необходимостью выбора профессии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 105 имени Героя России Ивана Шелохвостова» г. Новосибирска находится в спальном микрорайоне, в отдалении от транспортных магистралей. Спецификой школы является удаленность от культурных центров района, профессиональных образовательных организаций, наличие групп дошкольного обучения.

Изучение состояния профориентационной работы, которое проводилось в общеобразовательной организации среди обучающихся МБОУ СОШ № 105, г. Новосибирска и их родителей, подтвердило необходимость организации эффективной профориентации.

Результаты изучения состояния профориентации свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной комплексной работы с обучающимися по развитию интереса к рабочим профессиям и осознанного их выбора.

Значительное влияние на этот выбор имеют такие факторы, как: мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в районе, населенном пункте. Поэтому, об осознанном выборе говорить не приходится. Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности не учитываются.

Для эффективной профориентации необходимо создание «Сетевой школы» для разных возрастных групп, начиная с дошкольного образования и заканчивая учащимися старших классов. Но в образовательной организации отсутствуют условия для организации профориентационной работы по развитию интереса у обучающихся к рабочим профессиям и осознанного самоопределения в выборе своей жизненной и профессиональной траектории. А это значит, что целью будет являться создание условий для обеспечения развития интересов у обучающихся к рабочим профессиям и осознанного профессионального самоопределения на основе сетевого взаимодействия ДОУ, ОО, ПОО.

Основные задачи:

создать нормативно-правовое обеспечение для функционирования профориентационной работы «Сетевой школы»;

создать систему мониторинга по выявлению потребности в рабочих профессиях и перспективах их развития в регионе, обеспечить разработку и реализацию комплексной программы профориентационной работы;

объединить усилия ДОУ, ОО, ПОО по укреплению и расширению материально-технической, педагогической, методической базы профориентационной работы;

обеспечить переход к практико-ориентированным методам профориентационной работы на условиях непрерывности и преемственности.

Одним из решений данной проблемы может стать организация «Сетевой школы», которая объединит организации дошкольного, школьного и профессионального образования, родителей и работодателей.

u1652033289.png

Данная модель взаимодействия построена на принципах непрерывности и преемственности на разных уровнях профориентационной работы по рабочим профессиям. На каждом этапе происходит прирост содержания профориентационной работы с увеличением практикоориентированности и создания особых условий для проведения профессиональных проб. Активными участниками на всех уровнях сетевой школы являются родители.

«Сетевая школа» создаётся на базе общеобразовательной школы, к работе привлекаются ресурсы дополнительного образования, центров занятости, предприятий.

Взаимодействие участников «Сетевой школы» предполагает следующую организацию профориентационного развития и самоопределения обучающихся в рабочих профессиях.

m1652033253.png

Первый этап - Игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными рабочими профессиями (игры в шофера, врача, продавца, парикмахера и т.д.)

На данном этапе  ролевыми играми выступают: «Я - парикмахер», «Я - строитель». При этом создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, появляются представления о назначении, содержании отдельных профессий и возникают ранние профессиональные устремления (наклонности) детей.

Одним из источников информации для знакомства с рабочими профессиями выступают родители. Они проводят презентации своих профессий, организуют экскурсии на производство, участвуют в проведении мастер-классов.

На этом этапе, с целью соблюдения преемственности в изучении профессий, важно взаимодействие ДОУ и ОО. К этой работе с малышами привлекаются школьники 8-9 классов, которые участвуют в ролевых играх по профессиям, проводят презентации своих проектов о рабочих профессиях.

Следующий этап - профориентационная работа в общеобразовательных организациях, включает в себя:

1 ступень – начальная школа. Ребята знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, устные журналы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков, ролевые и деловые игры, классные часы. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры. Уже в начальной школе предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках декоративно-прикладного, технического творчества.

2 ступень – 5-9 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры- путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся изучают многообразие рабочих профессий через проектную деятельность. Практикуются экскурсии в ПОО. Все это предусматривает целенаправленную профориентационную работу, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и рабочей профессии.

На всех этапах обучения в школе разворачивается консультационная деятельность среди обучающихся и их родителей, проводимая представителями ПОО, представителями рабочих профессий.

Особенностью профориентационной работы в школе является использование различных методов. Одним из практико-ориентированных методов является профессиональная проба.

«ПРОФЕССи- Я»Профориентационная работа в ПОО ориентирована на закрепление интереса обучающихся к выбранной профессии, углубление их первоначального профессионального опыта через учебные и производственные практики, конкурсы профессионального мастерства, в том числе WOLDSKILLS, участие в проектах «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ», наставничество и тьюторство, лабораторные и практические занятия, научно-практические конференции, предпринимательская деятельность, профильные смены.

На этапе обучения в ПОО важную роль играет развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения. Основными участниками становятся представители производственных предприятий, бизнес-партнеры, центры занятости населения, центры содействия трудоустройству выпускников.

Сами студенты выступают в роли волонтеров - участников профориентации в ОО. Получив первые практические навыки по рабочей профессии, они активно участвуют и привлекают школьников к участию: в профпробах, в организации и проведении дней открытых дверей, совместно с мастерами производственного обучения проводят мастер-классы, презентации своей профессии, экскурсии, конкурсы профессионального мастерства, рекламные кампании, осуществляют предпринимательскую деятельность, готовят школьников к участию в профессиональных конкурсах, в том числе JuniorSkills.

Интерес к рабочим профессиям начинает закладываться в старших группах детского сада и продолжает целенаправленно развиваться на всех этапах обучения. В результате создаются условия сетевого взаимодействия для обеспечения развития интересов у обучающихся всех уровней к рабочим профессиям. Выявляются и внедряются эффективные формы работы, в основе которых лежат профессиональные пробы.

«Сетевая школа» объединяет усилия ДОО, ОО, ПОО по укреплению и расширению материально-технической, педагогической и методической базы по профориентационной работе.

Вся профориентация основывается на комплексной, целевой программе, где делается акцент на востребованные в регионе рабочие профессии, включенные в ТОП-50.

Успешность реализации проекта обеспечивается активным участием всех участников проекта: педагогов, обучающихся, родителей, работодателей.

«Сетевая школа» способствует активизации процесса самопознания, позволяет учащимся сориентироваться в профессиях, помогает в выборе профессиональной деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться в выбранной профессии.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И

ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Проект «Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации обучающихся в процессе воспитания и обучения на 2016–2020 годы в Новосибирской области».

11.Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., СарычевС. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнертсва, 2014г.

12.Каганов В.Ш. Вне рамок школьного стандарта // Директор школы. – 2013. - № 9.

13.Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2016. – 160с.

14.Семенова Е.А. Проблемы формирования нового технологического уклада в России // www.riss.ru/analitika/2501#.VC6xLa7H6V.

15.Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения. Ярославль: ИРО, 2016.

16.Шушкевич Ю. О целях и задачах реформы сферы образования России в условиях перехода к технологическому укладу // www.conjunc.ru/author/yur_shushkevich/

17. Национальный проект «Образование» 2019–2024 : [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2019).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.